Бийский рабочий

Зелёный клин в Бийске: винокурня, дома на песке и мечты о набережной

Как строился самый густонаселенный и самый не зелёный в городе район - расскажем подробнее.
Читать в полной версии ➔

Винокурня на Бардушке

Низменная пойма правобережья Бии в современной черте города, в границах переулка Кожевенного на востоке и вниз по течению реки до нынешнего мясоконсервного комбината и улицы Николая Трофимова на западе, с севера примыкающая к Красноармейской улице, носит название Зеленый клин.

Эту обширную низменность, поросшую болотной травой и кустарниками, когда-то прорезывала параллельно Бии застойная и зловонная речка Князевка (ныне остатки ее русла известны местным жителям под названием Бардушки).

В начале XIX века здесь не было построек. Только в 80-х годах XIX столетия появились на Зеленом клине сараи маслобойного заводика, а чуть позже на самом берегу Князевки мещанка Иванова построила небольшой кожевенный завод, о котором упоминается в историко-статистическом сборнике «Алтай», изданном в Томске в 1890 году:

- На кожевенном заводе Ивановой рабочие размещаются в зловонных помещениях для хранения сырых шкур. Воду они пьют из гнилой речки Князевки.

Постепенно заселяться Зеленый клин начал только с 1883 года, когда на его территории бывшим владимирским крестьянином Власом Рыбаковым был построен первый в Бийске паровой винокуренный завод – в то время это было одно из пяти промышленных предприятий города и уезда имевших паровые двигатели.

Многие из бийских предпринимателей делали попытки открыть такой же завод, но все они наталкивались на жесточайших запрет Кабинета. Несмотря на то, что горное производство на Алтае к этому времени почти полностью уже пришло в упадок, царский Кабинет, стараясь сохранить свое монопольное право на промышленное производство и использование природных богатств, старался не допустить в Алтайском Горном округе развития частного предпринимательства. Однако время диктовало свое.

Вся территория Зеленого клина раньше - это луга, болотца, топи, песок.. Фото: Сергей Кулыгин

К 90-м годам Кабинету пришлось переходить на чисто рантьерские позиции, довольствуясь арендными и оброчными доходами с земель, лесов и недр края, допуская тем самым в промышленность и частных предпринимателей.

Винокуренный завод Рыбакова, занимавший площадь в 5 десятин 470 квадратных сажен был также оброчной статьей Кабинета: за аренду земли заводчик платил Кабинету в год довольно кругленькую сумму.

Находясь в исключительно благоприятных условиях (дешевизна сырья – ржи и пшеницы), завод уже в первый год работы выпустил продукции на 60796 рублей при 25 рабочих. Рыбаков развернул и виноторговлю. Только в Бийске он открыл два питейных дома и 14 питейных домов в Бийском и Кузнецком уездах. Прибыли росли.

В начале XX века здесь же, на берегу Бии, богатейшая бийская купчиха Морозова выстроила паровую вальцово-крупчатую мельницу, которая была оборудована по последнему слову техники. Морозовская мельница стояла на первом месте среди всех промышленных предприятий уезда, давая небывалую прибыль – 41% чистой прибыли от оборота, тогда как все другие подобные предприятия давали не больше 8% чистой прибыли.

Вокруг винокуренного завода и мельницы на болотистой почве Зеленого клина в убогих, кое-как сколоченных хибарках стали селиться самые неимущие слои городского населения – рабочие, переселенцы, люди без определенного рода деятельности. Так еще до революции начал формироваться этот самый населенный район Бийска, рабочая окраина старого Бийска, утопавшая в грязи и болотах летом, а весной затопленная паводком.

Зелёный клин в Бийске: винокурня, дома на песке и мечты о набережной . Фото: Сергей Кулыгин

Мечты о городе-саде

До того момента, как Зелёнка стала самой крупной строительной площадкой Бийска, должно было пройти немало лет. Эта низменная часть Бийска всегда затапливалась паводковыми водами, ветер засыпал ее песком, и в этом районе не было ни одного благоустроенного дома – только частные домостроения.

