Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый

Празднования Дня города. 1979 год

Леонид Трофимович Гаркавый к моменту избрания председателем горисполкома Бийска (15 февраля 1950 года) был уже известным в городе человеком.

В характере его была ценная черта: ничего не делать без предварительного взвешивания, ничего не предпринимать, пока идея не созреет.

Начало оборонки Бийска

Необходимость кардинальных перемен виделась Леониду Гаркавому по целому ряду причин и направлений. Чтобы решить проблемы энергетики (ЦЭС уже не обеспечивала развивающуюся промышленность), необходимо было строить новую станцию. Чтобы объединить две части города (Центр и Заречье), нужен был постоянный мост. Он был нужен еще и потому, что от Бийска начинается Чуйский тракт и интенсивность движения по нему автотранспорта в горные районы и Монголию требовала стационарного моста.

Для города было необходимо строительство жилья, учреждений образования, здравоохранения и культуры, инфраструктура коммунального хозяйства и благоустройства.

Однако для решения всех этих задач нужны были средства, и немалые. Однажды он узнал, что еще в 1947 году Совет Министров СССР принял постановление о проектировании новых заводов. Это совпало с его поездкой в Госплан, где предстоял разговор о перспективах развития города. В Госплане чиновникам понравился градоначальник из Сибири, и они направили его к оборонщикам. В итоге Совет Министров РСФСР обязал государственный институт проектирования городов составить генеральный план застройки Бийска.

Нелегкое решение пришлось принять Гаркавому по оборонным предприятиям. С одной стороны, взрывоопасное производство, а с другой — возможность получить средства на длительную перспективу развития города. Он советовался в городе, он обсуждал вопрос в крае и принял бесповоротное решение.

В апреле 1953 года директором строительства новых заводов был назначен Стариченко, главным инженером - Белянин, в июне они уже были в Бийске и познакомились с председателем горисполкома.

В июле определились с организацией строителей — это был СМТ-122. Ему были выделены энергопоезд, 300 тыс. кв. метров сборнощитовых домов типа К-7, сотни грузовых машин, грузоподъемные механизмы, бульдозеры, скреперы и другая техника, а также различные материалы для строительства.

Леонид Гаркавый в своем рабочем кабинете
Леонид Гаркавый в своем рабочем кабинете
Фото: Юрий Верещагин

Бийск начинает меняться 

В феврале 1954 года началось строительство ТЭЦ в Бийске. Интенсивно велось строительство подъездных путей, закладка поселка, а уже осенью 1954 года был заложен фундамент Дворца культуры химиков. Изменилась обстановка в городе, изменился весь ритм жизни. Теперь обыватели шептались о новой части города и называли ее «стройкой». Когда Леониду Гаркавому посетители задавали вопрос об этом, он деликатно старался уйти от ответа о производстве, а переводил разговор на перспективы развития города.

План производства валовой продукции промышленности в 1954 году был выполнен на 104%. Именно в этот год витаминный завод освоил выпуск облепихового масла.

Подверглась реконструкции улица Красноармейская.

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый
Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый
Фото: Юрий Верещагин

В 1955 году начато строительство телевизионного центра (ни один из городов Сибири в те времена не мог себе позволить такую роскошь!). Подрядчиком выступило СУ-3 треста N 122. Строительство велось хозяйственным способом: 1 млн. рублей на строительство мачты выделил котельный завод, оборудование заказывали и оплачивали лесозавод, «Электропечь», «Главпищемаш», «Молмашстрой».

Прошла реконструкция махорочной фабрики, которая стала выпускать папиросы и сигареты. Велось строительство корпусной мебельной фабрики. Был сдан Верх-Катунский механизированный карьер.

23 октября 1956 года Леонид Гаркавый отчитывался на пленуме горкома партии «О состоянии и мерах развития жилищного строительства». Было отмечено, что за годы 5-й пятилетки построено 150 тыс. кв. м жилья — это на 50 тыс. кв. м больше, чем в 4-й пятилетке. Тем не менее и докладчик, и выступающие были не удовлетворены достижениями.

13 июня 1960 года. Выход первого трамвая на линию
13 июня 1960 года. Выход первого трамвая на линию
Фото: Юрий Верещагин

Всё для людей

Размах строительства был действительно высокий, он требовал неослабного внимания со стороны городской власти. По итогам 1956 года была пущена в Заречье новая школа, построено три детских сада, шесть столовых, девять новых магазинов, больница и поликлиника котельного завода, детские ясли, ателье, прачечная, больница N 4 и поликлиника, пущен телецентр, начато строительство трамвайных путей. Такого развития соцкультбыта город никогда не знал, и это вселяло надежды.

