Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Бийский исправительный центр попал в число лучших в России

Бийский исправительный центр попал в число лучших в России

Бийский УФИЦ занял второе место в общероссийском ведомственном конкурсе «Лучший исправительный центр».

Тот факт, что созданный три года назад при колонии-поселении №2 изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, признан одним из лучших среди 77 аналогичных учреждений ФСИН России, безусловно, приятен сам по себе. Однако высокая оценка становится более значимой, если знать, что здесь осужденные получают реальный шанс вернуться в социум не потенциальными рецидивистами, а нормальными согражданами.

Право на шанс

В большом альбоме (в таких обычно хранятся семейные снимки) сотрудники УФИЦ собираеют «историю учреждения». Вот приказ директора ФСИН России от 12 июня 2017 года о его создании. Вот фото с торжественного открытия, состоявшегося 14 декабря того же года.

А вот первый, прибывший сюда 22 января 2018 года, осужденный – бывший солдат-срочник Егор Т., который был приговорен к принудительным работам за то, что украл деталь военной техники и сдал ее в металлолом. По приговору же собственной совести, как вспоминают сотрудники центра, парень каждый день, как на армейском плацу, чеканил шаг во дворе. Пробыл здесь год. Недавно прислал сообщение: «Прочитал про центр в Интернете, как вы с осужденными ходите на культурно-воспитательные мероприятия. Аж, ностальгия!».

Есть в альбоме-архиве и фотография первого нарушителя. Очень пожилой мужчина. Ему дали шанс отбыть оставшийся срок наказания не в колонии, а в более легких условиях исправительного центра. В центр он таки прибыл, но с большой задержкой в пути. В связи с чем, по решению суда был его возвратили обратно в колонию. В качестве отзыва о своем месячном пребывании в центре писал: обращались хорошо, претензий не имею. И очень жалел, что по глупости сам себя наказал.

Безусловно, принудительные работы вместо отбывания срока в колонии – хороший шанс для осужденных, ведь условия пребывания в исправительном центре намного мягче. Ну, а как человек воспользуется этим шансом, зависит только от него самого.

– У находящихся в исправительном центре есть определенные ограничения, но в основном за ними закреплены права такие же, как и за всеми гражданами. Они могут пользоваться сотовой связью и Интернетом, распоряжаться заработанными деньгами, обслуживаться в муниципальных медучреждениях, имеют право на проведения отпуска за пределами исправительного центра. Отбыв треть срока принудительных работ и при хорошем поведении, могут получить разрешение проживать с семьей за пределами центра, –  говорит Татьяна Исакова, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, УФСИН России по Алтайскому краю. – Однако в случае систематических или злостных нарушений, например, отказа от работы, прогулов, несвоевременного возвращения в центр, употребления спиртного или наркотиков, администрация учреждения подает в суд представление на замену принудительных работ на отбывание наказания в виде лишения свободы.

Труд в помощь

Сегодня в общежитие УФИЦ КП-2 практически заполнено. За пределами учреждения вместе с семьей живут еще 14 осужденных. Народ, состоящий здесь на учете, весьма «разношерстный». Наряду с жителями нашего края отбывают назначенное наказание представители всех сибирских регионов. Большинство здесь за преступления легкой и средней тяжести (мошенничества, невыплата алиментов). Но встречаются и те, кому на принудительные работы заменен остаток довольно длительного срока в колониях строгого режима. И, пожалуй, именно для таких людей пребывание в исправительном центре может стать отличной возможностью адаптироваться к жизни на свободе, к таким ее современным реалиям, о которых они даже не знали.

Бийский исправительный центр попал в число лучших в России
Бийский исправительный центр попал в число лучших в России
Фото: пресс-службы УФСИН России по Алтайскому краю.