Уже после войны, в 50-е, Бийск не был городом в нашем с вами понимании – так, большое одноэтажное село без канализации, водопровода, теплосетей, асфальтированных дорог и тротуаров, одна только Красноармейская и часть Советской были вымощены булыжниками, Красноармейская – от моста и до вокзала.

Правда, в 50-х Зелёнка прославилась знаменитыми садами Дайбова. «Сад вырос на болоте» - так называется одна из публикаций «БР» 1958 года. Молодой садовод-любитель Василий Дайбов, проживавший тогда по переулку Большевик №25, доказал, что фруктовые деревья вполне могут расти и на почве, которая страдает от обилия влаги. Он выкопал канавы для отвода воды, а из выброшенной земли сделал насыпи в виде конусов, на них и посадил молодые яблоньки. К 1958 году ему удалось на этом участке вырастить 70 плодоносящих фруктовых деревьев 25-ти сортов, которые давали богатый урожай.

Леонид Гаркавый - один из лучших руководителей Бийска. Фото: Сергей Кулыгин

Однако кроме яблоневого сада до начала 60-х территория Зеленого клина была мало интересна бийчанам. Идея застройки этого района города (именно как жилого района) принадлежала председателю горисполкома Совета народных депутатов Бийска Леониду Гаркавому. К 10-летию микрорайона (его отмечали в начале 90-х) «БР» опубликовал воспоминания тех, кто работал с Гаркавым, и о том, как именно пришла идея застройки.

О том, что Бийск своим развитием был обязан именно химическому комбинату – знают все. Поэтому северная часть города была выбрана правительством для постройки химгиганта. Но комбинат – это не только цеха и конторы, но и жилье, больницы, учреждения культуры – одним словом, чтобы жил комбинат, нужно построить город. Строительством районов Бийска занимались архитекторы Ленгипрогора.

Когда в начале 60-х встал вопрос о дальнейшем развитии городских районов, многие архитекторы предлагали сосредоточить основные будущие районы Бийска в его нагорной части – там большие, ничем не занятые территории, просторные площадки и с дорогами проблем не будет, да и проекты обойдутся дешевле. А из Зеленого клина предлагали сделать только лишь благоустроенную зону отдыха – ни больше, мол, он ежегодно затапливается, зачем там строить.

Там, где раньше были зловонные речки да болотца, теперь – самый оживленный в Бийске транспортный коридор. Фото: Сергей Кулыгин

Но именно Леонид Гаркавый твердо настоял на строительстве и развитии этого района – в аргументах «за» было то, что инженерные сети для центральной части города проходили именно здесь. В этом районе было 35 гектаров пустующих угодий, а затопление – не проблема, грунт можно намыть, на это много сил и средств не требуется, да и дешевле, чем все коммуникации переводить в нагорную часть Бийска. Экономический довод был самым сильным – строительство в нагорной части экономической пользы Бийску не приносило, а красоту микрорайона на Зеленом клину мысленно представляли все. Кроме того, через этот район легко можно было проложить дороги – соединив старый и новый Бийск.

Плавали – знаем

О вечной проблеме «плавающей» Зелёнки рассказывал в интервью корреспонденту «БР» Николаю Коропачинскому и сам председатель горисполкома. Жители района не раз обращались во все инстанции, чтобы им помогли предотвратить ежегодные бедствия в виде паводковых вод.

- Каждую весну и лето затопления причиняют людям немало страданий. Приходится на лодках развозить хлеб, людей, «ловить» плавающие дома и всевозможные предметы, - рассказал Леонид Гаркавый. – В 1969 году, как помнят читатели «БР», половодье было разрушительным: пострадало около 1000 домовладений. Государство вынуждено было выплатить пострадавшим большие суммы из фондов Госстраха.

Итак, чтобы начать строительство, здесь должны были намыть около пяти миллионов кубометров грунта(!) – чтобы вся пойменная часть района поднялась до уровня незатопляемости. Район предполагалось застроить 5-ти и 9-этажными домами. Первые дома должны были подняться на пустующих площадях – в них хотели переселить жильцов домов, подлежащих сносу.