Город становился молодежным. Молодые строители ехали в Бийск из Москвы, Ленинграда, Новгорода, позднее из Казани и Чувашии. 23 июня 1957 г. советские и партийные органы вместе с комсомолом провели первый фестиваль молодежи города, потом их проведение стало доброй традицией.

6 марта 1958 года на сессии городского Совета Гаркавый вел разговор не о новых предприятиях, а о расширении строительства соцкультбыта. И все понимали, что этот соцкультбыт может развиваться благодаря строительству предприятий и в первую очередь для них.

Строительство сего и вся - от заводов до домов культуры -  стало основным направлением развития города
Строительство сего и вся - от заводов до домов культуры - стало основным направлением развития города
Фото: Юрий Верещагин

Развитие бийской «оборонки»

С 1 октября 1957 года руководителем предприятия-заказчика, как тогда говорили, стал Владимир Кашуба. Люди говорили о «стройке», но было много «нежелательных» разговоров. Тогда руководство города по договоренности с соответствующими органами решило приоткрыть завесу секретности. 25 июня 1958 года состоялось собрание городского партийного актива. Под предлогом необходимости обсуждения решений майского пленума ЦК КПСС коммунисты обсудили задачи партийной организации по развитию химической промышленности в городе.

- Несколько химических комбинатов будет построено в Бийске: завод вискозного шелка и вискозного корда, комбинат искусственных шелковых тканей — один из крупнейших в Союзе, он будет вырабатывать до 70 млн. м шелковых тканей в год, фабрика кинопленки, завод по производству гидролизного спирта, - писал тогда «БР» (в действительности же продукция была совсем иной).

В связи с этим были поставлены задачи построить не менее 400 тыс. кв. м жилья, кирпичный завод, деревоотделочный комбинат. Впервые активу города представили Кашубу, который говорил о наборе рабочих, о их размещении и доставке на работу.

Приоритетом всей деятельности Леонида Гаркавого были проблемы, как сейчас говорят, социальной жизни. Ну, а тогда это была просто забота о людях. Гаркавый старался использовать любую возможность общения с ними. На прием к нему записывалась огромная масса людей, и он порою заканчивал прием далеко за полночь. Но люди шли и ждали. Отсюда логичный вывод, что большинство вопросов решалось. Он умел так очаровать человека душевностью беседы, что порой, не заручившись близким исполнением своей просьбы, люди тем не менее благодарили председателя за понимание и оказанное внимание.

Обязательность Гаркавого заставляла скрупулезно вести журналы приема граждан, чтобы проконтролировать исполнение просьб посетителей. Можно только удивляться многообразию просьб посетителей - от необходимости увеличения приусадебного участка для жителей Заречья и Мочища до возможности внеочередного получения квартиры, от утихомиривания беспокойного соседа до привлечения к уголовной ответственности расхитителя социалистической собственности. И до всего у председателя доходили руки.

В мае 1959 года химкомбинат дал первую продукцию. Заканчивалось первое десятилетие работы Леонида Гаркавого, и хочется отметить только один показатель: если в начале его работы город имел только 11 автобусов, то к 1960 году их стало на многих маршрутах уже 78.

Очередь на автобусной остановке, 60-е годы
Очередь на автобусной остановке, 60-е годы
Фото: Юрий Верещагин

Первый трамвай и мост через Бию

Практически на каждой планерке Гаркавый задавал вопрос о ходе строительства трамвайных путей, сам бывал много раз на этом объекте. И вот 13 июня 1960 года была открыта первая очередь трамвайной линии. И не успели воздать честь строителям, как встал вопрос о второй очереди от переезда до центра. 5 ноября 1961 года первый вагон трамвая пошел до переулка Гилева. На следующий год был поставлен вопрос о третьей очереди, и в марте 1963 года началось строительство путей до лесозавода, а в апреле 1970 года трамвай пошел и в Заречье.

В сентябре 1960 года были забиты сваи на правом берегу — это и было началом строительства. В 1961 году строительству уделялось самое пристальное внимание. Но строительство велось медленно: не хватало средств. Гаркавый вновь и вновь обивал пороги Совета Министров.

