Должен, но не обязан: отвечают ли в школах Алтайского края за воспитание детей
Громкий инцидент, связанный с насилием над школьницей в Барнауле породил много споров: кто ответственен за поведение наших детей? Обязана ли и в силах ли нынешняя система образования повлиять на это?
По словам Максима Костенко, министра образования и науки Алтайского края, в действительности есть меры реагирования, которые будут связаны непосредственно с фактом произошедшего, а есть более системная, обширная работа.
– Психолого-педагогическим центром Алтайского края разработана программа поддержки школ, направленная на создание условий по предотвращению насилия. Также мы осознаем необходимость наращивать количество и качество программ обучения учителей, проводить работу с родителями и детьми. С 2021 года это направление работы стало системным, – отметил он.
Образовательная организация по закону «Об образовании» несет всю меру ответственности за то, что происходит в стенах учреждения. Поэтому, создание благоприятного, безопасного, комфортного пространства в школе – актуальная работа.
– Вопрос только в том, что эта работа требует дополнительного профессионального ресурса, – уточняет Костенко. – Образование – это минимум две составляющие, обучение и воспитание. И понятно, что обучения без воспитания не бывает, потому что нет коммуникации без общения. А общение – это и есть воспитательное воздействие.
Формально, юридически, по указу Президента, датированного прошлым годом, понятие «воспитания» вновь вернулось в профессиональную деятельность педагогов, и отмечено в законе. Так, с начала нового учебного года каждая образовательная организация должна иметь план своих воспитательных мероприятий.
– И здесь возникают два серьезных вопроса, которые еще предстоит осмыслить: отдельная профессиональная воспитательная деятельность, которая сопряжена с обучением и является частью образования в целом. Кто ею должен заниматься? Тот же учитель-предметник, который выполняет функции классного руководителя? Но он один не справится. Поэтому, должны быть педагоги-психологи, социальные педагоги, и даже педагог-библиотекарь сегодня влияет на эту составляющую. Иначе, пенять на школу, систему образования, что «вы чего-то не дорабатываете», не давая ресурсов и поддержки, в том числе и общественной, беспочвенно, – уверен министр.
Также он заявил, что не стоит забывать о еще большем институте социализации – Интернет-пространстве.
– Сегодня дети общаются там: сидят в «контактиках» и прочих социальных сетях. Школа, ВУЗ, любая образовательная организация, кроме дошкольной, перестала быть «монополистом на поведение». Отчасти, с демократизацией связано и обесценивание репутации учителя для подрастающего поколения, их родителей.
Раньше в школе были сугубо вертикальные отношения: есть учитель, как представитель государства, и нужно его слушаться. Мы все боялись, когда родители придут с собрания, вдруг поругают! А сегодня отношения складываются горизонтально: между учителем-родителем, учителем и детьми. Но не все выдерживают тяжести взрослого, компетентного общения: когда нужно слушать друг друга, уважать.
– В советской школе было два типа воспитательного подхода: по Макаренко и по Сухомлинскому, который говорил об индивидуальности подхода в контексте развития коллектива. А сегодня мы про какой подход говорим? Какую ценность должен нести учитель? Это та тема, которую еще предстоит переосмысливать.