Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как бороться с профессиональным выгоранием

Как бороться с профессиональным выгоранием

Сезон отпусков подходит к концу. Что делать, если работать не хочется вообще, особенно если это состояние затянулось на долгое время?

О выгорании на работе говорим с психологом Ириной Фёдоровой.

 

  • – Ирина Анатольевна, осень уже на пороге. Можно ли говорить, что это время апатии? 

– Если говорить о ранней осени, то, скорее, человек должен испытывать некий внутренний подъем. Смотрите, все-таки большинство людей стараются сходить в отпуск именно летом, а значит, был отдых, и человек соскучился по активности, по действиям, по работе. И потом, за лето мы напитали себя солнцем, теплом, витаминам. У человека со здоровой нервной системой осень не должна вызывать ассоциаций с упадком, увяданием и прочим. С другой стороны, климат Сибири такой, что нам часто не хватает солнечных дней. Хотя, как известно, у природы нет плохой погоды. Но у природы нет и не было планов сделать человека счастливым – многие ли знают об этом? Физиологической потребности в состоянии счастья в нас не заложено. Помните пирамиду потребностей – пища, безопасность и прочее. На вершине – реализация. А счастья-то нет. Природа это не задумала. То есть человек сам должен позаботиться, чтобы быть счастливым. А у многих есть такое предубеждение, что это состояние им кто-то должен создавать, или кто-то виноват в том, что он несчастен. В нашем случае никто не виноват, что человек выгорел.

 

  • – Какими будут первые сигналы, что происходит что-то не то?

– Человек, как правило, говорит о том, что его беспокоит. Может быть, ненавязчиво, как бы между прочим, но происходить это может регулярно. Прежде всего нужно определиться, что вызывает это выгорание. Самые распространенные факторы – неудовлетворенность заработной платой или иным видом поощрения, коллектив, который вам не подходит, или ситуация в семье, что в конечном счете также сказывается на работе.

 

  • – Думаю, нет таких работников, которые отказались бы от повышения зарплаты.

– Да, но что они для этого сделали? Пока вы не заявите о своей потребности, никто о ней не узнает. И человек будет терпеть до последнего из-за страха, неуверенности в себе. А мог бы просто пойти к начальству и поговорить – посмотрите, сколько работы я выполняю, давайте пересмотрим мою заработную плату. Возможно, это поможет. А может быть, и нет, но вы будете знать, что вас услышали. Как дальше поступать, зависит от вас: искать новую работу или остаться на прежней.

 

  • – Все-таки работа – это работа. Размер зарплаты должен быть решающим фактором?

– Нет. Каждый решает сам, что ему важнее.  Многие не готовы уходить на другое место с более высоким заработком, потому что в этом коллективе ему комфортно. Уверена, когда человек ощущает, что коллектив в нем нуждается, что здесь его ценят и уважают, профессионального выгорания с ним не произойдет. А это тоже очень важно. Ведь много тех, кто хорошо зарабатывает, но при этом ненавидит коллег, а приходя домой, падает и ничего не хочет. И для кого все это? Наверняка многие замечали, что есть коллективы, в которые хочется идти по утрам – потому что там у всех отличные отношения, люди готовы подержать друг друга словом и делом. А есть коллективы, в которые не тянет – потому что там чужие, посторонние люди.

 

Как бороться с профессиональным выгоранием
Как бороться с профессиональным выгоранием
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
  • – А насколько радикальный шаг – смена работы?

– Работа занимает чуть ли не большую часть нашего времени, и, конечно, наше отношение к ней обязательно скажется на нашем самочувствии. Если она не устраивает, это даже психосоматически будет проявляться – отсюда опоздания из-за того, что проспал, больничные. Организм сопротивляется тому, чтобы идти на нелюбимую работу. Причины могут быть разные – низкая зарплата, коллектив, в который мы не влились, нехватка компетенции, высокая нагрузка. И смена работы действительно может помочь. Во всяком случае вы будете чувствовать возможность что-то изменить в своей жизни, стать более счастливым, более востребованным, более успешным. Но многие продолжают годами ходить на ненавистную работу, боясь перемен. Хорошо, если это вызвано опасениями остаться без работы вообще – это правильный подход. Рубить с плеча и писать заявление на пике эмоций точно не стоит. Начните хотя бы с изучения рынка вакансий. Отправьте резюме. Возможно, вы подойдете, и у вас будет выбор. Не нужно бояться уходить с места, где вы работали двадцать лет.