- С застройкой Зеленого клина город, наконец, выйдет к реке, - делился с корреспондентом «БР» Леонид Гаркавый. – Красивая набережная протянется от ТЭЦ до моста, здесь будет создана обширная зона отдыха. Жилой фонд Зеленого клина составит 800 тысяч кв.метров площади – это половина того, что имеется сегодня (начало 60-х годов – Прим. автора) в Бийске. Фактически это будет целый новый город. Жилье будет возводиться в комплексе с культурными, бытовыми и прочими учреждениями. Новый Зеленый клин всеми видами современных коммуникаций соединится с промышленными предприятиями города. Наличие благоустроенных дорог по нему полностью решит транспортную проблему. Если учесть, что здесь замечательный микроклимат, свежий воздух и река рядом – то скажем уверенно, что это будет лучший район Бийска!

А вот набережная в районе так и не появилась, есть лишь дамба, да и то – благодаря печальным событиям 2014 года. Фото: Сергей Кулыгин

Бульвары и набережная

17 мая 1973 года авторский коллектив института Ленгипрогор утвердил план генеральной застройки микрорайона Зеленый клин. Перед авторами стояла задача не только «обеспечить» (придумать и разместить на плане) жителей района всеми необходимыми застройками, но и найти «органичный выразительный силуэт застройки», который удачно впишется в берег реки Бия. Первая очередь строительства была намечена к 1975 году.

Широкий зеленый бульвар должен был спускаться от привокзальной площади к речному вокзалу (строительство которого планировали на Зеленом клине). Тоннель от привокзального района к реке должен был связать два вокзала – железнодорожный и речной. Таким образом, транспортные и пешеходные маршруты должны были быть решены так, чтобы жители других районов имели удобные подходы и подъезды к реке Бии.

Такой должна была быть набережная в Бийске, проект 1972 года. Фото: Сергей Кулыгин

Зелёный клин в Бийске: винокурня, дома на песке и мечты о набережной . Фото: Сергей Кулыгин

И еще подробности первоначального плана застройки района:

- У поворота с улицы Васильева на Советскую будет расположен центр первого жилого района. Здесь будет Дом культуры с расширенным составом помещений, блок обслуживания, выходящий на набережную, в котором разместятся почта, телефон, ресторан, кафе, танцзал, комбинат бытового обслуживания. Здесь же, на продолжении улицы Васильева, должна разместиться районная поликлиника. За районом, ближе к реке, планировался парк, плавно выводящий бийчан к набережной.

Фронт застройки на набережной завершался центром застройки второго жилого района Зелёнки. Это комплекс зданий, в котором должны были размещаться гостиница, торговый центр, общественные учреждения, дом быта и дом культуры, а также плавательный бассейн, фасад которого был обращен к реке, кинотеатр, детская спортивная школа, стадион. Проектировщики предлагали выстроить и благоустроить откос, сделать на нем ряд видовых площадок, украсить участками зеленых террас, сделать серпантинные спуски, а также спортивные площадки.

Проект застройки района Зеленый клин, 1989 года, архитекторы В. Четошников, В. Бутаков, Е. Зайцев, Н. Осокин. Проект получил диплом II степени Союза архитекторов РСФСР. Фото: Сергей Кулыгин

В 1972 году был опубликован доклад Владимира Букатых, главного архитектора Бийска, который назывался «Обновление Бийска», где он рассказал, что основная застройка будущих лет – это центральная и западная часть Бийска. В центре планировалось построить широкоформатный кинотеатр (им стал «Алтай», который сдали в 1982 году - Прим. авт.) на 800 мест, универмаг (ЦУМ, сдали в 1977 году), комплекс административных зданий и учреждений культуры, спортивную школу, еще один кинотеатр на 400 мест, детскую и инфекционную больницы, поликлинику, школы и детские сады. Но основной упор строительства 80-х-90х годов должен был быть направлен именно на район Зеленого клина. 

Строится магазин "Олимпиец", 80-е годы. Фото: Сергей Кулыгин

Продолжение следует…

 

Читать в полной версии ➔