Даже сатириков подключили, которые в одной из передач телевидения заявили, что «самая широкая река в мире — это Бия, где так долго ведется строительство моста». Общими усилиями 28 марта 1963 года соединились мостовыми перекрытиями берега реки. На следующий год мост был сдан в эксплуатацию.

Мостроители, 1961 год
Мостроители, 1961 год
Фото: Юрий Верещагин

Бийск – большая стройка

В комплексе социальных проблем во времена Гаркавого на первое место всегда ставилось строительство жилья. Фактически ни до, ни после него в таких масштабах городское жилье ежегодно не прирастало.

Особенно бурно велось жилищное строительство с 1960 года, когда со второго квартала наметился переход на крупнопанельное домостроение. Гаркавый убедил руководство города и строителей в необходимости, и они первыми в крае, если не во всей Сибири, начали осваивать такое строительство. Одновременно в старой части города велась реконструкция. В марте 1961 года был сдан первый крупнопанельный дом. В 1962 году было сдано 11 шестидесяти квартирных панельных домов. Еще через десять лет был построен первый девятиэтажный дом в Бийске.

Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый
Пример для многих мэров: что сделал для Бийска Леонид Гаркавый
Фото: Юрий Верещагин

Чтобы ускорить процесс жилищного строительства и привлечь к нему средства горожан, в 1962 году было принято решение о создании жилищных кооперативов. Бийчане своими сбережениями стали участвовать в строительстве жилья. Уже на следующий год было сдано 5,5 тыс. кв. м кооперативного жилья. Тогда один кв. м в городе стоил 120 рублей, однокомнатная квартира — 1920 рублей, двухкомнатная — 3360 руб. Первый взнос на однокомнатную составлял 768 рублей, а на двухкомнатную — 1344 рубля. Не возбранялось приобрести и большую квартиру.

Помимо жилья строились и другие социальные объекты. Уже в 1962 году были сданы в эксплуатацию школы №№ 7, 25, два корпуса школы-интерната за рекой. В марте 1963 года начала работать первая очередь ДК БХК, продолжалось строительство второй очереди, вплоть до сдачи 30 декабря. В июне 1963 года были сданы «Детский мир» и аэровокзал во вставке дома. В июле начали работать два пионерских лагеря в районе озера Ая — их хозяевами были химкомбинат и маслосыркомбинат.

 1965 год. Сидят в центре: космонавт Герман Титов, родом с Алтая, рядом с ним справа председатель горисполкома Бийска Леонид Гаркавый, слева первый секретарь Бийского горкома КПСС Дмитрий Смирнов.
1965 год. Сидят в центре: космонавт Герман Титов, родом с Алтая, рядом с ним справа председатель горисполкома Бийска Леонид Гаркавый, слева первый секретарь Бийского горкома КПСС Дмитрий Смирнов.
Фото: Юрий Верещагин

В День строителя СМТ-122 отмечал свой 10-летний юбилей. На торжествах, где присутствовал Леонид Гаркавый, крупными штрихами были подведены итоги строительных дел: химкомбинат, научно-исследовательский институт химической технологии, цех котельного завода, цех «Электропечи», цех фанерно-спичечного комбината, ТЭЦ, десять школ на 6040 мест, 21 детское дошкольное учреждение на 2086 мест, 11 столовых, 21 магазин, 3 хлебозавода, кинотеатр, телецентр, 2 больничных комплекса с поликлиниками, 4 бани, 280 тыс. кв. м жилья, ДК БХК. Таков был размах работ, таковы были результаты.

В 1972 году на квартале АБ вступил в строй Дворец спорта «Заря». В 1973 году строители сдали свой спортивный комплекс с плавательным бассейном «Дельфин» — это был второй бассейн в городе.

С марта 1968 года в квартиры бийчан пришел газ, а уже через год в городе действовали 1500 газовых плит.

В 1969 году началось строительство гостиницы «Центральная», а в 1972 году — моста через Катунь.

В 1980 году Леониду Трофимовичу Гаркавому было присвоено звание почетного гражданина города. К сожалению, после ухода на пенсию, он прожил недолго. Однако в памяти бийчан он до сих пор остался одним из лучших руководителей города, примером для многих.

 

Главное фото: празднование Дня города в 1979 году. Фото: Юрий Верещагин, из архивов "БР"

 

Комментарии (34)

1000

Авторизоваться:

Браво за статью! Помню как много строилось. Был градоначальником болеющим за город и Карпушкин.Но возможностей не было уже.

