Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Гигант над Бией: история строительства коммунального моста в Бийске

3 октября 1964 года, ровно 55 лет назад, бийчане впервые смогли пройти и проехать по бийскому коммунальному мосту.

Предшественник

Город, построенный у воды, не мог обходиться без моста. И проблема связи одного берега с другим в Бийске существовала всегда. Сначала плавали на лодках, до революции и в первые годы Советской власти в Бийске работала паромная переправа.

 

В знойный ли день или в осеннюю непогоду на берегах у паромной переправы стояли люди, очереди из крестьянских и городских подвод. Стояли часами и даже днями – ожидая, когда дойдет их черед переплавляться. Паромная переправа в Бийске просуществовала почти 200 (!) лет.

В 1925-26 годах наконец начались изыскательские работы – это были первые попытки строительства моста. Но городской бюджет тогда был скудным (время-то какое!), а проект – миллионным. В 1931 году в Бийске написали экономическое обоснование необходимости постройки моста. На помощь пришло государство и в конце 1933 года начались подготовительные работы. На тот момент строительство наплавного моста горожане восприняли скептически. Однако уже 2 января 1934 года раздался первый удар 50-пудовой «бабы» по первой свае. А потом (было подсчитано) было сделано еще 260 тысяч таких ударов и забито 1356 свай.

 

Мост построили за полгода. 12 июня в газете «Звезда Алтая» (предшественница «БР») был напечатан рапорт крайкому партии и крайисполкому:

- Бийский мост, - говорилось в рапорте, - является крупнейшим наплавным мостом в Союзе (по тому времени, конечно – Прим. автора), единственным связующим звеном всех районов и Ойротской (Республика Алтай) автономной области к югу от реки Бии с железной дорогой. Огромнейший район – свыше 200 тысяч квадратных километров и основная грузосборочная артерия – Чуйский тракт – получили свободный выход к железной дороге.

 

Наплавной мост верой и правдой прослужил бийчанам 30 лет – до того времени, пока не был построен капитальный коммунальный мост через реку. Железобетонный гигант, навсегда перечеркнувший извечную проблему переправы.

 

 

Да будет мост!

3 октября 1964 года бийчане получили в подарок новый красавец мост. Но для того, чтобы это событие случилось, подготовительные работы начались задолго до этой даты – в 1960 году.

В 1960 году в Бийске появилась небольшая группа монтажников будущего моста, возглавил ее старший мостостроитель Иван Истомин. В Барнауле на Обском мосту работы еще не были закончены, а в Бийск уже стали прибывать грузы, механизмы и небольшие группы строителей.

Время было трудное. Не хватало стропильных материалов, механизмов, не было производственных помещений, жилья для рабочих. Но, пожалуй, главную трудность составляли кадры. В то время с завершением работ в Барнауле ушло из коллектива около 70 процентов рабочих и почти половина командного состава.

 

Но коллектив день за днем набирался сил и почти заново сформировался. За теплые летние дни 1960 года были завершены все подготовительные работы, построено жилье для рабочих, забиты сваи на двух правобережных опорах. Стали прибывать мостостроители из других строительных организаций. По комсомольским путевкам приехала в Бийск группа молодежи из Курской и Липецкой областей. К концу 1960 года почти полностью был укомплектован штат командного состава.

- Крепкий орешек попался строителям, - вспоминает очевидец тех событий Владимир Киселев, компрессорщик, председатель постройкома мостопоезда № 403, - очень уж бурлива и своенравна красавица-Бия. В весенне-летний разлив 1961 года часто менялся уровень воды, сковывая работу мостовиков. Ребята из бригады монтажников Раннева забивали в русло реки металлические шпунты, готовили котлованы для будущих опор моста.

В этом же, 1961 году, освоили и левый берег. Но работы шли вяло. Мостостроителей постоянно ругали на заседаниях и совещаниях, однако годовой план был завершен ими на 100,3%.

 

В 1962 году строительство бийского коммунального моста развернулось шире. Страшно ухая, копер забивал семитонным молотом сваи-оболочки. Производилась разработка и бетонирование котлованов фундаментов опор. К весеннему разливу Бии все фундаменты опор были выведены из воды, а к концу года вошли в свою форму все «быки». Строителей моста стали хвалить, а не ругать – строительство сдвинулась с мертвой точки.

Самым счастливым годом для строителей окзалася 1963 год – по большому объему выполненных работ, по насыщенности событий. За три зимних месяца были смонтированы все арки моста – каждая весом более 6 тысяч тонн. Монтировала арки одна-единственная бригада Ивана Истомина.

После монтажа арок, во время весеннего ледохода, были горожане-смельчаки, которые норовили перебраться по этим аркам с одного берега на другой. Чтобы такого не повторялось, для безопасности граждан, у моста поставили постового милиционера.

 

Лето 1963 года – это разгар монтажа верхнего надарочного строения. В канун 7 ноября была уложена последняя плита перекрытия. По мосту разрешили ходить пешеходам.

 

 

Навеки вписан в пейзаж города

В 1964 году завершаются строительные работы – отделочные и изоляционные. Установлены перила, электроосвещение. Мост и подъездные пути асфальтируют. Это финиш работ.

