Бийский рабочий

Моргенштерн против учителя: честный диалог с педагогом из Бийска

Елена – молодой педагог одной из бийских школ. Поговорить искренне, без цензуры, она согласилась только на условиях анонимности.
Читать в полной версии ➔

В вузы идет примерно каждый третий школьник

  • - Елена, сегодня много говорят о том, как дети себя чувствуют в современной школе. А ты считаешь, им в школе сегодня комфортно находиться и учиться?

- Я считаю, что современным подросткам намного комфортнее в школе, чем нам 10 лет назад. Сегодня школа стала намного демократичнее. Раньше авторитет школы и учителя был непререкаемым, а сам ребенок понимал, что ему нужно учиться, чтобы достичь успеха в жизни. Сейчас такого нет. И для многих школа – это в основном место развлечения и времяпровождения. Сегодня от подростков в школе часто можно услышать: «Мне бы аттестат за 9-й класс получить, а ваш предметы мне для жизни вообще не нужны!» На полном серьезе говорят, что будут блогерами, тик-токерами…

  • - Падает ли востребованность высшего образования у школьников?

- Сегодня часто из трех девятых классов набирают один десятый класс. Поэтому большинство учеников школ сегодня ограничиваются средним и среднеспециальным образованием. Это факт.

  • - Почему так происходит?

- По разным причинам. Есть те ученики, кому сложно учиться. А есть сильные ученики, которые сознательно уходят из школы после 9 класса. И часть из них идет в среднеспециальные учебные заведения, чтобы не только получить конкретную специальность, но и поступить потом в вуз в упрощенном порядке. Кроме этого, есть дети, кто ориентирован не на образование, а сразу на работу, на умение зарабатывать. Они не хотят тратить несколько лет на образование, а выходят сразу на рынок труда.

  • - И какие профессии на рынке труда для школьников сегодня доступны?

- Есть старшеклассники, которые работают параллельно с учебой в школе. Особенно часто у нас в Бийске это девушки, которые, начиная с 9 класса, подрабатывают в бьюти-сфере. Делают ногти, наращивают ресницы и прочее. Подход к работе у таких школьников порой серьезный. Они не только работают, но и сами ведут бухгалтерию в специальных программах. При этом и учатся они выше среднего - и это похвально!

Кто украл авторитет педагога

  • - А как учитель сегодня чувствует себя в школе?

- Учитель чувствует себя в школе неуверенно. И все дело в том, что он находится под надзором со всех сторон. Еще десять лет назад положение учителя было более завидным. Его не могли просто так беспокоить родители и дети. А сегодня не редкость, когда учителю может просто так позвонить безалаберный ученик и спросить, во сколько у него завтра урок! И сегодня дети по своему опыту знают, что взрослыми легко можно управлять. Начинают с родителей и доходят до учителей! И по факту учитель сегодня слабо защищен и от детей, и особенно – от их родителей.

  • - Есть ли вообще сегодня авторитет учителя?

Моргенштерн против учителя: честный диалог с педагогом из Бийска . Фото: Сергей Кулыгин, "БР", pixabay.com

Дети легко управляют родителями

  • - Родители – это особая и трудная история?

- Часто родители встают на сторону ребенка, не слушая педагогов. При этом нагрузка на учителя колоссальная. Например, учитель-предметник может вести у 400 учеников в школе уроки. Если каждый родитель будет звонить, что это будет?

  • - К чему в будущем может привести такая политика родителей, когда «ребенок во всем прав»?

- Родители и школа своим поведением часто заставляют поверить в исключительность ребенка, растят в нем вседозволенность. Но потом будет взрослая жизнь. И их ребенок там будет такой как все, один из многих. Родители в течение многих лет создают зону комфорта, где их ребенок носит розовые очки. А «розовые очки бьются стелами внутрь». Поэтому в будущем – это трагедия выросшего ребенка и его разочаровавшихся родителей.

- Еще одна сложная тема – это социальные конфликты между богатыми и бедными учениками. Как это можно исправить?

- В этом вопросе я целиком за школьную форму. Также мне нравятся родители, которые не дают дорогие гаджеты детям в школу. Это очень правильное решение. Ведь если у ребенка будет просто телефон, без доступа в сеть - не только меньше будет социальной напряженности, но и подросток лучше усвоит школьную программу.

О плохих уроках и настоящих мечтах педагога

  • - Сегодня некоторые родители жалуются, что педагоги плохо учат, дети не усваивают программу. Что можно сказать по этому поводу?

- Учителя в основном все-таки высоконравственные люди, которые любят свою работу. Иначе в школе долго не продержишься. Здесь нет таких людей, кто держится за место ради зарплаты. Но сегодня нагрузка на учителей колоссальная. Каждый день - уроки, тетради, организация питания, отслеживание посещаемости, работа с родителями. А во многих классах сегодня по 25-30 человек. Как обеспечить качество образования в таких условиях? Я считаю, что без снижения нагрузки и без повышения статуса педагога качество школьного образования не поднять. А это все зависит, к сожалению, не от учителя и даже не от конкретной школы.

  • -  Елена, расскажи, о чем мечтает сегодня молодой учитель?

- Чтобы дети, проходя по коридору, здоровались со мной первыми. Чтобы на уроках было тихо и меня не перебивали. Чтобы ученики понимали, что я такой же человек, и все мы испытываем разные эмоции.

И еще мечтаю, чтобы в классах было меньше детей. Когда в классах по 13-15 человек, ты и всех видишь, может спросить и выслушать. В этом профессиональное счастье педагога!

 

Читать в полной версии ➔