Не Кондрат Маюнов
БР запостил очередную тему для совкоdрочеров. Сейчас начнется массовое фалование о том, как хорошо было жить при СэСэСэРии в нашем городе которым правил очень крутой менеджер (не чета нынешним), как развивались производства, как все работали и были счастливы. Как всем давали бесплатно квартиры и детские садики. Как летом избранным, можно было поехать по профсоюзной путёвке в какой-нибудь Кисловодск или Мин.Воды. Как у всех была достойная зарплата и бесплатное высшее образование. Как на весь город было с десяток продовольственных магазинов с пустыми полками и не одного ТРЦ. Но при этом у всех холодильники ломились от продуктов. Как в пром.товарах можно было купить очень хорошую обувь под названием "прощай молодость", но её почему то покупали только старики, а молодёжь гонялось за какой нибудь Цебо или Адидас. Какая вкусная была газировка, которую весь город включая туберкулезников пили из одного стакана. Какое вкусное было мороженное и колбаса, ну и многое, многое другое....
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, а я всегда говорил: пока не сдохнет последний совок, шанса на светлое будущее нет.
Ответить
Гость
Не Кондрат Маюнов, слушай НЕУВАЖАЕМЫЙ! А что сделали сегодняшние руководители и МЭРы? Построили 11 долин "нищих"? Развалили с стерли с земли Бийский химический комбинат, Табачку, Спиртзавод, Три мебельных фабрики, 4 лесоперерабатывающих завода! 11 Птицефабрик уничтожено в процессе строительства Бройлера! Ни одного молзавода на территории Алтайского края!!! Жрать "подошвы" вместо настоящего сыра? Пальмовое масло вместо сливочного? Сидеть дома и бояться выпустить детей на улицу? Уродов и извращенцев расплодили, столько на весь союз не было сколько их в нашем городе! Наркоманов в Бийске никогда не было до 90-х! Кто их в город привел? Скажите цыгане? Нет привели нынешние бизнесмены и руководители города, когда они под братками в шестерках ползали и ларьки на детском мире и вокзале с торгашами жгли! Кто эти люди? Начинали Толя Камышев, Втехин, Костя Чуй, Сафронов, Печорский а теперь кто они? "Уважаемые стали"?
Ответить
Николай
Не Кондрат Маюнов, Юродивый ты и обиженный на всё голову. Это время для людей было как праздник и надежда на лучшую жизнь.
Ответить

Да ничего он не зделал и оборнка строилась без его участия, а город бы грязный, снег с улиц не убирали, так захолустье

Неизвестный
Гость, иди отсюда и не следи тут
Ответить
старик
Гость, за то Души у людей были чисты...
Ответить
Евгений
Гость, Пришел, нагадил, ушел. Жизнь продолжается.
Ответить

Большое спасибо да статью! Всегда с интересом читаю об истории родного города. Отдельно хочется поблагодарить автора за прекрасный стиль изложения, браво!

Елена, спасибо за Ваш труд!

Мало таких людей болеющих за людей, за будущее людей. Смелых (не боящихся показаться лишний раз на глаза начальству),профессионально мыслящих(аргументировано доказывать нужность города). Даже в ВОВ были нужны!!!

Хорошо написано, интересно! Жаль что ничего нельзя вернуть, столько заводов и рабочих мест загубили!

Масштабы поражают! Интересно было бы услышать его мнение подобных стройках современности, где нет ограничения в ресурсах, например, космодром Восточный...

Нечего мусолить далекое прошлое. Это была другая эпоха, другие люди с иным мировосприятием.

А что построили нынешние? Дворы заасфальтировать,парк плиткой покрыть в срок за выделенные государственные деньги не могут!

Только _гости-безразличны к прошлому,то что строили родители, и чем они жили. Только забывают такие -гости- что до сих пор пользуются не только они ,но и их дети то что было построено для будущих поколений бывшими совковыми рабочими.

