Бийский рабочий

Лариса Фоминская: Коронавирусом переболеют все

Инфекционист рассказала, почему не стоит так сильно бояться коронавируса.
Читать в полной версии ➔

С Ларисой Фоминской, заведующей инфекционным отделением ЦГБ, мы встречались еще до того, как коронавирус пришел на Алтай. С весны мы пережили пик пандемии, читали данные о заболевших как сводки с фронта и спорили о пользе масок. Каким стало «постковидное» общество, и почему не надо так бояться болезней — говорим с Ларисой Васильевной.

Не волна, а подъем

- В последние дни заметно похолодало. Закончился сезон отпусков. Дети пошли в школу. К тому же осень - традиционное время ОРВИ. Наложение этих факторов может спровоцировать вторую волну заболеваемости коронавирусом?

- Когда меня спрашивают о второй волне, я не всегда понимаю, о чем идет речь. Заболеваемость не прослеживается волнами — первая, вторая, пятая... Заболеваемость либо есть — с плавными подъемами и спадам, либо нет. Да, поначалу мы ждали вторую волну — и в мае, и в июне, но практика показала, что процесс идет относительно ровно. Большие подъемы заболеваемости были, но в последнее время ситуация идет на спад, хотя за последнюю неделю отмечался небольшой прирост больных коронавирусом. И да, это связано с тем, что люди стали больше общаться, выходить из отпусков, посещать коллективы — школы в том числе. Исходя из этого можно прогнозировать, что в ближайшие недели мы столкнемся в небольшим подъемом заболеваемости. И это не только коронавирус, но и сезонные заболевания — ОРВИ.

Лариса Фоминская: Коронавирусом переболеют все. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

- Когда мы слышим о вспышках на отдельных предприятиях, значит ли это что речь идет именно о заболевании с его симптомами, недомоганием и госпитализацией, или же это выявление лишь факта носительства вируса?

- Степень тяжести протекания заболевания у всех разная. Но ведь и анализы на наличие коронавируса берут у тех, у кого уже есть клинические проявления. Не забывайте, что всех подряд у нас не обследуют. Если бы тестирование на коронавирус было массовым, то, конечно, процент выявленных случаев был бы выше. В том числе и за счет тех, кто вообще не жалуется на недомогание.

И все-таки, за те полгода, что я наблюдаю больных короновирусом, я поняла, что носительства вируса бессимптомным не бывает. Какие-то проявления все-равно дают о себе знать. Просто субъективная оценка этих симптомов у каждого разная. Например, небольшую усталость и пониженное давление кто-то не воспримет как клиническое проявление, а спишет на фазы луны или метеозависимость.

Пандемии, о которых мы забыли

- Как в целом Бийск прошел пик заболеваний? Как оценили бы психологический настрой общества? Кто-то до сих пор не верит, что вирус существует, и все происходящее – мировой заговор, а другой боится даже на улицу выйти без маски.

- Я бы сказала так: всеобщая психопатия. Полгода нас преследует информация о коронавирусе. Она шла как сводки с фронта: столько-то инфицировано, столько-то умерло, а вот так – в Италии, а вот так – в «коммунарке». Конечно, это накладывает свой отпечаток и затуманивает нашу способность анализировать ситуацию. Да, сложные случаи есть, но по большей части не так страшен черт, как его малюют.

Например, так называемый «свиной грипп» протекает гораздо тяжелее, чем коронаривус, и о нем поначалу тоже много говорили, но сегодня паники он ни у кого не вызывает. А ведь если в пик заболеваемости гриппом мы также каждому будем делать компьютерную томографию — мы выявим пневмоний гораздо больше, чем во время коронавируса.

Но само слово «грипп» нас давно не пугает. Точно также мы «привыкли» к туберкулезу, ВИЧ-инфекции, гепатиту. А ведь эти заболевания никуда не ушли. Мы точно также живем в разгар их пандемии. Но они для нас не новы, и такой реакции как что-то новое уже не вызывают.

А вот когда у человека выявляют коронавирус, в течение двух дней наступает ступор, паника: а что будет дальше? И люди сами у себя обнаруживают те симптомы, о которых говорят и пишут другие – то одышка, то сильная головная боль, то кашель. Через два дня люди берут себя в руки, успокаиваются, и все эти «симптомы» проходят. То есть часто мы сталкиваемся именно с психосоматикой.

Лариса Фоминская: Коронавирусом переболеют все. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

- Может быть, нужно просто смириться, что рано или поздно все переболеют коронавирусом?

- Мы с коллегами обсуждаем, как могут развиваться события. Мнения у нас совпадают: действительно, со временем все переболеют коронавирусной инфекцией с учетом того, что это вирус, и вирус летучий. Встреча с этим возбудителем будет у всех. А дальше – у кого-то заболевание разовьется сразу, у кого-то в отдаленном будущем, в следующий подъем. Но население и должно столкнуться с этим вирусом, чтобы наработался коллективный иммунитет.

Маска — это не всегда хорошо

- Выходит, средства защиты не так уж и защищают?

