В краевом правительстве не видят перспектив у аэропорта Бийска
Пассажиропоток сократился на 80 процентов
В крае проанализировали, как упал пассажиропоток с введением ограничительных мер в регионе и в целом по России. Цифры не радуют. Пассажиропоток за это время сократился на 80 процентов. Большую часть рейсов пришлось отменить. При этом сказать, что регион воздушно «забаррикадировался» нельзя, все-таки часть рейсов барнаульский аэропорт сохранил. Так, например, в апреле в Москву было выполнено 30 из 90 запланированных полетов, в мае — уже 36.
Однако в целом авиакомпании терпят солидные убытки. Непросто приходится и самому аэропорту. Предприятие работает в режиме жесткой экономии. Уже сейчас учредители готовятся к тому, что показатели по году будут ощутимо хуже предыдущих лет.
До 90 рейсов в неделю
На этом фоне вопрос о судьбе бийского аэропорта, которому с завидной регулярностью обещали второе рождение, заранее кажется обреченным на провал. И все-таки. Ведь были разговоры о переориентировании бийского аэровокзала под малую авиацию. В силе ли планы?
Увы, похоже, что нет.
- В прежние годы перелеты внутри региона были востребованы, - говорит Александр Дементьев, министра транспорта Алтайского края. - Но такие времена если и вернутся, то не скоро.
Действительно, даже наш бийский аэропорт в 70-80-е годы принимал до 90 рейсов в неделю, работая в ежедневном режиме. Из Бийска и обратно летали самолеты АН-24 (по тем временам — новые самолеты) в Барнаул и Новосибирск. На каждом рейсе было до 52 пассажиров. А еще в Барнаул ежедневно летал АН-2 — знаменитый кукурузник. Такие же самолеты отправлялись из Бийска еще по 12 направлениям.
К началу 80-х годов ситуация заметно изменилась. Бийская взлетка стала принимать современные Л-410 и реактивный ЯК-40. Да и география, куда можно было улететь из Бийска, заметно расширилась. На табло расписания в аэропорту значились не только Барнаул (куда ежедневно отправлялись уже до четырех рейсов) и Новосибирск, но и Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, а также Семипалатинск и Усть-Каменогорск, Алма-Ата и Ташкент...
Конкурент за воздушное пространство
Сегодня, конечно, добраться до Барнаула, Кемерово или Новосибирска вполне комфортно можно и на автомобиле.
Однако потребность хотя бы в малом аэродроме все же есть. Такую мысль недавно озвучил Владимир Драчев, депутат Госдумы, президент Союза биатлонистов России, которые нередко зимние сборы проводят в Белокурихе. Олимпийский чемпион даже место назвал, где было бы удобно разместить его.
- Создание аэропорта между городами Бийск и Белокуриха поможет сократить транспортное плечо при доставке до курорта и сделает его доступнее, - пояснял Владимир Драчев. - Есть маленькое поле, которое могло бы стать аэродромом, чтобы не ездить 150 км из ближайших аэропортов Горно-Алтайска и 300 км из Барнаула. Транспортная доступность - фактор, который будет для инфраструктуры решающим. Для туристов приятнее прилететь практически сразу на курорт, чем добираться еще четыре часа на автобусе.
В Белокурихе о регулярной малой авиации тоже задумались - еще три года назад.
Тогда же провели первый экспериментальный рейс Ан-28. Его организовала авиакомпании «Сибирская легкая авиация» («СиЛа») по маршруту Томск - Новосибирск - Белокуриха совместно с Белокурихой-авиа (владельцем грунтовой посадочной площадки). Регулярные рейсы планировали наладить с сентября 2017 года, но дело не заладилось. Однако стало понятно: с началом авиасообщения с Белокурихой на аэропорту Бийска можно поставить крест окончательно.
«Прилетел», но обещал вернуться
До этого были хотя бы обещания, что не в нынешнем году, так хотя бы в последующих, но на аэропорт наукограда обратят внимание. Сроки назывались различные.
Напомним, аэропорт, расположенный в 12 километрах от города Бийска, перестал принимать рейсы в 2009 году. Тогда он использовался для временного базирования авиации МЧС, участвующей в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда приземляться у нас спасателей заставила крайняя необходимость, потому как взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов в бийском аэропорту уже были изношены до состояния, не способствующего безопасной эксплуатации.