 

  • – Сегодня много говорят про корпоративную культуру. Как она прививается?

– В основном в неформальном общении: праздники, выезды на природу, семинары, соревнования.  В Японии – самая трудолюбивая нация. Они работают с самого утра и до позднего вечера. И заметьте, не все там работают в известных на весь мир компаниях. Но в каждом коллективе есть своя корпоративная культура, которая сплачивает коллектив. Эти люди собираются по утрам и повторяют, что их кампания – самая сильная, самая успешная. Они развивают в себе чувство гордости, что работают именно здесь. И так они настраиваются на рабочий лад, и труд всегда продуктивен. Все знают, что результат будет разным, если просто работать или работать с душой.

 

  • – Это уже из того, что называют модным словом «тимбилдинг», и у нас это пока приживается разве что где-нибудь в московских офисах. Сложно представить что-то подобное среди работников склада или шиномонтажки.

– На самом деле сила маленьких коллективах в том, что в нем невозможно затеряться. Это как семья. Да, отношения с коллегами могут быть разными, но ведь и родственников мы не выбираем. Задача руководителя в таком коллективе – настроить всех на позитив. Если не получается сделать это поднятием зарплаты, можно всегда добавить тепла человеческим отношением – поинтересоваться, куда поступил сын сотрудника, удачно ли тот съездил на рыбалку и прочее. То есть нужно проявлять интерес к жизни работников.

 

  • – Бывает и наоборот, что начальник – «зверь».

– Я еще немного расскажу про японцев, которые в своем отношении к организации труда показывают пример всему миру. У них не принято говорить плохо о начальнике за его спиной. Это расхолаживает. Но все прекрасно понимают, что недовольство руководством может быть, и если его не выплеснуть, это будет отражаться на работе. И что они сделали? Они создали комнаты психологической разгрузки, где есть чучело с лицом начальника, и каждый может спокойно зайти туда и хорошенько отдубасить его. У нас такого нет, но можно высказать все его фотографии. Разгрузитесь психологически точно.

 

  • – А еще в каждом коллективе обязательно найдется и вечный нытик, у которого все всегда плохо – низкая зарплата, плохие условия труда… 

– Здесь важно самими не заразиться таким упадническим настроением у людей с негативным типом мышления. Многие такими и рождаются, потому что это вопрос не только психологии, но и физиологии, гормонального баланса. В лучшем случае что происходит – его слушают, а потом, когда он уходит, начинаются над ним смеяться. В принципе, это ваше право – ведь он без разрешения начинает свешивать на вас все свои проблемы, найдя «свободные» уши. Но я бы советовала относиться к такому человеку как к ребенку. Это ведь не взрослая личность. Выслушивать про его беды никто не обязан. Можно корректно посоветовать ему обратиться к психотерапевту. Но от нытиков есть несомненная польза. Это наши учителя, глядя на которых мы можем понять, что у нас, оказывается, все хорошо, а сами мы – люди позитивные и не раздражающие окружающих.

 

  • – Вы говорили еще о влиянии ситуации в семье на работу.

– Это так. Нередко бывает, что выгорание на работе является следствием проблем в семье. Чтобы прийти на работу, настроиться на деловой лад, нужно собраться внутренне. Но это получится раз, другой, а на третий может и не получиться, потому что там, в семье, проблема не решается. Если там остаются скандалы, ссоры – как от них отрешиться? Тогда и с работы уходить не захочется. И приведет это к тому же – человек выгорит. Бывает, что в семье все хорошо, и кажется, что можно больше времени посвятить работе. Это неверный подход. Обязательно должна быть система разделения ролей: работаем мы на работе, общаемся с семьей – дома.