Сотрудники центра вспоминают о том, как сложно привыкала к обыденным для нас вещам и явлениям одна осужденная, пробывшая за решеткой в общей сложности 18 лет. Первый же поход в магазин за продуктами для нее закончился шоком. Потом женщина делилась впечатлениями:

- Захожу в магазин, а там все сами набирают. Я вышла – страшно! На второй день опять пошла. Прицепилась за какой-то женщиной: она взяла корзиночку – я взяла, она пошла к полкам - я следом. Смотрю, она фрукты какие захотела, взяла, захотела конфеты или хлеб, тоже выбрала. Она к кассе, я за ней. Стыдно, но голод - не тетка, так что учиться жить по-другому надо.

Начинают жить по-другому они с… трудоустройства. Это главное условие пребывания для всех, кто сюда поступает. Конечно, если у человека есть специальность и он хочет работать именно в знакомой для него сфере, постараются найти подходящую работу. Но если таковой не будет, то направят по одной из имеющихся вакансий. Отказаться от предложенной работы нельзя, это является нарушением, что может повлечь за собой представление в суд о замене принудительных работ реальным отбыванием наказания.

Сегодня осужденные из УФИЦ трудятся на 23 предприятиях Бийска. Среди работодателей – льноперерабатывающий комбинат, строительная компания, деревоперерабатывающее предприятие, фирма по изготовлению мясных полуфабрикатов, автосервис, дорожный ремонтно-строительный участок, швейное производство и другие.

Большинство осужденных заняты в сфере ЖКХ и благоустройства, работают дворниками, дорожными рабочими, озеленителями, уборщиками помещений, сантехниками, то есть на тех участках, на которые, как правило, не стремятся устраиваться горожане.

К слову сказать, у руководителей тех предприятий, на которых заняты осужденные, как правило, ни сомнений в их нужности, ни претензий к их работе нет. Вот, например, что говорит директор ООО «Зеленстрой» Валерий Юрьев:

- По контракту с бийским УФИЦ, мы предоставили работу пятерым осужденным. С начала года они здесь трудятся. Скажу честно, мне не важно – осужденные они или не осужденные, оцениваю их как работников. А работники они нормальные, добросовестно выполняют все, что им поручают наши специалисты. Если будет возможность заключить контракт с исправительным центром на будущий год, думаю, мы это сделаем.

На крупнейшем предприятии города – АО Бийская Льняная Компания - работают три представителя исправительного центра. Двое из них – в цехе, который возглавляет Владимир Грищенко. Своих подчиненных Владимир Владимирович охарактеризовал положительно:

- Татьяна Х. и Татьяна Ч. показали себя с хорошей стороны. Одна из Татьян начала работать рулоноразмотчицей, но так как на машине, которую она обслуживает, две комбинации, то ей пришлось освоить еще и профессию «закладчица сырья». Теперь она с успехом обучает новичков.

Кусочек свободы

- Наша главная задача – помочь им войти в нормальную жизнь, показать, что в ней есть другие ценности, - уверена сотрудница УФИЦ КП-2 Наталья Кузовлева. – Многие из них никогда не были ни в музеях, ни в театрах. Сначала противятся: «Чего там делать?». А когда приходят туда, то испытывают такое потрясение, такие сильные эмоции! Честное слово, за ними самими интереснее наблюдать, чем за происходящим на сцене или во время экскурсий. Стараемся участвовать во всех мероприятиях, какие проходят в Бийске. И в конкурсе «Поющий город», и в «Кроссе наций», оказываем волонтерскую помощь культурному центру «Миролад», активно участвуем в творческих мастер-классах. Это шанс для них показать свои положительные качества.

Бийский исправительный центр попал в число лучших в России
Бийский исправительный центр попал в число лучших в России
Фото: пресс-службы УФСИН России по Алтайскому краю.

Пожалуй, лучше всего о том, насколько важен этот социально-адаптационный период, который они проводят в исправительном центре, знают и могут рассказать сами осужденные.

Александр П. В центре с апреля 2019 года. До этого отбывал наказание в колонии в Омской области.

