Начинали красиво: особенности провала программы ремонта дворов в Бийске
В этом году программа «Комфортная среда» бийчан не порадовала. Середина ноября, а официально из 78 заявленных на благоустройство дворов сданы только 27. Все возможные сроки вышли. Остались невозможные. С настолько критической ситуацией Бийск за все время участия в этой федеральной программе не сталкивался ни разу. Зато как красиво все начиналось!
Хронология провала
О том, что в наукограде будут благоустроены две общественные территории, 78 дворов и построены две детские площадки по программе «Комфортная городская среда» стало известно еще в январе. А конце апреля, после торгов по федеральному закону № 44, был подписан контракт с генеральным подрядчиком на проведение работ во дворах города. На этот раз им стало томское предприятие. Бийские организации проиграли торги впервые за четыре года.
Погода нынче благоволила, и приступить к работе можно было еще в мае. Реально же на первых адресах дорожники появились только в середине июня. Тогда же генподрядчик заявил о новой тактике ремонта: демонтировал – сделал – сдал – зашел на новый объект. Бийчан поначалу эта новость порадовала, мол, не придется все лето скакать по колдобинам и лавировать между дорожной техникой. Однако прошел июнь, завершился июль, а в середине августа стало понятно – что-то с тактикой не то. Не сработала.
Если ранее в августе во дворах завершалась установка лавочек и монтаж освещения, то нынче из 78 объектов были сданы только девять и на них работы исполнил бийский субподрядчик.
Тогда же, в августе, представитель томского предприятия Александр Островский выступил на Думе Бийска. Как выяснилось из его пламенной речи, сначала генподрядчику из Томска мешала бийская система получения разрешения на земляные работы. Потом выяснилось, что стройматериалы уже давно уходят по договорам к исполнителям ремонта дорог. И подобные отговорки у томичей, кажется, заготовлены на каждую претензию.
Тогда же, в августе, администрация Бийска и минстрой региона впервые за четыре года реализации программы «Комфортная среда» вынуждены вмешаться в работу генподрядчика. В результате, вместо двух субподрядных организаций, для работ во дворах города привлекаются четыре.
В сентябре генподрядчик меняет своего представителя в Бийске. И на горожан изливается очередной поток обещаний. Мол, если погода позволит, мы по 6-7 дворов в неделю будем делать и так далее и тому подобное. Правда, тут же звучала оговорка: «Вот сейчас технику найдем и сразу активизируемся».
Однако, уже тогда признали – выполнить работы в срок не успеют. Была названа новая дата (вне контракта) - 10 октября. Активизироваться не успели. Погода испортилась.
Во всей этой истории прослеживается некая связь с одной бытовой поговоркой: «Бедному Ванюшке – все камушки». Не документация, так стройматериалы, не стройматериалы, так техника…
Накануне октября бийчан, чьи дворы на тот момент не были демонтированы, практически заставили запустить дорожных рабочих. Запугивали штрафами, хотя по факту не имели на это права. Горожане сдались под давлением. И это, несмотря на то, что собственник – лицо заинтересованное в качестве исполнения работ. И только собственники принимают решение пускать бригады дорожников после просрочки исполнения работ по контракту в свой двор или нет. И уж тем более, никаких штрафов за отказ начинать ремонтные работы не предусмотрено.
Вот так - ни шатко, ни валко наступил ноябрь.
Под контроль губернатора
3 ноября в Бийск с рабочим визитом прибыли губернатор региона и министр строительства и ЖКХ Алтайского края. Один из значимых вопросов поездки в Бийск – реализация программы «Комфорная городская среда».
На совещании в городской администрации, с которого визит начался, губернатор подчеркнул серьезность ситуации:
- Мы имеем дело с народными деньгами и с целевыми деньгами из федерального бюджета, – отметил Виктор Томенко. – Если мы не выполним обязательства, придется и неосвоенные средства возвращать, и штрафы платить. Мало того, на следующий год средства, как штрафникам, будут выделяться по остаточному принципу, в последнюю очередь. Это уже не шутки, этим и опасна сложившаяся ситуация.
В свою очередь, Иван Гилев, министр строительства, транспорта и ЖКХ региона, там же подчеркнул, что в бийские дворы будут переброшены бригады дорожников с уже завершенных объектов. Свое обещание, данное 3 ноября, министр выполнил. В результате, за минувшие выходные, 7 и 8 ноября, в Бийске было заасфальтировано семь межквартальных территорий.
На 10 ноября ситуация по Комфортной среде следующая. В пяти дворах только демонтированы бордюры, активные работы ведутся еще в шести. И еще на семи адресах дорожники даже не приступали к демонтажу. В итоге, 62 двора заасфальтированы, из них, по исполнительным документам, сданы только 27. В остальных либо не завершены установка лавочек и монтаж освещения, либо не готова документация.
По словам специалистов управления ЖКХ, томичи очень медленно оформляют оборотные документы. И по факту, те 27 принятых дворовых территорий оформляли бийчане, как субподрядчики. За них же и перечислены средства за выполненные работы.
А это крайне мало. Ведь из общей стоимости контракта в 101 миллион 218 тысяч рублей, по исполнительным документам к середине ноября всего освоено 31 миллион 825 тысяч рублей. По сути, треть от необходимого.
Итогом визита губернатора и министра строительства стало конкретное решение, которое теперь предстоит выполнить субподрядчикам.
Семь не демонтированных на сегодня дворов трогать уже не будут. Их благоустройство переносится на следующий год. В остальных работы должны быть завершены. Правда, сроки предусмотрительно не называют.
И все-таки, почему отлаженная, казалось бы, схема в 2020 году дала сбой? Одним из факторов может быть факт, что в Бийске, действительно, в этом году велись очень активные работы по дорожному строительству в рамках другой федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». И тендеры на них были разыграны еще в конце 2019-го. Определившиеся генподрядчики уже зимой начали заключать договоры на поставки стройматериалов и готовить техническую базу. В то время, как генподрядчик по благоустройству дворов занялся этим фактически в мае, когда «все тапки были уже разобраны». Конечно, это никоим образом не оправдывает нерасторопность томичей и срыв сроков окончания работы. Трудности существуют всегда, и расчет на то, что кто-то решит твои проблемы изначально неверен и опасен.
Вероятно, подобная ситуация со стройматериалами и техникой может возникнуть и в будущем. Ведь торги на ремонт бийских дорог уже состоялись, а между тем, объем работ по «Комфортной среде» вновь будет определен только к концу зимы. Перекос какой-то получается в сторону одной программы в ущерб другой. И устранить его можно только на высшем уровне, изменив сроки проведения конкурсов проектов, подведения итогов и, как результат, непосредственно торгов.
Либо, наученные горьким опытом, потенциальные генподрядчики должны понять, что без серьезной технической и материальной базы выходить на торги не стоит. Дабы не подводить ни заказчика, ни себя. Ведь за каждый просроченный день им начисляются немалые штрафы. Но, это уже мысли вслух. Может, кому и пригодятся на будущее.