Министр Костенко объяснил, почему у алтайских учителей нет баснословных зарплат
Буквально месяц назад, Максим Костенко, министр образования и науки Алтайского края, на пресс-конференции озвучил данные о средней зарплате педагогического работника. По его словам, по итогам четвертого квартала 2020 года, она составила около 30000 рублей. Обращения, которые последовали от учителей, ни разу не видевших таких денег, не остались без ответа. Министр вышел в прямой эфир, чтобы в живом диалоге решить с педагогами все возникшие вопросы.
– Мы не пытаемся убедить вас, что у учителей баснословные зарплаты, оперируем средними цифрами, - предупредил он в начале разговора. - Моя цель - обсудить вопросы, которые вас волнуют и показать вектор движения по системе оплаты труда, по объемам фондов оплаты труда, которые сегодня существуют в Алтайском крае.
Педагоги дополнительного образования не будут обделены
Максим Костенко отметил, что роль педагогов дополнительного образования велика и одна из задач национального проекта - интеграция общего и дополнительного образования.
- Наша цель - войти в десятку лучших систем образования, сегодня невозможна без дополнительного образования, которое активно модернизируется и развивается. Мы видим, что в определенный период до 2017 года, у нас сократилось количество образовательных организаций. Но, вместе с тем, если говорить об оплате труда, за период реализации так называемых «майских» указов президента о планомерном повышении оплаты труда педагогических работников РФ, произошло увеличение заработной платы почти в 4 раза (с 2012 по 2020 год). Только за последние три года очевиден прирост в 1,5 раза: 2017-2020гг, - пояснил Костенко.
Министр отметил, что средний размер заработной платы педагогических работников допобразования привязан к общему образованию, - зарплата повышается одинаково.
- Уточню, что у нас действует трехуровневая система допобразования: есть учреждения, которые находятся непосредственно в сфере образования, и фонды оплаты труда формируются исходя из муниципального бюджета. А есть учреждения допобразования в системе культуры и спорта, которые к отделу образования не относятся. Сегодня краевой бюджет взял на себя обязательства формировать фонды оплаты труда и отправлять в виде целевых денег в муниципалитеты. В дальнейшем, начисление оплаты труда переходит в полномочия муниципалитета и, непосредственно, самой школы. Еще бонусы нематериального стимулирования педагогов дополнительного образования - улучшение условий труда, связанное с реализацией нацпроекта, - объяснил глава алтайского минобра.
Зарплата меньше МРОТ - и это нормально
– За последние три года мы наблюдаем существенный рост заработной платы педагогического работника. Это произошло потому, что повысилась оплата труда, а не непосредственно оклада. То есть, совокупного дохода от трудовой деятельности педагога, в том числе, и по внутреннему совмещению. У нас практически 75% педагогических работников в общеобразовательных организациях имеют внутренние совмещение, - отметил министр.
Костенко также заметил, что часто звучит вопрос: «Почему ставка учителя меньше МРОТ?» и пояснил:
- МРОТ - это минимальный размер оплаты труда, а не оптимальный размер окладной части! Он устанавливается единым решением для всех работников бюджетной сферы. Для того, чтобы сформировать оплату труда любого бюджетного работника (в том числе, учителя), нам нужна стартовая единица - размер, от которого будут насчитываться и стимулирующие выплаты, и компенсационные, устанавливаться повышающие коэффициенты. То есть от нее формируется вся система оплаты труда. Со второй половины 2019 года мы перешли на новую систему оплаты труда - и это серьезное достижение. Мы ушли от окладной части в 2950 рублей. Если посмотрим по школам, по муниципалитетам, то эта окладная часть «плясала» чуть выше и чуть ниже. Сейчас она установлена на уровне 7100 рублей - почти в два с половиной раза выше.
По данным министра, в среднем, во второй половине 2019 года повышение заработной платы по Алтайскому краю произошло на 3000-3500 рублей. Как пояснил глава ведомства, к 2017-2018 году в регионе сложилась очень разнородная доходная часть оплаты труда педагогических работников, и эта дифференцированность сохраняется до сих пор. Она обоснована тем, что есть стимулирующая и компенсационная часть.
- На данный момент, окладная часть и не должна равняться МРОТ. А вот окладная плюс компенсационная - да. Благодаря модернизации системы оплаты труда, в 2019 году у нас это и произошло. Уточню, что в компенсационную часть входят такие обязательные виды работ: классное руководство (краевая выплата), проверка тетрадей, заведование кабинетом, методическая работа и многое другое. К окладу мы еще применяем такие коэффициенты, как: работа в сельской местности, наличие квалификационной категории, превышение наполняемости класса, специфика образовательных программ. Третья часть - стимулирующая. Сюда относятся научные звания, почетная степень, все профессиональные достижения педагога, - объяснил Максим Костенко.
Сегодня, по словам министра, дифференциация заработной платы у педагогических работников варьируется от 15000 до 70000-80000 рублей.
Работать больше, чтобы зарабатывать
– У нас всего 12 муниципалитетов, где нагрузка только на одну ставку. Средняя нагрузка в Алтайском крае - 1,4 ставки. Примерно также 1,4-1,5 по РФ, у соседей в Кемеровской области - 1,8 ставки. По многим субъектам СФО показатель нагрузки гораздо выше. В 2017 году средняя нагрузка была 1,65, сегодня 1,4 и это, конечно, тоже много. Ведь не зря в Советское время была спланирована и утверждена норма на одну ставку, 18 ч в неделю. Это и голосовая, и интеллектуальная нагрузка, методическая подготовка, проверка материалов обучающихся, выстраивание логики учебного процесса по одному или нескольким предметам. В настоящее время мы лишь констатируем ситуацию, которая у нас сложилась, - пояснил Костенко.
Министр пояснил, что медианную зарплату учителя считают по средней заработной плате из средних зарплат по муниципалитетам. По 2020 году она определена в сумме 27500 рублей.
-Именно это основание дает нам право говорить, что мы «перевернули треугольник»: раньше больше было людей, которые получали ниже медианной зарплаты, а сегодня их больше. До 27500 рублей у нас получают 32% учителей, а 68% - 27500 рублей и больше. Хотя внутри муниципалитета, внутри образовательной организации будет дифференциация, которая зависит от компенсационной части, стимулирующей, и тех коэффициентов, которые применяются к повышению окладной части. Если у учителя нет классного руководства, проверки тетрадей, стимулирующих и компенсационных выплат, коэффициентов к окладу - конечно, он будет получать меньше. Когда человек максимально вовлекается в работу - зарплата растет, - заключил глава минобра.
Напряжение в конкретных, отдельных муниципалитетах он предложил обсудить лично. Для этого можно позвонить по телефонам «горячей линии», или написать в сети инстаграм в аккаунт ведомства - @educaltai.