- Когда сидел в колонии, то даже не думал, что можно жить по-человечески – работать, деньги зарабатывать, семью создать. Сейчас работаю строителем в ООО «ТПП «Металекс». Зарплату мне перечисляют на банковскую карту. У каждого здесь есть такая. У многих есть обязательные платежи - иски, алименты. Высчитывают и по 10, и по 20 процентов. Я по судебным искам со своими потерпевшими рассчитался еще в колонии, поэтому теперь могу побольше денег высылать дочке, которая живет в Омске. На свои деньги покупаем и продукты, и одежду. Уже восемь месяцев живу с семьей, снимаю квартиру. Это хороший опыт, чтобы освоиться. После срока поедем к супруге в Курган. Скорее всего, буду работать на стройке. Свою теперешнюю профессию считаю перспективной – строители всюду нужны. Можно жить, главное – терпение, старание. Я шел к этому долго, не год и не два, и терять все, что выстрадал, по глупости не хочу. Сейчас у меня есть кусочек свободы действий. Конечно, нас здесь строго проверяют, контролируют, но этот кусочек свободы нужен мне.

Максим Б. В УФИЦ КП-2 находится два года. Прибыл из колонии строго режима в Красноярском крае.

- Ощущение, что ты как бы на воле, дает большой плюс. Вот многие, кто из колонии освобождаются, возвращаются к старой жизни, к преступлениям. Думаю, у них просто нет времени переосмыслить жизнь, привыкнуть к каким-то новым ее сторонам, нет цели. А здесь есть и время, и возможность всерьез подумать.

Я совершил преступление в 20 лет в пьяном состоянии. И это был последний раз, когда я пил спиртное. Сидел в колонии, мечтал: выйду – напьюсь в дым. А когда сюда приехал, то подумал: зачем буду лишаться свободы из-за водки? Пожив подольше, понял: я могу идти вперед и делать, что хочу, главное, чтобы это не противоречило закону. Могу на что- то копить, могу себе покупать вещи, которые нравятся. Находясь здесь, женился. С любимой девушкой был знаком еще до отсидки. Потом мы с ней потеряли связь. Она даже не знала, что меня посадили. Вновь стали общаться, когда оказался в Бийске. Она из Красноярского края ко мне переехала. Когда понимаешь, что женщина ценит, любит и ждет, то ради нее «косячить» не будешь.

Работаю крановщиком на стройке. У меня есть несколько специальностей: крановщик, слесарь по ремонту строительных машин, стропальщик. Еще хочу выучится на автокрановщика. Эта профессия очень востребована, особенно в больших городах. Думаю, после освобождения я поеду именно в большой город.

Сейчас у меня есть семья. Следующая моя цель – свой угол. Буду работать, стараться зарабатывать, копить, чтобы мои близкие люди ни в чем не нуждались. Еще понял: не надо хотеть быстрых перемен. За день-два ничего не добьешься, нужно приближать свою мечту месяцами, а порой и годами. Но если будешь идти к своей цели, хотеть ее осуществить, то можно всего добиться.

Комментарии (8)

1000

Авторизоваться:

гость

Прочитал .Ощущение ,как будто побывал на планете "Центавр ".

Гость 2

В центре и вправду созданы очень хорошие условия для осужденных.

ГостьЯ

Правильно написано: это шанс. А как его используют, от них самих зависит.

Хочу сказать

Вот так. В Бийске есть чем гордиться! Учреждением пенитенциарной системы. Настоящий санаторий. Никто ночью не будит каждый час, заболел- можно в поликлинику, за растегнутыми пуговицами не следят.

Полина

Мп

гость

Ну всё, все срочно в тюрьму а по выходу глядишь нас и устроят получше чем сейчас живём.

Гость

В наших больничных стационарах условия содержания пациентов гораздо хуже, чем в этом образцово-показательном заведении.

Гость
Гость, а нечего болеть, гоу все сидеть, там и вылечат и накормят.
Ответить