С 2013 года после закрытия метеостанции и пожарной части аэропорт юридически лишился права принимать воздушные суда. В последующий год инфраструктура аэропорта, в частности радарное оборудование, были частично демонтированы, топливозаправочное оборудование практически полностью разрушено коррозией и прекращено водоснабжения.
По сути, осталось только здание аэровокзала, и то — декорацией. Аэропорт как точка приема самолетов перестал существовать.
Тем не менее в краевой администрации не раз заявляли, что возрождение аэропорта в Бийске - лишь дело времени и удачи при попадании в федеральные программы. Реконструкцию Бийского аэропорта планировали начать в 2014 году, а сдать в эксплуатацию — в 2016-м. Проект предполагал капитальный ремонт существующего здания аэровокзала и строительство взлетной полосы протяженностью 1,7 км. Тогда же заговорили и о возможных авианаправлениях из Бийска в Тюмень, Томск и Красноярск. Считалось, что наш аэропорт сможет пользоваться популярностью у газовиков и нефтяников, отдыхающих в Белокурихе.
Претендовать на большее смысла не было ввиду близости других аэропортов. Согласно сегодняшнему законодательству, от одного федерального аэропорта до другого должно быть не менее 500 км. А у нас только под боком таких — аж два: в Барнауле и Горно-Алтайске. А еще — новосибирский «Толмачево».
в Новосибирске - 380 км,
в Барнауле – в 140 км,
в Горно-Алтайске – в 100 км.
В 2014 году Александр Карлин, тогда - губернатор Алтайского края, сообщил, что в течение двух-трех лет удастся запустить аэропорт с прицелом на грузоперевозки — продукцию бийских предприятий, прежде всего фармацевтических.
В августе 2015 года на официальном сайте Алтайского края появилось сообщение, что за счет средств краевого бюджета разработана проектно-сметная документация на реконструкцию аэродромного комплекса аэропорта Бийска. Реконструкция предполагает строительство взлетно-посадочной полосы длиной 1800 и шириной 42 метра под самолеты, выполняющие авиаперевозки на местных и региональных авиалиниях. Учитывая специфику и технологию проведения реконструкции взлетно-посадочной полосы, предполагается начать работы в 2016 году. Не начали.
В 2017 году интерес к бийскому аэропорту проявил очередной потенциальный инвестор – АО «Аэропорт Толмачево». Предприятие готово было вложить в аэропорт около 250 млн руб. в строительство терминала, площадью 2 тыс. км. метров, при условии, что край построит полосу, которая будет способна принимать гражданские самолеты 3-го класса. При этом затраты, которые инвесторы ожидали со стороны региона, не назывались. «Алтапресс» приводил пример реконструкции взлетки барнаулького аэропорта – эти работы оценивались в 4 млрд руб. При этом инвесторы просчитали, что для того, чтобы окупать себя, бийскому аэропорту хватило хотя бы от 5 до 15 вылетов в неделю.
А будет ли спрос?
Сегодня в крае ссылаются именно на то, даже найдись каким-то чудом деньги на ту же взлетную полосу, неизвестен потенциальный пассажиропоток на авиалинии внутри края или в соседние регионы.
- Поскольку нет устойчивого трафика и понимания будет ли он вообще, вряд ли аэропорт будет интересен авиакомпания, которые могли бы зайти обслуживать маршрут сюда, - говорит Александр Дементьев. - Вопрос возобновления работы бийского аэропорта, наверное, преждевременный, поскольку для того, чтобы вкладывать деньги в приведение его в нормативное состояние, нужно иметь пассажиропоток, который обеспечивал бы его безубыточную работу.
Пока же не для всех авиаперевозчиков интересны и направления межрегиональных полетов, которые сегодня субсидирует государство, поскольку выставил компании реальную стоимость авиабилета, желающих на рейс может и вовсе не набраться. По такой схеме из Барнаула совершают вылеты в Томск, Казань, Красноярск. С этого года могут запустить авиамаршрут до Омска. Кстати, барнаульский аэропорт, из которого идут эти отправления, в последнее время стал сетовать, что теряет бийчан, которые в последние годы стали предпочитать аэропорт Горно-Алтайска.