Бийский рабочий

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый

Леонид Трофимович Гаркавый к моменту избрания председателем горисполкома Бийска (15 февраля 1950 года) был уже известным в городе человеком.
Читать в полной версии ➔

В характере его была ценная черта: ничего не делать без предварительного взвешивания, ничего не предпринимать, пока идея не созреет.

Начало оборонки Бийска

Необходимость кардинальных перемен виделась Леониду Гаркавому по целому ряду причин и направлений. Чтобы решить проблемы энергетики (ЦЭС уже не обеспечивала развивающуюся промышленность), необходимо было строить новую станцию. Чтобы объединить две части города (Центр и Заречье), нужен был постоянный мост. Он был нужен еще и потому, что от Бийска начинается Чуйский тракт и интенсивность движения по нему автотранспорта в горные районы и Монголию требовала стационарного моста.

Для города было необходимо строительство жилья, учреждений образования, здравоохранения и культуры, инфраструктура коммунального хозяйства и благоустройства.

Однако для решения всех этих задач нужны были средства, и немалые. Однажды он узнал, что еще в 1947 году Совет Министров СССР принял постановление о проектировании новых заводов. Это совпало с его поездкой в Госплан, где предстоял разговор о перспективах развития города. В Госплане чиновникам понравился градоначальник из Сибири, и они направили его к оборонщикам. В итоге Совет Министров РСФСР обязал государственный институт проектирования городов составить генеральный план застройки Бийска.

Нелегкое решение пришлось принять Гаркавому по оборонным предприятиям. С одной стороны, взрывоопасное производство, а с другой — возможность получить средства на длительную перспективу развития города. Он советовался в городе, он обсуждал вопрос в крае и принял бесповоротное решение.

В апреле 1953 года директором строительства новых заводов был назначен Стариченко, главным инженером - Белянин, в июне они уже были в Бийске и познакомились с председателем горисполкома.

В июле определились с организацией строителей — это был СМТ-122. Ему были выделены энергопоезд, 300 тыс. кв. метров сборнощитовых домов типа К-7, сотни грузовых машин, грузоподъемные механизмы, бульдозеры, скреперы и другая техника, а также различные материалы для строительства.

Леонид Гаркавый в своем рабочем кабинете. Фото: Юрий Верещагин

Бийск начинает меняться 

В феврале 1954 года началось строительство ТЭЦ в Бийске. Интенсивно велось строительство подъездных путей, закладка поселка, а уже осенью 1954 года был заложен фундамент Дворца культуры химиков. Изменилась обстановка в городе, изменился весь ритм жизни. Теперь обыватели шептались о новой части города и называли ее «стройкой». Когда Леониду Гаркавому посетители задавали вопрос об этом, он деликатно старался уйти от ответа о производстве, а переводил разговор на перспективы развития города.

План производства валовой продукции промышленности в 1954 году был выполнен на 104%. Именно в этот год витаминный завод освоил выпуск облепихового масла.

Подверглась реконструкции улица Красноармейская.

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый . Фото: Юрий Верещагин

В 1955 году начато строительство телевизионного центра (ни один из городов Сибири в те времена не мог себе позволить такую роскошь!). Подрядчиком выступило СУ-3 треста N 122. Строительство велось хозяйственным способом: 1 млн. рублей на строительство мачты выделил котельный завод, оборудование заказывали и оплачивали лесозавод, «Электропечь», «Главпищемаш», «Молмашстрой».

Прошла реконструкция махорочной фабрики, которая стала выпускать папиросы и сигареты. Велось строительство корпусной мебельной фабрики. Был сдан Верх-Катунский механизированный карьер.

23 октября 1956 года Леонид Гаркавый отчитывался на пленуме горкома партии «О состоянии и мерах развития жилищного строительства». Было отмечено, что за годы 5-й пятилетки построено 150 тыс. кв. м жилья — это на 50 тыс. кв. м больше, чем в 4-й пятилетке. Тем не менее и докладчик, и выступающие были не удовлетворены достижениями.

