Елена – молодой педагог одной из бийских школ. Поговорить искренне, без цензуры, она согласилась только на условиях анонимности.
В вузы идет примерно каждый третий школьник
- - Елена, сегодня много говорят о том, как дети себя чувствуют в современной школе. А ты считаешь, им в школе сегодня комфортно находиться и учиться?
- Я считаю, что современным подросткам намного комфортнее в школе, чем нам 10 лет назад. Сегодня школа стала намного демократичнее. Раньше авторитет школы и учителя был непререкаемым, а сам ребенок понимал, что ему нужно учиться, чтобы достичь успеха в жизни. Сейчас такого нет. И для многих школа – это в основном место развлечения и времяпровождения. Сегодня от подростков в школе часто можно услышать: «Мне бы аттестат за 9-й класс получить, а ваш предметы мне для жизни вообще не нужны!» На полном серьезе говорят, что будут блогерами, тик-токерами…
- - Падает ли востребованность высшего образования у школьников?
- Сегодня часто из трех девятых классов набирают один десятый класс. Поэтому большинство учеников школ сегодня ограничиваются средним и среднеспециальным образованием. Это факт.
- - Почему так происходит?
- По разным причинам. Есть те ученики, кому сложно учиться. А есть сильные ученики, которые сознательно уходят из школы после 9 класса. И часть из них идет в среднеспециальные учебные заведения, чтобы не только получить конкретную специальность, но и поступить потом в вуз в упрощенном порядке. Кроме этого, есть дети, кто ориентирован не на образование, а сразу на работу, на умение зарабатывать. Они не хотят тратить несколько лет на образование, а выходят сразу на рынок труда.
- - И какие профессии на рынке труда для школьников сегодня доступны?
- Есть старшеклассники, которые работают параллельно с учебой в школе. Особенно часто у нас в Бийске это девушки, которые, начиная с 9 класса, подрабатывают в бьюти-сфере. Делают ногти, наращивают ресницы и прочее. Подход к работе у таких школьников порой серьезный. Они не только работают, но и сами ведут бухгалтерию в специальных программах. При этом и учатся они выше среднего - и это похвально!
Кто украл авторитет педагога
- - А как учитель сегодня чувствует себя в школе?
- Учитель чувствует себя в школе неуверенно. И все дело в том, что он находится под надзором со всех сторон. Еще десять лет назад положение учителя было более завидным. Его не могли просто так беспокоить родители и дети. А сегодня не редкость, когда учителю может просто так позвонить безалаберный ученик и спросить, во сколько у него завтра урок! И сегодня дети по своему опыту знают, что взрослыми легко можно управлять. Начинают с родителей и доходят до учителей! И по факту учитель сегодня слабо защищен и от детей, и особенно – от их родителей.
- - Есть ли вообще сегодня авторитет учителя?
Дети легко управляют родителями
- - Родители – это особая и трудная история?
- Часто родители встают на сторону ребенка, не слушая педагогов. При этом нагрузка на учителя колоссальная. Например, учитель-предметник может вести у 400 учеников в школе уроки. Если каждый родитель будет звонить, что это будет?
- - К чему в будущем может привести такая политика родителей, когда «ребенок во всем прав»?
- Родители и школа своим поведением часто заставляют поверить в исключительность ребенка, растят в нем вседозволенность. Но потом будет взрослая жизнь. И их ребенок там будет такой как все, один из многих. Родители в течение многих лет создают зону комфорта, где их ребенок носит розовые очки. А «розовые очки бьются стелами внутрь». Поэтому в будущем – это трагедия выросшего ребенка и его разочаровавшихся родителей.
- Еще одна сложная тема – это социальные конфликты между богатыми и бедными учениками. Как это можно исправить?
- В этом вопросе я целиком за школьную форму. Также мне нравятся родители, которые не дают дорогие гаджеты детям в школу. Это очень правильное решение. Ведь если у ребенка будет просто телефон, без доступа в сеть - не только меньше будет социальной напряженности, но и подросток лучше усвоит школьную программу.
О плохих уроках и настоящих мечтах педагога
- - Сегодня некоторые родители жалуются, что педагоги плохо учат, дети не усваивают программу. Что можно сказать по этому поводу?
- Учителя в основном все-таки высоконравственные люди, которые любят свою работу. Иначе в школе долго не продержишься. Здесь нет таких людей, кто держится за место ради зарплаты. Но сегодня нагрузка на учителей колоссальная. Каждый день - уроки, тетради, организация питания, отслеживание посещаемости, работа с родителями. А во многих классах сегодня по 25-30 человек. Как обеспечить качество образования в таких условиях? Я считаю, что без снижения нагрузки и без повышения статуса педагога качество школьного образования не поднять. А это все зависит, к сожалению, не от учителя и даже не от конкретной школы.
- - Елена, расскажи, о чем мечтает сегодня молодой учитель?
- Чтобы дети, проходя по коридору, здоровались со мной первыми. Чтобы на уроках было тихо и меня не перебивали. Чтобы ученики понимали, что я такой же человек, и все мы испытываем разные эмоции.
И еще мечтаю, чтобы в классах было меньше детей. Когда в классах по 13-15 человек, ты и всех видишь, может спросить и выслушать. В этом профессиональное счастье педагога!
Даже дочитывать не стала, потому что весь смысл заключен в правдивой фразе педагога - "для многих школа - это место развлечения и времяпрепровождения". Спасибо учителю, что не стал петь лживые дифирамбы нынешней системе образования и культу в ней ученика с полным унижением учителя. Такое ощущение, что человечество само себя уничтожает.