6 августа 1964 года «БР» делает первополосный фоторепортаж к Дню строителя с заголовком «Основные работы окончены». В репортаже хорошо описаны эмоции ожидания бийчан того времени – еще бы, на их глазах творилась история, берега реки навсегда соединялись крепким современным мостом, по которому смогли бы ездить автомобили и грузовики, автобусы и даже трамваи. А, значит, жители Заречья получали в подарок и возможность быстро попадать в центр Бийска.

- На протяжении нескольких лет бийчане с волнением и любопытством констатировали каждый шаг мостостроителей, - пишет корреспондент «БР». – Появились опоры! От берега к берегу перекинулись арки! Стремительно легли на них перекрытия. А потом наступило затишье. Стоит железобетонная громада и, кроме пешеходов, не видно на ней никого. Так было зимой. Мостостроителям предстояли гидроизоляционные отделочные работы, которые могут производиться только в сухое время года.

Начиная с мая 1964 года работы оживились. За короткий срок – два месяца – была сделана гидроизоляция моста в объеме восьми тысяч квадратных метров. Были отделаны пандусы, закончено строительство путепровода предмостовой насыпи по улице Красногвардлейской. Проделаны работы по электрификации моста и подходов, а также прокладка коммуникаций.

А вот прокладка трамвайных рельс первоначально в проект не была заложена. Однако горисполком Бийска проявил инициативу, нашел рельсы и средства. Мостостроители принялись еще и за эту работу – иначе мост бы был сдан уже к концу августа 1964 года.  Но работы завершились только к октябрю.

 

Хлынуло море людское на мост

3 октября 1964 года «БР» вышел с огромной и немногословной передовицей: «Сегодня -открытие моста через Бию. Раскинув крылья богатырских арок, купая в Бии мощные бока, он к нам пришел как друг и как подарок, как труженик, как спутник на века!»

Тогда журналистская техника не была такой совершенной как сегодня – это сейчас с любого события журналисты могут делать репортажи практически минута в минуту – публикуя снимки и видео на сайтах и в социальных сетях. Тогда же фоторепортаж с открытия моста вышел только в следующем номере «БР» - через три дня.

Очевидцы отмечают, что день был очень теплым, солнечным – как по заказу. Открытие моста было назначено на 16.00.Но задолго до этого часа бийчане стали заполнять подступы к мосту – яблоку негде было упасть. Открывал мост Председатель горсовета депутатов Леонид Гаркавый. Митинг закончен, красная лента перерезана. Людское море хлынуло на мост.

 

- Номер газеты за 6 октября 1964 года я храню как память о молодости. 3 октября того года запомнился мне важным событием – открытием моста через Бию, - вспоминает читательница «БР» Мария Волкова. – Это был настоящий праздник: на него пришли и стар, и млад. Я вместе с приятельницей Аллой Долгих и дочкой Катей тоже пошла на открытие (фельдшеры станции «Скорой помощи», мы в тот день были свободны от дежурства).

День был как по заказу: теплый. После митинга тысячи людей вышли на мост, все радостные, счастливые, улыбчивые. Гуляя по мосту мы попали в объектив фотоаппарата корреспондента «БР», поэтому и храню эту газету. Да и как было не радоваться: мост соединил берега, и не стало задачи, как добраться на другую сторону города. Ведь до открытия моста на какое-то время движение транспорта по реке прекращалось. В конце марта на обоих берегах стояла милиция и почти никого не пропускала через реку, а нам надо было ехать на работу…

- Пройдут годы. Сменится не одно поколение бийчан, - говорит мостостроитель Владимир Киселев в интервью «БР» в день открытия, - а железобетонная громада, как исполин, будет вечно стоять, соединив берега красавицы Бии. И может статься, как и сегодня, соберутся люди, помечтают и вспомнят хорошим словом нас, строителей.

 

 

Кстати!

При строительстве моста было допущено большое количество нарушений технологии, что привело к его преждевременному износу. Этому же способствовала эксплуатация на мосту трамвайной линии. В 1992 году мост закрывался на внеплановый ремонт, вызванный его аварийным состоянием. Дефицит средств не позволил выполнить ремонтные работы в полном объеме. В начале 2000-х годов мост вновь стал аварийным и потребовался уже его капитальный ремонт, который был начат в 2002 году, а завершился в 2006-м. В ходе капитального ремонта верхнее строение моста было реконструировано и приобрело современный вид, существенно отличающийся от изначального.

 

Наша справка

Коммунальный мост — арочный мост через реку Бию, соединяющий правобережную и левобережную части города. Мост был открыт в 1964 году и соединил переулок Коммунарский на правом берегу и улицу Шишкова — на левом берегу Бии. Коммунальный мост состоит из семи пролётов. По конструкции мост аналогичен коммунальному мосту в Красноярске, отличается от него лишь отсутствием массивных пилонов на опорных быках и мосту через Клязьму во Владимире. По мосту проходит Чуйский тракт.

 

 

Комментарии (1)

1000

Авторизоваться:

Богданыч

А почему он КОММУНАЛЬНЫЙ ? :-D Неприятное обзывательство...