13 июня 1960 года. Выход первого трамвая на линию. Фото: Юрий Верещагин

Всё для людей

Размах строительства был действительно высокий, он требовал неослабного внимания со стороны городской власти. По итогам 1956 года была пущена в Заречье новая школа, построено три детских сада, шесть столовых, девять новых магазинов, больница и поликлиника котельного завода, детские ясли, ателье, прачечная, больница N 4 и поликлиника, пущен телецентр, начато строительство трамвайных путей. Такого развития соцкультбыта город никогда не знал, и это вселяло надежды.

Город становился молодежным. Молодые строители ехали в Бийск из Москвы, Ленинграда, Новгорода, позднее из Казани и Чувашии. 23 июня 1957 г. советские и партийные органы вместе с комсомолом провели первый фестиваль молодежи города, потом их проведение стало доброй традицией.

6 марта 1958 года на сессии городского Совета Гаркавый вел разговор не о новых предприятиях, а о расширении строительства соцкультбыта. И все понимали, что этот соцкультбыт может развиваться благодаря строительству предприятий и в первую очередь для них.

Строительство сего и вся - от заводов до домов культуры - стало основным направлением развития города . Фото: Юрий Верещагин

Развитие бийской «оборонки»

С 1 октября 1957 года руководителем предприятия-заказчика, как тогда говорили, стал Владимир Кашуба. Люди говорили о «стройке», но было много «нежелательных» разговоров. Тогда руководство города по договоренности с соответствующими органами решило приоткрыть завесу секретности. 25 июня 1958 года состоялось собрание городского партийного актива. Под предлогом необходимости обсуждения решений майского пленума ЦК КПСС коммунисты обсудили задачи партийной организации по развитию химической промышленности в городе.

- Несколько химических комбинатов будет построено в Бийске: завод вискозного шелка и вискозного корда, комбинат искусственных шелковых тканей — один из крупнейших в Союзе, он будет вырабатывать до 70 млн. м шелковых тканей в год, фабрика кинопленки, завод по производству гидролизного спирта, - писал тогда «БР» (в действительности же продукция была совсем иной).

В связи с этим были поставлены задачи построить не менее 400 тыс. кв. м жилья, кирпичный завод, деревоотделочный комбинат. Впервые активу города представили Кашубу, который говорил о наборе рабочих, о их размещении и доставке на работу.

Приоритетом всей деятельности Леонида Гаркавого были проблемы, как сейчас говорят, социальной жизни. Ну, а тогда это была просто забота о людях. Гаркавый старался использовать любую возможность общения с ними. На прием к нему записывалась огромная масса людей, и он порою заканчивал прием далеко за полночь. Но люди шли и ждали. Отсюда логичный вывод, что большинство вопросов решалось. Он умел так очаровать человека душевностью беседы, что порой, не заручившись близким исполнением своей просьбы, люди тем не менее благодарили председателя за понимание и оказанное внимание.

Обязательность Гаркавого заставляла скрупулезно вести журналы приема граждан, чтобы проконтролировать исполнение просьб посетителей. Можно только удивляться многообразию просьб посетителей - от необходимости увеличения приусадебного участка для жителей Заречья и Мочища до возможности внеочередного получения квартиры, от утихомиривания беспокойного соседа до привлечения к уголовной ответственности расхитителя социалистической собственности. И до всего у председателя доходили руки.

В мае 1959 года химкомбинат дал первую продукцию. Заканчивалось первое десятилетие работы Леонида Гаркавого, и хочется отметить только один показатель: если в начале его работы город имел только 11 автобусов, то к 1960 году их стало на многих маршрутах уже 78.

Очередь на автобусной остановке, 60-е годы . Фото: Юрий Верещагин

Первый трамвай и мост через Бию

Практически на каждой планерке Гаркавый задавал вопрос о ходе строительства трамвайных путей, сам бывал много раз на этом объекте. И вот 13 июня 1960 года была открыта первая очередь трамвайной линии. И не успели воздать честь строителям, как встал вопрос о второй очереди от переезда до центра. 5 ноября 1961 года первый вагон трамвая пошел до переулка Гилева. На следующий год был поставлен вопрос о третьей очереди, и в марте 1963 года началось строительство путей до лесозавода, а в апреле 1970 года трамвай пошел и в Заречье.