 

  • – А как соблюдать это разделение ролей? Не все могут отключить телефон, а еще многие с работы приносят документы, чтобы поработать дома.

– Конечно, если грядет какая-то проверка или нужно подготовить годовой отчет, поработать можно и дома. Злоупотреблять этим, превращать в систему не стоит. Иначе грань стирается. Это часто происходит как раз у людей, которые приносят работу на дом – чаще всего у начальников и учителей. И страдает от их поведения вся семья. Запомните, учитель вы на работе. Дома – жена и мама. И смена одежды с деловой на домашнюю является этой границей. Еще одна граница – входная дверь. Просто входя в дом, проговорите про себя: «Я дома. Я мама».

 

  • – Выглядит странно...

– Может быть, но именно таких «якорей» нам сегодня не хватает. Нужно научиться находиться в настоящем времени, иначе кажется, что вся жизнь проходит мимо. Многие ловили себя на мысли, уже сидя на работе, что не помнят, выключили они утюг или нет, и весь день ерзают. А все потому, что в тот момент мыслями были где-то далеко. А ведь это происходит постоянно. Мы все время живем в будущем времени. Умываясь и чистя зубы, думаем, как поедем, какой маршрут выберем. Пьем кофе, а мысленно уже сидим за рабочим столом, вспоминая, какие дела остались со вчерашнего дня и к чему нужно будет приступить в первую очередь. И не видим за всем этим, как лето сменяется осенью, как где-то отремонтировали дорогу или построили новый дом. А потом говорим: год прошел, и даже вспомнить нечего. Именно воспоминания, эмоции делают нашу жизнь полнее. Чем их меньше, тем скорее несется время. Почему нам кажется, что в детстве оно шло медленнее? Потому что каждый новый день был наполнен каким-то открытиями. Остановитесь! По дороге на работу думайте не о работе или каких-то проблемах, а смотрите по сторонам. Отмечайте про себя, что вы видите, – птички на дереве, кораблик в луже, объявление о скидках в магазине. Смотрите на людей – вдруг увидите знакомых или кого-то необычного, выделяющегося из толпы. И когда отключаете тот же утюг, проговаривайте про себя: «Я отключаю утюг». Может быть, будет странно первое время, но вскоре вы увидите плоды такого подхода. 

Комментарии (6)

1000

Авторизоваться:

Гость

Не хочется работать? Так не работайте! В чем проблема? Желание работать и зарабатывать само появится, когда станет нечего есть.

Побитый чем-то наукоградец
Гость, верно. Нужда это главный побудительный мотив, вынуждающий по-стахановски не разгибаясь горбатиться за нищенскую зарплату на хозяев-паразитов-эксплуататоров.
Ответить
Гость
Побитый чем-то наукоградец, нужда заставляет зарабатывать деньги. А горбатиться не разгибаясь за нищенскую зарплату, заставляет отсутствие ума.
Ответить
...

Обожаю психологов, каждый раз собирают бред с умным видом. "Выгораешь на работе"? Советы от психолога: 1. Не раскисай, мысли позитивно. 2. Если не получается, то ищи другую работу. 3 И вообще скоро осень, значит у человека должен быть эмоциональный подъём и желание работать!! Очень полезная статья, очень полезный психолог, наверное выпускница АГАО.

Гость
..., а какие советы от вас? Продолжайте загибаться?
Ответить
ГСМ-В_ПОМОЙКУ!

Нда. Когда-то на одно довольно успешное предприятие (в своей нише) нашего города пришли человеки (хотя чот врятли их так назвать можно) с такой же тупостью: ЗП не главное, коллектив-семья-корпоративы и прочий бред. Контора продержалась 2 года и превратилась за этот срок из компании с ~200 сотрудниками и лидерским положением по сбыту до ~30-50 рабами (норм. сотрудники только услышав название - улыбаются и ... машут..) и организацией с которой даже традиционная розница не хочет работать. ------------- [sarkaz_mode_on]Наверное это весна так повлияла - время упадка и фсё такое[sarkaz_mode_off]

Лидеры просмотров