Нечего надеть: почему бийская молодежь ездит одеваться в другие города
Шопинг-туры – путешествия по другим странам, в которые отправляются за вещами любимых брендов. Париж, Милан, Лондон... Модницы и модники стремятся найти среди рядов вещей что-нибудь стильное и трендовое, да еще и со скидкой. Бийчане от тенденций тоже не отстают, но для них шопинг-тур, пусть и в ближайшие крупные города, скорее необходимость, чем прихоть. Заказать вещи популярных марок у нас можно разве что через интернет. А если все же хочется прогуляться по сетевым магазинам со стильной одеждой, придется ехать в Барнаул или Новосибирск.
– Мы с дочерью раз в сезон стараемся выбраться в Барнаул, чтобы купить обновки, – поделилась с нами бийчанка Татьяна Костина. – Там сейчас есть магазины многих модных европейских брендов, которые в Бийске, наверное, не откроют никогда. Видимо, у нас спрос не тот, покупательная способность плохая. Так что тем, кто хочет выглядеть интереснее и не одеваться под копирку, приходится ездить «одеваться в город», как будто в деревне живем...
Что мы не имеем?
Магазинами известных брендов грезят многие бийчане, начиная от подростков и заканчивая взрослыми, которым не все равно, во что они одеты и как выглядят. Европейские магазины масс-маркета типа ZARA, H&M, Pull & Bear – давняя мечта таких горожан. Об этом свидетельствуют и опросы, которые на своих страничках в соцсетях проводят бийские торговые центры. Однако вряд ли эти крупные компании когда-нибудь зайдут к нам в город.
Вспомним хотя бы те бренды, которые, порадовав бийчан своим присутствием в городских ТЦ, успели закрыться и уехать из Бийска. Befree, Sela, Marmalato – магазины невысокого ценового диапазона, успешно существующие во многих городах, несмотря на то, что были любимы горожанами, не стали работать у нас. Европейские бренды, если появятся в Бийске, по ценам будут заметно выделяться.
Взять, например, испанский MANGO, их магазин уже несколько лет существует в Бийске. Здесь сложно найти вещь из новой коллекции дешевле трех тысяч рублей, да и представленные модели понимают не все, несмотря на то, что в нашем городе ассортимент магазина и так сильно урезан. И та же ZARA, позиционирующая себя как магазин с низкой ценовой политикой, будет многим бийчанам со средним доходом все же не по карману.
Что мы имеем?
На сегодняшний день в Бийске работает максимум 10 крупных сетевых магазинов одежды. Несколько из них представляют интересные европейские компании, остальные в основном российские марки, предлагающие вещи низкой ценовой категории и, соответственно, качества.
Говорить о натуральных тканях и трендовых фасонах почти не приходится. Вещи здесь, откровенно говоря, скучные и от магазина к магазину совершенно однотипные. Если обратить внимание на состав, то почти везде синтетика. Натуральные ткани можно встретить с трудом – продавать такие вещи невыгодно, стоят они дороже, и потому покупают их меньше. Цены на ассортимент в бийских ТЦ почти одинаковые: например, джинсы стоят около 2 тысяч рублей, футболки – 500–800 рублей.
– Несмотря на то, что наш бренд позиционирует свои товары как одежду для молодых и стильных, основные покупательницы – женщины в возрасте от 30 до 35 лет, а не подростки и студенты, – говорит продавец-консультант Анна. – Как правило, людей привлекают скидки и акции.
Молодежь сейчас действительно убеждена, что в наших магазинах делать нечего. Мониторя бийские отделы с одеждой, мы собственными ушами среди вешалок с вещами услышали отчаянный вздох подростка и фразу, брошенную маме: «Надо ехать за одеждой в Барнаул...»
Арендодатели бийских ТЦ, с которыми нам удалось поговорить, объясняют:
– Нужно различать уровни торговых центров. Понятно, что есть региональные и федеральные магазины, но для нашего городского уровня у нас в центрах наполненность марками хорошая.
Шоурумы – современные челноки?
В одно время с закрытием более-менее приличных магазинов класса масс-маркет в городе открываются все новые и новые шоурумы – понятие это сейчас популярно. Изначально этот термин применялся к эксклюзивным, дизайнерским магазинам, с товарами из ценовой категории выше среднего. Их создавали производители продукции, желающие самостоятельно продавать и работать без посредников. Однако в нашем городе шоурумы – это небольшие частные отделы, позиционирующие себя поставщиками трендов, предлагающие при этом, как правило, одежду низкого качества по низким ценам.
Наиболее успешные из них располагаются в арендованных помещениях, менее популярные – прямо дома у владельцев. Находят клиентов и знакомят их с ассортиментом, повторяющимся от магазина к магазину, через интернет. Однако обычно красивые модные вещи, представленные в интернете на снимках, взятых у поставщиков, в реальности выглядят совсем по-другому. Прямо как в китайских интернет-магазинах. Зато цены приемлемые, а качество, видимо, многих бийчан не беспокоит.