В сентябре 1960 года были забиты сваи на правом берегу — это и было началом строительства. В 1961 году строительству уделялось самое пристальное внимание. Но строительство велось медленно: не хватало средств. Гаркавый вновь и вновь обивал пороги Совета Министров.

Даже сатириков подключили, которые в одной из передач телевидения заявили, что «самая широкая река в мире — это Бия, где так долго ведется строительство моста». Общими усилиями 28 марта 1963 года соединились мостовыми перекрытиями берега реки. На следующий год мост был сдан в эксплуатацию.

Мостроители, 1961 год. Фото: Юрий Верещагин

Бийск – большая стройка

В комплексе социальных проблем во времена Гаркавого на первое место всегда ставилось строительство жилья. Фактически ни до, ни после него в таких масштабах городское жилье ежегодно не прирастало.

Особенно бурно велось жилищное строительство с 1960 года, когда со второго квартала наметился переход на крупнопанельное домостроение. Гаркавый убедил руководство города и строителей в необходимости, и они первыми в крае, если не во всей Сибири, начали осваивать такое строительство. Одновременно в старой части города велась реконструкция. В марте 1961 года был сдан первый крупнопанельный дом. В 1962 году было сдано 11 шестидесяти квартирных панельных домов. Еще через десять лет был построен первый девятиэтажный дом в Бийске.

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый . Фото: Юрий Верещагин

Чтобы ускорить процесс жилищного строительства и привлечь к нему средства горожан, в 1962 году было принято решение о создании жилищных кооперативов. Бийчане своими сбережениями стали участвовать в строительстве жилья. Уже на следующий год было сдано 5,5 тыс. кв. м кооперативного жилья. Тогда один кв. м в городе стоил 120 рублей, однокомнатная квартира — 1920 рублей, двухкомнатная — 3360 руб. Первый взнос на однокомнатную составлял 768 рублей, а на двухкомнатную — 1344 рубля. Не возбранялось приобрести и большую квартиру.

Помимо жилья строились и другие социальные объекты. Уже в 1962 году были сданы в эксплуатацию школы №№ 7, 25, два корпуса школы-интерната за рекой. В марте 1963 года начала работать первая очередь ДК БХК, продолжалось строительство второй очереди, вплоть до сдачи 30 декабря. В июне 1963 года были сданы «Детский мир» и аэровокзал во вставке дома. В июле начали работать два пионерских лагеря в районе озера Ая — их хозяевами были химкомбинат и маслосыркомбинат.

1965 год. Сидят в центре: космонавт Герман Титов, родом с Алтая, рядом с ним справа председатель горисполкома Бийска Леонид Гаркавый, слева первый секретарь Бийского горкома КПСС Дмитрий Смирнов.. Фото: Юрий Верещагин

В День строителя СМТ-122 отмечал свой 10-летний юбилей. На торжествах, где присутствовал Леонид Гаркавый, крупными штрихами были подведены итоги строительных дел: химкомбинат, научно-исследовательский институт химической технологии, цех котельного завода, цех «Электропечи», цех фанерно-спичечного комбината, ТЭЦ, десять школ на 6040 мест, 21 детское дошкольное учреждение на 2086 мест, 11 столовых, 21 магазин, 3 хлебозавода, кинотеатр, телецентр, 2 больничных комплекса с поликлиниками, 4 бани, 280 тыс. кв. м жилья, ДК БХК. Таков был размах работ, таковы были результаты.

В 1972 году на квартале АБ вступил в строй Дворец спорта «Заря». В 1973 году строители сдали свой спортивный комплекс с плавательным бассейном «Дельфин» — это был второй бассейн в городе.

С марта 1968 года в квартиры бийчан пришел газ, а уже через год в городе действовали 1500 газовых плит.

В 1969 году началось строительство гостиницы «Центральная», а в 1972 году — моста через Катунь.

В 1980 году Леониду Трофимовичу Гаркавому было присвоено звание почетного гражданина города. К сожалению, после ухода на пенсию, он прожил недолго. Однако в памяти бийчан он до сих пор остался одним из лучших руководителей города, примером для многих.

 

Главное фото: празднование Дня города в 1979 году. Фото: Юрий Верещагин, из архивов "БР"

 

Читать в полной версии ➔