- Маска, конечно, не защитит от вируса просто ввиду того, что размеры вирусной частички – микроскопические. У маски другая задача – она защищает от тех капелек мокроты, слюны, выделений из носа при чихании, которые «разбрасывают» вирус на расстояние. Вирусу для распространения нужна влага. Почему мы всегда сталкиваемся с подъемом заболеваемости осенью? Потому что повышается влажность, начинаются дожди, на улицах – слякоть. Поэтому маска – это скорее элемент социальной ответственности.

К тому же вирус распространяется еще и контактно-бытовым путем. Грубо говоря: потрогал человек какие-то предметы, к которым прикасался больной, а потом той же рукой берется за лицо, за нос, за губы – и «затащил» этот вирус. Но за полгода у нас уже выработалась установка, что нельзя грязными руками прикасаться к носу, ко рту. Появился рефлекс: пришел домой – помой руки, не можешь помыть сейчас – обработай. Так что можно сказать, что вирус нас дисциплинировал, потому что эти новые установки, новый менталитет, скорее всего, останутся с нами.

Лариса Фоминская: Коронавирусом переболеют все. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

- Вот недавно нас пугали, что и маски останутся с нами навсегда.

- Не могу сказать, что это правильно. Мы не сможем ходить все время в маске, особенно женщины, которые хотят быть красивыми. Но если отойти от бытовых причин, могу назвать и другие, почему маски – это не всегда хорошо. Благодаря контактам у нас вырабатывается коллективный иммунитет к различным заболеваниям. В процессе общения мы обмениваемся друг с другом микрофлорой. Например, у вас – аденовирус, а у меня его нет. И вот в процессе общения с вами я столкнулась с этим возбудителем. Да, заболевание может перейти в клиническую форму, и появятся признаки болезни, но их может и не быть – просто выработается иммунитет, наработаются защитные клетки, антитела. И при следующей встрече с вирусом организм уже будет защищен. И так – по многим и многим заболеваниям. Более чем от 200 типов вирусов мы нарабатываем защитный иммунитет. И происходит это именно при общении без масок.

Что бывает при другом подходе, мы видим, когда родители только-только отдают детей в садик. Дети начинают тут же болеть. И мамы тут же жалуются: «Только пришли в группу – сопли появились». Ну и хорошо, что появились. Значит, произошла встреча с возбудителем. И здесь самое главное – не засидеться дома. Обмен с другими микрофлорами должен происходить и дальше. И те дети, которые после болезни не засиживаются дома, а быстро возвращаются в коллектив, в будущем будут меньше болеть. Они наработали себе иммунитет.

О прививках, травках и апельсинах

- Давайте поговорим об ОРЗ и гриппе. Когда в этом году ждать «привычные» заболевания?

- Для ОРЗ, ОРВИ традиционный сезон — октябрь. Так что респираторные заболевания начнутся уже совсем скоро. И, я думаю, если прежде к ним отношение человека было легкое: «Ну, подумаешь, сопли — пройдут!», то после нагнетания в обществе панических настроений из-за коронавируса, мы будет уже более щепетильно относиться к своему здоровью. А вот когда пройдут морозы и начнется оттепель, слякоть - придет и грипп.

- Прививочная кампания от гриппа уже началась?

- Да, уже почти две недели идет. Всех приглашаю прийти в поликлиники и все-таки поставить себе вакцину. Процедура эта бесплатная, с минимумом противопоказаний. Поскольку вакцина, которую вводят, инактивирована — то есть инфекционные агенты в ней не живые, прививку от гриппа ставят даже тем, у кого здоровье ослаблено — сердечникам, людям с сахарным диабетом, беременным женщинам и детям от шести месяцев. Кстати, проследилась такая взаимосвязь: люди, которые были привиты от гриппа, переносили и короновирус не тяжело — у них, например, реже не развивалась пневмония. В этом году прививочная кампания от гриппа будет проходить быстро. Если в прежние годы поставить прививку можно было даже в декабре, в этом году вакцинацию планируют завершить к ноябрю, потому что потом начнется прививочная кампания от коронавируса.

Лариса Фоминская: Коронавирусом переболеют все. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

- Для тех, кто выбирает народные и аптечные меры профилактики, что посоветуете?

- Для начала хочу обратить к любителям иммуностимуляторов. Пить их бесконтрольно нельзя. И я говорю не только об аптечных препаратах, но и различных травках и фитопродукции, которые у нас люди считают абсолютно безопасными при употреблении в любом количестве, «потому что это не химия». Это точно такие же стимуляторы, как и таблетированные. Они точно также могут внедриться в вашу иммунную система — причем так, что она потом вас ни от чего не сможет защитить.

Уж лучше выбирать действительно народные средства: мед, малину, лук, чеснок. А вот к цитрусовым я отношусь с долей скептицизма. Подумайте, когда они были сорваны, где и как долго хранились и чем обрабатывались. Останутся в таких фруктах витамины?

Кроме того я всегда советую при посещении больших коллективов защитить свои «входные ворота» для вирусов — это нос и рот. Можно воспользоваться спреями, каплями с местным противовирусным действием. Они обволакивают наши слизистые и не дают вирусу «прилипнуть» к ним. Смазать нос можно оксолиновой мазью. Поможет и простое промывание носа водой.

Читать в полной версии ➔