местный
Гость, Учи историю.Люди после войны многие жили и в бараках,и в землянках.Было предложено панельное строительство,которое обеспечило бы комфортным жильём миллионы семей. Такое даже в Европе слащавой не смогли сделать. Строились не только хрущёвки,но и стадионы, дворцы культуры, дома творчества,в том числе и дома пионеров.Чтобы дети вернувшихся с войны могли бесплатно учиться,развиваться.
Ответить
местный
Гость, друг ты сивцевый,21-век, новое правительство,нет уже _совка_.А построили на Зелёном Клине-прям шедевр жилмассива.!!!!! Ты о чём,сейчас?
Ответить
местный
Уж так хотелось конём обозвать.)Друг ситцевый.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
местный, что же твоя совецкая власть только после 50-ти лет существования начала дома строить? Что мешало ей раньше этим занятся?
Ответить
местный
Не Кондрат Маюнов, И тебе историю учить и учить. Восстанавливала промышленность.
Ответить
Не Кондрат Маюнов
местный, ты еще про монголо-татарское иго напиши, что оно тебе и твоей совецкой власти тоже помешало. ))) Историк хеpoв...
Ответить
местный
Не Кондрат Маюнов, Перешёл на оскорбления.Ответить не можешь . Что ты тут делаешь?
Ответить
Не Кондрат Маюнов
местный, на что тебе ответить сынок? Где твой вопрос?
Ответить
местный
Не Кондрат Маюнов, сынка в зеркале увидишь, неуч. Не научили тебя родители уважать мнение других, и труд.
Ответить
местный
Вопрос такой: Чем доволен и чем довольствуешься сегодня?
Ответить
местный
Гость, дружище-то была мера срочная.И многие семьи были счастливы переезду из землянок! Но не путай дилетантство и возможности. Кроме строительства,промышленности,-нужно было ещё и накормить страну. Если тебя поставить руководителем страны-что-бы стал делать?
Ответить
Я
Гость, Ну от запада мы всегда отставали, что тогда, что сейчас, что при царе. С этим даже вопроса нет. А вот то что построили тогда и сейчас- большая разница.
Ответить

Хорошая статья про настоящего руководителя, человека живущего на благо всех Бийчан. А, что имеем мы сейчас амбициозного павлина который выбирает с кем общаться, а с кем нет. Делит людей на своих и врагов, лоббирует только свои интересы, прав только он. И к чему это привело. Город в грязи, бурьяне, парки загажены. Что хорошего на Вали Максимовой, грязно, площадки все переломаны, скамейки разваливаются, собачью площадку не открывали, листва мусор кругом, деревья не ухожены, кроме столбов и арок нет не чего, газоны дерьмовые. Клумбы не одной нет.

Статья за душу берет, и даже завидно, что люди жили в таких условиях, чистоты и порядке и взвешенные решения мэра на лицо, много еще с тех лет осталось достоянием нашего города. Нынче похвалиться не чем. Все программы от безграмотности завалены, парки не введены в эксплуатацию, нынешний мэр говорит, "вот уберут меня, сразу уеду из города". А тот не куда ехать не собирался. ЧТО ЖДЕМ ТО????

местный
cnhfyybr, не чего,а кого))Образованных ,принципиальных,честных. Кто пропустил строительство муравейников на зелёнке? Кто допускает на ремонт дорог и дворов Бийска аж из Томска? Когда закончатся меняться начальники на ТЭЦ? Неужели своих нет?
Ответить

Про чистоту души прочитал в каком то из комментариев, думается мы не можем утверждать это, но что было чисто в городе, а сейчас помойки кругом это точно, уже это даже не в кустах, а везде. Почему то остановки не стали убираться к, что происходит, в чем причина?. Приходишь на остановку, а там с утра грязь в колено и с чего начинается день. Люди говорят Студеникин сдулся, сам не грамотный, рядом его окружают больше случайные люди, за город там переживаний нет, все завалили и не стыдно людям в глаза смотреть. И когда он это прочитает, скажет, это выскочки или обиженные, но не сделает выводы, что он не на месте. Его гонор быстро привел его к краха, а ГАРКАВЫЙ РАБОТАЛ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК. Уважительно относился к людям, не плел интриги, и свои умозаключения мелкие и гадкие о людях не говорил, поэтому у него все получалось.

Раньше все делалось сообща и для людей, говориться в статье обдуманно и взвешено, у нас Потехина в ЖКХ, город в грязи, у нее во дворе управления не убирали не разу, она сама неряха и хамка. Проекты в парки разрабатывают не грамотные люди в торопях, вот и получается как есть. Все под руководством Студеникина. В чем он преуспел, в завалах всего, деньги то в город пошли, нужно только работать, а не речи толкать. Обещали осветить заречье, забыли уже, что люди тут живут.