Опять зима не вовремя: почему власти Бийска никак не договорятся с дорожниками
30 октября завершились торги на муниципальный контракт по обслуживанию городских дорог. Событие в свете недавних покатушек на городских подъемах и спусках, значимое. Через неделю предприятия-победители, теперь обремененные званием генеральных подрядчиков, приступят к работе. Теперь главное, чтобы зиме за это время не приспичило окончательно вступить в свои права и не устроить очередную каверзу в виде гололедов или метели. Есть у нее такая дурная привычка – приходить не вовремя.
Кто, где и что?
Торги проходили по каждому району города отдельно: Восточный плюс Заречье и Приобский плюс пригородные поселки.
- Обслуживание дорог в Приобском районе. Заявленная цена контракта 18 миллионов 188 тысяч рублей. В победители вышла организация, предложившая выполнить объем работ за 17 миллионов 824 тысячи рублей - ООО «Дорожник».
- Обслуживание дорог в Восточном районе. Начальная цена 21 миллион 978 тысяч. Победитель – «Приобское ДЭУ» – торги состоялись на сумму 18 миллионов 901 тысяча рублей.
Перечень работ для обеих территорий стандартный:
- Проезжая часть - очистка от снега, антигололедная обработка, вывоз снега.
- Тротуары - механизированная уборка от снега, ручная доработка в местах недоступных для техники, антигололедная обработка.
- Остановки – уборка урн через день, очистка от снега и мусора.
Вроде бы и все, что надо перечислено, но если углубиться в условия контрактов, подготовленных заказчиком, уже сейчас проглядываются вполне себе очевидные «подводные», в нашем случае, «подснежные» камни.
Ошибку исправили
Следует вспомнить, что новый контракт с дорожниками муниципалитет подписывает второй раз за год. В январе его подписали на три года, но в августе благополучно расторгли. Бийчане не раз обращали внимание на забитые урны на автобусных остановках, заваленный мусором подземный переход и прочие нюансы безвременья. Остановки убирались всего раз в неделю, по «коротким» договорам.
Восточный дорожник, который в январе 2020 стал генеральным подрядчиком исполнения трехгодичного контракта на обслуживание городских дорог, выявил в документе ряд серьезных несоответствий. А конкретно, несоответствие фактически обслуживаемых площадей с теми, что были указаны в контракте. Причем, в сторону значительного уменьшения.
Чтобы доказать факт недостоверности объемов работы, предприятие еще весной провело несколько экспертиз. Если бы изменения в документ были внесены сразу, разрывать контракт не пришлось. В итоге, в последних числах октября бийские автомобилисты дружно отметили в пробках День жестянщика. Событие это довольно нелицеприятно обсуждалось в социальных сетях еще как минимум сутки.
В контракте, готовом к подписанию, на этот раз с площадями все урегулировано, но к документу появились новые вопросы. А так как дорожные организации вносить изменения в условия контракта не могут, они обратились к заказчику – муниципалитету за разъяснениями, но до сих пор их не получили. Что же смутило будущих генподрядчиков и что, наверняка, вызовет вопросы у горожан?
В тесноте, да не в обиде?
Теперь к видам работ по очистке остановок от снега входят только площади внутри остановочных павильонов. Чиститься будет только то, что под крышей. В зависимости от размера павильона, это 6-12 квадратных метров. Расчистка от снега территории, примыкающей к павильонам, контрактом не предусмотрена.
Тем, кто будет пользоваться павильонами, расположенными на тротуарах, повезло - тротуары в документе значатся. А вот тем, кто садится в автобусы на таких остановках как, к примеру, «Школа ВОС» (Заречье), придется потесниться, чтобы в час пик всем утрамбоваться под крышей. А во время посадки еще и ухитриться не упасть под колеса автобуса.
Еще «веселее» будет бийчанам, которым повезло жить рядом с не оборудованной павильоном остановкой. В этом случае, согласно условиям контракта, подрядчику предписано расчищать для посадки в автобус два квадратных метра! Соблюдать требования пандемии в виде социальной дистанции будет явно сложно.
Снега не будет?
Коммунальный мост. Одна из главных транспортных артерий Бийска. Господа пешеходы, будьте готовы к тому, что обрабатывать тротуары противогололедными смесями в ближайшие 2, 5 месяца никто не будет. Это новым контрактом не предусмотрено. Уборка снега – да, песочком посыпать или чем другим – и не мечтайте.
Жаль, что мы не знаем, чем руководствовались люди формирующие объемы работы для дорожников. Может быть, у них есть секретная информация о том, что нынче зимой гололед не тронет тротуары Коммунального моста, обойдет стороной? Вероятно, из того же источника заказчику поступила и весть, о том, что снега нынче не ожидается. Иначе откуда бы взялись объемы предполагаемого вывоза снега с городских улиц. Конкретнее? Пожалуйста.
Уже сегодня очевидно, что указанные в документе объемы по вывозу снега закончатся задолго до окончания действия договора. И что тогда? Череда «коротких» контрактов?
А что потом?
Контракт, который будет подписан спустя десять дней после проведения торгов, предусмотрен на 2,5 месяца работы. А потом? Неужели очередная «дыра» в обслуживании, и внеочередные гололедные апокалипсисы на дорогах города?
Впрочем, в горадминистрации нас заверили – апокалипсисы отменяются, так как до конца года в Бийск из края поступит 13 единиц дорожной техники – щетки, грейдеры, пескоструи. Заявка на такую «автопомощь» еще в январе была направлена в правительство края.
Сопоставим факты. Контракт с дорожниками подписывается на 2,5 месяца, до Нового года - чуть меньше. Значит ли это, что в январе 2021-го в городе будет организовано свое муниципальное предприятия, а дорожные предприятия после окончания срока действия контракта, пусть и не такого уж идеального, останутся со своей техникой без работы? Говоря проще – на бобах.
Возможность организации очередного МУП в бийской администрации не опровергли, но и прямо не подтвердили. При этом отметили, что часть улиц «возможно будет обслуживаться организованным МУПом, а часть, как и прежде, по контрактам». Так или иначе «контрактные» площади для самостоятельных дорожных организаций сократятся, и теперь уже не на бумаге, а по факту.
Как стало известно, «АлтайАвтодор» действительно готовится к поставкам дорожной техники в Бийск. Но там речь идет о трех тракторах и одной пескоструйной машине, итого четыре единицы. До полноценного гаража далековато, разве что на ИП потянет.
Так что, вполне вероятно, что в обслуживании дорог опять будет не все благополучно.
О чем это мы…
Каждый год в конце осени в Бийске наступает День сурка. Тот самый, что водители называют Днем жестянщика. Утро. Первый заморозок и главное, что происходит это всегда неожиданно для властей. А нынче еще и с отсутствием контракта на обслуживание дорог.
Только непонятно, раз уж контракт по соглашению сторон был расторгнут в августе, почему торги на новый прошли только в предпоследний день октября? Хорошо еще, что зима у нас не наступила в сентябре.
Разумеется, в ход пошли бы все те же «короткие» контракты, но ведь они на случай форс-мажора. Сколько же можно уповать на то, что гром не грянет. Ведь водитель на скользком подъеме перекреститься не может, руки у него рулем заняты.