Бийский ЦМИТ «Инженерный клуб» присоединился к программе «Дежурный по планете», направленной на популяризацию космической деятельности. Созданному год назад центру предстоит провести конкурс по созданию космических систем, устройств и аппаратов.
Его победители получат возможность доработать свой проект в образовательном центре «Сириус» и, возможно, смогут воплотить его в жизнь. Конкурс проводится совместно с ведущими предприятиями космической отрасли, а генеральным партнером стал Бийский технологический институт.
О шансах бийчан на победу, перспективах работы в космической отрасли и правильной профориентации мы попросили рассказать Евгения Сыпина, начальника отдела научно-исследовательской работы студентов и одаренной молодежи БТИ.
– Бийчанам реально не просто разработать аппарат, но и победить в конкурсе?
– Вообще, да. Почему-то считается, что если мы находимся в Бийске, далеко от центра, то мы ни на что не способны. Когда говоришь: ребята давайте участвовать в космическом конкурсе, все так улыбаются... Начинаешь рассказывать, почему мы можем выиграть, и отношение меняется. Почему у нас в городе высшее образование высокого уровня? У нас очень высокий кадровый потенциал. Во-вторых, генетику никто не отменял. Кто к нам приходит учиться? Дети тех же самых специалистов. У нас и дети хорошие, и преподаватели хорошие. Когда детям предлагаешь участвовать во всероссийских конкурсах, ни они, ни их родители зачастую не верят в то, что мы можем победить. А мы почти силой заставили детей заявиться на конкурс «Шустрик», и два проекта из Бийска выиграли. На сайте конкурса написано, что Москва будет тянуться за Алтайским краем, потому что у нас и участников, и победителей больше всего. Поэтому я думаю, что у команды, которая у нас формируется, а это ребята, не первый год занимающиеся в ЦМИТе, есть все шансы победить.
– Сейчас много обсуждают то, что космические аппараты часто падают. Специалисты не могут совершить удачный запуск, а дети с этим справятся?
– Цель программы «Дежурный по планете» – привлечь наиболее одаренных, наиболее развитых в техническом отношении детей к космической тематике. Сейчас наблюдается нехватка кадров – молодежь не идет в космическую отрасль, а старики уходят на пенсию. Поэтому когда удивляются, чего же они там падают, ответ прост: не хватает квалифицированных кадров. Этому и посвящена программа «Дежурный по планете», там помимо конкурсов много мероприятий. Детей пытаются привлечь, показать, что космическая тематика не суперсложная. Во всем мире уже массово запускают космические аппараты, МГУ 10 лет назад запустил свой спутник.
– Нам сейчас нужна мощная компания по популяризации космоса?
– Мы переросли Землю, надо распространяться дальше. Вместо того, чтобы тратить бешеные деньги на вооружение, лучше бы организовать, например, базу на Луне. Вот она – рядышком. Почему бы этим не заняться? Чтобы деньги налогоплательщиков на что-то потратить, нужно, чтобы им это понравилось. А люди думают: зачем это надо, нам и здесь неплохо…
– Школьники лучше понимают необходимость освоения космоса, чем взрослые люди?
– Ребята не привыкли мыслить масштабно, глобально. Они занимаются конкретным вещами – вот у них поехал робот, им интересно. В этом и предназначение взрослых – детей нужно направлять. Вовремя выявлять, у кого есть интерес к этому и направлять. Для этого и существуют конкурсы – показать, что есть возможность для космоса что-то сделать. Мы делали ролик для YouTube, и там уже 200 тысяч просмотров. Это 200 тысяч детей посмотрели, и если хотя бы тысяча из них заинтересуется, уже будет смысл в этой деятельности. Задача родителей – чтобы дети как можно больше пробовали и видели, какая тема интересная… Когда перед ребенком встанет задача выбора профессии, он будет знать – сюда я не хочу, это я пробовал, мне это неинтересно. Мы обязательно найдем в стране ребят, которым космос действительно интересен. Вот их-то обучить будет легко. Главное, чтобы человеку было интересно. А если интересно – можно научить, каким бы сложным курс ни был.
– Какова вероятность, что эти дети пойдут работать в «Роскосмос» или дальше продолжат исследования?
– Дети, которые прошли «Сириус», получают соответствующий сертификат. Он дает право при обучении в вузе получать стипендию в 25 тысяч рублей каждый месяц. Но есть одно условие – после окончания вуза нужно отработать два года в любой российской компании. Почему бы «Роскосмосу» этим не воспользоваться?
– А популяризаторы космоса как влияют на интерес детей к этой теме?
– Надо понимать, что интерес детей сильно зависит от интереса родителей. Что бы мы ни думали, что бы ни говорили, решение в этом возрасте принимают родители. Пока мы взрослым не покажем, что работа на космос – это перспективно для их детей, результата не будет. Ну запустили автомобиль в космос, скорее всего это вызвало иронию у родителей. Вместо того, чтобы сказать: смотри, запустили, здорово, надо тебе тоже в этом направлении подумать, просто похихикали. Нужно показывать, что это прибыльно, престижно, помимо финансового благополучия приносит моральное удовлетворение, награды. Родители думают о будущем детей, поэтому, когда они говорят: иди в программисты, я их прекрасно понимаю. Профессия программиста прибыльная. А про космос такого не сказать. Наоборот, говорят, что в космическую отрасль молодежь не идет.
– Что тогда современный родитель должен сказать ребенку, чтобы он выбрал востребованное направление?
– Ничего не должен говорить. Умный родитель должен провести профориентацию – дать много чего попробовать. Понятно, что перспективных направлений деятельности много. Родитель должен написать себе список: профессиональный спорт, фундаментальная наука, техническая наука, еще что-то. После этого нужно выяснить, какие склонности есть у ребенка, сможет ли он это. Надо пробовать, смотреть. Не получается, значит, не его. У нас в ЦМИТ приходит определенное количество детей. За год отсеивается примерно треть. И это нормально. Человек попробовал и точно знает, что техническое творчество – это не его, электроника, программирование – все не его. Зато все, кто остается, – это уже будущие программисты, инженеры.
СПРАВКА
Программа «Дежурный по планете» организована Сколковским институтом науки и технологий, Фондом содействия инноваций, Фондом «Талант и успех» и ГК «Роскосмос». Объединяет технологические конкурсы в космической отрасли для школьников и студентов. В рамках программы организованно пять конкурсов космической тематики, финансированием которых занимается Фонд содействия инновациям. Один из них проведет бийский ЦМИТ «Инженерный клуб». Бийчане выиграли грант на организацию всероссийского конкурса среди школьников по разработке прототипов космических систем, устройств и аппаратов.