Красный, жёлтый, зелёный: как школы Алтайского края будут работать после каникул
В ходе интернет общения Максим Костенко рассказал, как будет организован образовательный процесс в Алтайском крае в ближайшие дни и даже месяцы. «Бийский рабочий» публикует ответы министра на самые животрепещущие вопросы от родительского и преподавательского сообщества.
- С 9 ноября будет «дистант» или каникулы?
– 5 ноября состоялся оперативный штаб под председательством Губернатора Алтайского края, на котором было принято решение продлить каникулы для ребят с 1 по 11 класс до 15 ноября включительно. Каникулы продлены из-за того, что у нас сохраняется сложная эпидемиологическая ситуация среди взрослых. Как по ОРВИ, так и по коронавирусу.
- Зачем детям изначально продлевали каникулы до 8 ноября?
– Очень важно всегда учитывать эпидемиологический фактор. От того, как мы сможем договориться во имя благополучия и комфорта детей, насколько конструктивно подойдем к организации учебного процесса, зависит очень многое. Каникулы были продлены из-за ОРВИ среди взрослых (в том числе учителей). На тот период у нас было небольшое количество ребят с положительным ковидом, и это не было основной причиной. За каникулярный период количество заболеваемости ОРВИ среди учащихся снизилось почти в три раза. В два раза – снизилось количество заболевших учителей, среди которых также зарегистрированы и заболевшие коронавирусом. В некоторых школах чисто физически было сложно замещать учителей, которые находились на листке нетрудоспособности. Педагогический состав нужно сохранять, заботиться о здоровье каждого учителя, поэтому такое решение и было принято.
- Что будет после 15 ноября? Выйдут ли дети в школу или останутся на «дистанционке»?
– Если не будет никаких дополнительных установок, зависящих от динамики эпидемиологической ситуации, дети выйдут на очный формат обучения. Тем временем, к 16 ноября каждая школа для себя должна определить свой режим работы.
- Что означает упомянутый вами «режим работы» школы?
– Мы предлагаем рассмотреть такую четырехуровневую систему эпидемиологической безопасности детей и учителей в каждой конкретной школе.
Первый уровень («зеленый»): до 25% обучающихся и до 20% учителей в параллели не могут находиться в школе (самоизоляция либо листок нетрудоспособности). Предполагается усиление мер санитарно-эпидемиологической безопасности, масочный режим для учителей за пределами классных комнат, усиленные уборки всех поверхностей, многократная термометрия и т.п.
Второй уровень («желтый»): родители могут перевести ребенка на семейное обучение, и он временно (например, до конца четверти) отчисляется из школы. Однако место за учеником сохраняется. Когда ребенок сдаст промежуточную аттестацию, он может в школу вернуться. Также есть вариант до 2-ух недель, когда нет больничного листа, подтверждения, что кто-то из семьи болен: информировать классного руководителя и выполнять задания самостоятельно, дома.
Третий уровень («оранжевый»): когда 20% и более в классе детей заболевает. Тогда школа или класс закрывается на карантин. Здесь учитывается общая статистика: не только ОРВИ, но и ковид с учетом самоизоляции. Здесь возможна смешанная схема обучения, где часть предметов проходит в удаленном формате, а часть – в очном. Цикличная форма предполагает: две недели удаленного обучения, две – очного.
Четвертый уровень («красный»): большинство учителей (от 30%) становятся нетрудоспособными. Мы рекомендуем школам переходить на удаленную, либо цикличную форму обучения до конца четверти. Это даст возможность предотвратить заболеваемость среди учителей. Также школы могут перейти на внеплановые каникулы не менее двух недель.
Здоровые дети должны учиться, остальные – получать образование дистанционно.
- До какого числа продлится вторая четверть?
– Вторая четверть по графику, закончится 29 декабря. Потом мы уходим на зимние каникулы до 9 января включительно.
- Не пострадает ли качество образования из-за длительных каникул?
– Конечно, чем дольше ребята не ходят в школу, тем сложнее реализовать Федеральные государственные образовательные стандарты в установленном промежутке времени. Поэтому для учителей мы открываем методическую линию поддержки. Мы сформировали рекомендации по ускоренной реализации образовательных стандартов. Кроме того, также начнут свою работу информационные линии поддержки для родителей на портале психолого-педагогического центра. Об этом будет сообщено дополнительно.
Мы понимаем, что не все родители могут эффективно справляться с нагрузкой воспитания и образования детей в связи с рабочим графиком, поэтому развиваем формы дистанционной занятости. Там, где позволяет эпидситуация, проводятся очные мероприятия.
Хочу отметить, что дети не являются источниками заражения ковидом взрослых. И это – доказанный факт. Но дети могут заражать друг друга и взрослых ОРВИ, гриппом и пр.
- Как будут работать колледжи?
– Мы рекомендуем переходить на цикличный тип обучения. Если более 30% педагогического состава заболевает, переходим на вынужденные каникулы.
- Как быть школам, которые уже вышли с каникул?
– Рекомендуется уйти на недельные каникулы.
- Можно ли учиться на «дистанте» во время каникул?
– Это не запрещено, но мы просим в школах учебный процесс пока не проводить. Но онлайн образование, связанное с подготовкой к ОГЭ или ЕГЭ может быть реализовано.
- Учителям 60+ нужно уходить на самоизоляцию?
– Мы рекомендуем это сделать, либо организовать процесс удаленного обучения. У нас почти 8% учителей в возрасте 60 и старше, и это существенная цифра от общего количества учителей. Нужно поберечь старшее поколение.
- Закроют ли детсады?
– Детсады работают на 100%. У нас, в отличие от весенней ситуации, нет ограничений по экономической деятельности.