Стихийная свалка разрослась на десятки метров рядом со школой №40 в Бийске
Жители соседних домов и управляющие организации уверены: мусор сюда приносят жители частного сектора.
Школа № 40, многоквартирные дома, территория стадиона «Прогресс», где еще расположены офисные помещения, и частные дома района Мочище – все кивают друг на друга, мол, вот кто развел свалку.
Больше всего страдают от нее жители дома по адресу пер. Дружный, 13. По одну сторону дороги – разросшаяся помойка, за которой скрываются тротуар и ограда школы, по другую – многоэтажка, окна которой выходят на свалку.
Еще месяц назад, в октябре, наш фотограф снимал местную помойку. Тогда она была раза в два-три меньше. Сегодня иначе как «грандиозной» ее не назовешь. Но главное не это. Важнее - кто будет ее убирать.
Татьяна Михайловна живет в доме напротив. Как появилась стихийная свалка на тротуаре, помнит хорошо. Сначала к бакам кто-то притащил целый диван. На нем стали «оседать» пакеты с мусором, потом, когда свалка подросла, сюда стали проезжать выгружать мусор уже целыми машинами, наверное, рассудив, что все же складируют тут хлам – и ничего.
Потом дошло и до строительного мусора. Трижды образовавшуюся свалку вывозили силами УК «Алтай», обслуживающей дом. Не помогает - мусор вне баков тут появляется снова.
Так свалка выглядит в ноябре. Листайте галерею.
- Представляете, какой запах стоит тут! У нас дети перестали во дворе играть. Во-первых, неприятно, конечно, а, во-вторых, - страшно. Тут же у этой помойки теперь постоянно собираются и собаки, и бомжи. Пьют, буянят, добираются до нашего подъезда, продолжают гулянки тут, - рассказывает жительница дома по переулку Дружному. - На днях вот мужчина прошелся по этой помойке: распечатывает мешки, высыпает содержимое на землю, роется, выбирает, что ему нужно, а это все потом тут и остается.
Другая беда, которую называют местные жители, - свалка разрослась настолько, что водители из-за нее могут не увидеть пешеходов. А они тут невысокие: рядом, в двадцати метрах от свалки – один из выходов с территории школы.
Жители округи в голос уверяют: во всем виновны соседи с Мочище. Пакеты с мусором – оттуда. И если проблема в меньшем ее проявлении существовала всегда, то с началом мусорной реформы такой конфликт многоквартирного жилфонда и частного сектора перешел на новый уровень.
- В любой точке города на границе многоэтажной застройки и частных домов мы видим такую проблему, - говорит Сергей Кофанов, директор УК «Алтай». - Если раньше она не была такой острой, то сейчас мы снова видим ее вспышку: с тех пор, как в частном секторе сбор мусора стал проводиться бестарным способом. Да, наверное, многим это неудобно - поджидать мусоровоз к определенному времени, поэтому многие снова понесли пакеты с мусором к ближайшим бакам. И не только понесли, но и повезли машинами. В итоге страдают от этого жильцы многоквартирного жилфонда, под окнами которого скапливаются такие свалки. Управляющие компании убирают их – за счет средств многоквартирных домов – но, наверное, это неправильно.
Раньше проблему УК решали «волевым решением», например, могли поджать плату за вывоз ТБО, направив средства на ликвидации свалки. Теперь же, став услугой не жилищной, а коммунальной, плата за нее идет напрямую регоператору. Тот в свою очередь вывозит лишь то, что скопилось в мусорных баках и то, что было обронили из них при погрузке. Уборка прилегающей же территории, которая стремительно разрастается, покрываясь мусором, должна проводиться собственником. Так говорит закон. Под собственником в большинстве случаев понимается муниципалитет, если земля не числится за кем-то другим. Выходит, убирать должен город. Так, кстати, решают и чиновники высших уровней власти. Когда в мэрии стали упрекать регоператора за невывоз мусора с прилегающих территорий, в краевой комиссии сочли, что вина в разросшихся свалках – именно муниципалитета. И наказали рублем.
Вопрос этот обсуждался все минувшее лето. Вроде бы, даже была выработана схема, кто за что должен отвечать. Например, рассматривался такой вариант: если свалка образуется рядом с мусорными баками, нанятые дворники отправляют скопившийся хлам в те же баки, а оператор их вывозит. Но в этом случае затраты на обслуживание вновь ложатся на жильцов многоэтажек, ведь дворник относится к УК, обслуживающей дом, для жильцов которого и предназначены баки, а все остальные отходы привозят как раз извне.
К тому же, что делать, если контейнерную площадку обслуживает несколько УК и ТСЖ. Вот баки у той же школы № 40 относятся к разным обслуживающим организациям – УК «Алтай», ООО «УК Единство», ТСЖ «Рассвет». Сначала нужно сесть за стол переговоров, обсудить схему уборки, кто в какой день «выходит на объект», но сначала нужно решить – а будут ли вообще обслуживающие организации это делать. При этом в самих УК говорят, что необходим еще один участник такого обсуждения – структура, которая будет представлять частный сектор, мусор которого и оседает рядом с баками. Ну, в самом деле, если мешками свозят явно отходы с приусадебного участка – от ботвы до скошенной травы, сразу понятно - их же вынесли не из квартиры.
Еще один вопрос: даже если мусор все-таки окажется в баках – что будет с ним дальше? Очередная «мусорная» проблема вновь заставила городские контейнерные площадки превращаться в свалки. Неоднократно звучало, что цифры, которые заявляют регоператор и полигон как объемы ввозимых отходов, разнятся. В итоге конфликт и споры привели к тому, что полигон ТБО ограничил въезд мусоровозов для разгрузки вдвое. Результат Бийск ощутил мгновенно: машины стали приходить реже. Соответственно, мусора стало скапливаться еще больше.