Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Должен, но не обязан: отвечают ли в школах Алтайского края за воспитание детей

Должен, но не обязан: отвечают ли в школах Алтайского края за воспитание детей

Министр образования Максим Костенко посетовал, что сейчас детей воспитывает Интернет, и они «сидят в контактиках»

Громкий инцидент, связанный с насилием над школьницей в Барнауле породил много споров: кто ответственен за поведение наших детей? Обязана ли и в силах ли нынешняя система образования повлиять на это?

По словам Максима Костенко, министра образования и науки Алтайского края, в действительности есть меры реагирования, которые будут связаны непосредственно с фактом произошедшего, а есть более системная, обширная работа.

– Психолого-педагогическим центром Алтайского края разработана программа поддержки школ, направленная на создание условий по предотвращению насилия. Также мы осознаем необходимость наращивать количество и качество программ обучения учителей, проводить работу с родителями и детьми. С 2021 года это направление работы стало системным, – отметил он.

Образовательная организация по закону «Об образовании» несет всю меру ответственности за то, что происходит в стенах учреждения. Поэтому, создание благоприятного, безопасного, комфортного пространства в школе – актуальная работа.

– Вопрос только в том, что эта работа требует дополнительного профессионального ресурса, – уточняет Костенко. – Образование – это минимум две составляющие, обучение и воспитание. И понятно, что обучения без воспитания не бывает, потому что нет коммуникации без общения. А общение – это и есть воспитательное воздействие.

Формально, юридически, по указу Президента, датированного прошлым годом, понятие «воспитания» вновь вернулось в профессиональную деятельность педагогов, и отмечено в законе. Так, с начала нового учебного года каждая образовательная организация должна иметь план своих воспитательных мероприятий.  

– И здесь возникают два серьезных вопроса, которые еще предстоит осмыслить: отдельная профессиональная воспитательная деятельность, которая сопряжена с обучением и является частью образования в целом. Кто ею должен заниматься? Тот же учитель-предметник, который выполняет функции классного руководителя? Но он один не справится. Поэтому, должны быть педагоги-психологи, социальные педагоги, и даже педагог-библиотекарь сегодня влияет на эту составляющую. Иначе, пенять на школу, систему образования, что «вы чего-то не дорабатываете», не давая ресурсов и поддержки, в том числе и общественной, беспочвенно, – уверен министр.

Также он заявил, что не стоит забывать о еще большем институте социализации – Интернет-пространстве.

– Сегодня дети общаются там: сидят в «контактиках» и прочих социальных сетях. Школа, ВУЗ, любая образовательная организация, кроме дошкольной, перестала быть «монополистом на поведение». Отчасти, с демократизацией связано и обесценивание репутации учителя для подрастающего поколения, их родителей.

Раньше в школе были сугубо вертикальные отношения: есть учитель, как представитель государства, и нужно его слушаться. Мы все боялись, когда родители придут с собрания, вдруг поругают! А сегодня отношения складываются горизонтально: между учителем-родителем, учителем и детьми. Но не все выдерживают тяжести взрослого, компетентного общения: когда нужно слушать друг друга, уважать.

– В советской школе было два типа воспитательного подхода: по Макаренко и по Сухомлинскому, который говорил об индивидуальности подхода в контексте развития коллектива. А сегодня мы про какой подход говорим? Какую ценность должен нести учитель? Это та тема, которую еще предстоит переосмысливать.

 

Комментарии (9)

1000

Авторизоваться:

"обесценивание репутации учителя" как раз напрямую связано с отсутствием воспитательной работы с учениками как раз самого учителя. Текущее поколение учителей вообще не обучали воспитанию. Прибавим сюда низкое материальное положение учителя. В итоге получится то, к чему шла вся система образование все это 30 лет - полное вырождение и разложение. А все текущие попытки власти чот-там "накрасить губы" - простите, труп уже разлагается и жутко смердит, помада на губах ничо не исправит.

Все воспитание идёт в семье .Как родители воспитают ,такой и будет. В школе получают образовательные услуги как в больнице медицинские.

Возраст уголовной ответственности нужно снижать. Для особо отмороженных. А для остальных. Пока провыбирают между Макаренко и Сухомлинским, еще пару-тройку поколений потребителей вырастим. На кой нужен еще и воспитатель, если здоровым лбам ничего делать нельзя, это нынче "эксплуатацией детского труда" называется. В итоге энергии много, а девать некуда. Кроме развлекух, тут спели, там стишки рассказали, никаких полезных занятий. Я уж про помощь бабулькам, как в союзе, вообще промолчу, кто ж за это возьмется. Была же у Васильевой светлая мысль вернуть общественный труд в школы. Не зашло, видимо. По опыту общения огромное число родителей против того, чтобы их дитя трудилось. Не понимают, что потом сами от подросших чад огребут по полной все, чему научили и не научили.

Гость
Ирина Анатольевна, на кого они трудятся в школе? Ради чего? Трудиться просто чтобы трудиться? Так это идиотизм. Да еще и бесплатно, ну прелесть же.
Ответить

Учителя никому ничего не должны . В доступной форме объяснили и все . Дальше сами. А если у вас глупые дети то это ваши проблемы.

Работа Учителя ----подать материал в доступной форме и все . Уроки закончились и все . Вышел из школы и дальше ваши проблемы . Учителю ещё дома тетради проверить , план написать, на какие нибудь тесты отвечать, заполнить журнал и т.д А завтра с утра пед.совет. Так что ваши дети ваши проблемы

гость
Житель, Ты забыл про главный девиз педагога ." Сеять вечное , умное ,доброе ."Я как то подъезжал к городу Новосибирску .И вдруг станция "Сеятель ".Оказалось это станция "Академгородок "."Сеятель" -это и есть профессия педагога . Если человек назвался учителем , он отвечает за судьбы детей .В зарплату это не входит , но это призвание , соучастие .И если учитель не видит своих учеников - это пустышка , а не учитель .И ему нужно стать грузчиком , или поварихой ...
Ответить
гость
Житель, Ты со своими педсоветами забудься .Такие великие дела вершат , на этих педсоветах .Пока не будет достойной зарплаты учителям , так и будут педсоветы .Учителя в грязь втоптали .Вот и весь ответ .Я поступил на работу в педагогику в 79 году .Мой заработок был 100 рублей в месяц .Мои товарищи , зарабатывали по 500 рублей ( и смеялись на до мной ).И это было в 1979 году .И до сих пор , идёт разговор про зарплаты учителям .Сегодня дадим ,Завтра дадим.Послезавтра дадим .А в итоге - учителя самые нищие люди в стране .Это издевательство .Да ещё пробуем предъявить требование , что бы наши дети пользовались вниманием учителей .ДЕНЕГ ДАВАЙТЕ И всё будет хорошо .От нищего учителя , получишь нищего ученика ( по мышлению)..
Ответить

Родители воспитывают, учителя учат, врачи лечат, артисты развлекают, пожарники тушат, полиция наказывает, дворники убирают. У каждого своя функция, что тут не понятно?