Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Опасная и трудная служба: уголовному розыску сегодня исполняется 100 лет

Сколько фильмов снято о легендарном УГРО, сколько книг написано, а тема все так же интересует обычных людей.

Что за люди – сыщики? Как ими становятся? Особый склад ума или прирожденный талант помогает раскрывать им запутанные преступления? Почему люди выбирают эту опасную и трудную профессию, ведь часто их жизни угрожает реальная опасность?

 

Конечно, действующие знатоки преступных душ ни за что интервью не дадут и лиц своих нам не покажут, это издержки профессии, а вот ветеран дела Николай Шенцев рассказал правду об уголовном розыске.

 

Бывший электромонтер

 

 

Николай Шенцев родился 5 июля 1940 года в селе Луговское Зонального района Алтайского края. Среднее образование получил в школе № 5 города Бийска, окончил Семипалатинское профессионально-техническое училище. Около двух лет работал электромонтером по электрификации железнодорожной магистрали Москва – Владивосток. В 1960 году вернулся в Бийск, устроился электромонтером на химкомбинат. Без отрыва от работы учился на юридическом факультете Томского государственного университета.

 

Путевка от комсомола

 

По рекомендации горкома комсомола в январе 1962 года он поступил на службу в милицию. Назначили его оперуполномоченным уголовного розыска отдела милиции Бийского горисполкома. Служебную специфику познавал на трехмесячных курсах в таллинской школе милиции.

 

За новую работу Николай взялся горячо, на работе пропадал допоздна, не зная выходных и усталости. Начальник отделения уголовного розыска Николай Вавилов уже тогда разглядел в общительном, жизнерадостном парне серьезного и цепкого в делах специалиста.

 

Опора на общественность

 

Николай Михайлович быстро понял, что без опоры на общественность многого не добиться. Природная одаренность быстро находить общий язык с парнями и девушками, умение повести за собой целые группы молодежи подтолкнули к мысли создать комсомольский оперативный отряд из старшеклассников двух школ. Комсомольцы охраняли общественный порядок на танцплощадках, на вокзале, выявляли карманников в автобусах и трамваях, на остановках, работали с трудновоспитуемыми подростками.

 

Нападение с ножом

 

Однажды на сотрудника милиции в темном месте напали три грабителя. Тот хоть и был в гражданской одежде, но пистолет при себе имел. Он сумел вытащить оружие и сделал выстрел в воздух. Грабители не ожидали такого поворота событий и зайцами стреканули в разные стороны. Прибежали на танцплощадку, один из них о неудаче стал делиться с дружком, да так, что разговор слышал боец оперативного отряда. К утру Николай Михайлович знал всех троих.

 

Отряд приобрел добрую славу, рос численно, одно время считался лучшим в крае. В него входило около 80 человек. Раскрытие 10–15 преступлений в месяц считалось нормой. Предотвращалось множество правонарушений.

 

Когда ребята оканчивали школу, Николай Михайлович готовил характеристики на каждого бойца отряда, подписывал же их и заверял печатью начальник отдела милиции. Они служили чуть ли не дополнительным баллом при поступлении в высшее учебное заведение.

 

Следователь – синоним честности

 

Вскоре после получения диплома о высшем образовании Николая Михайловича перевели на следственную работу. Следователь – профессия особая. Она интересна, но в то же время сверхтрудна. Следователь – синоним честности, неподкупности и высочайшей работоспособности. Почти шесть лет он работал следователем, заслужил две медали и почетную грамоту УВД Алтайского крайисполкома.

 

Самоотверженная работа в уголовном розыске и следствии стала стартовой площадкой, с которой Николай Михайлович пошел по крутым ступенькам служебной лестницы. В 1978 году поступил в Академию МВД СССР, по окончании ее вернулся в родной город, но теперь уж на должность начальника УВД Бийского горисполкома.

 

Работа в Бийске

 

Он прекрасно знал город, людей, тонкости охраны общественного порядка, сложности борьбы с преступностью в непростом в оперативном отношении городе. Дела складывались неплохо, но уже через восемь месяцев Николая Михайловича назначают на работу с большим объемом – заместителем начальника УВД Алтайского крайисполкома. На этом посту он находился более четырех лет. Получил досрочно звание полковника милиции, был награжден медалями «За отличную службу по охране общественного порядка» и «Ветеран труда».

 

Служба в Афганистане

 

Не обошлось и без особо сложных дел. В Афганистане Николай Шенцев занимался уголовным розыском, оперативной работой по упреждению действий душманов, по обнаружению их складов оружия и боеприпасов, склонению бандитских групп к переходу на сторону народной власти. В его обязанности входили вопросы борьбы с контрабандой, наркоторговлей, строительство защитных сооружений вокруг центров царандоя (местные отделения МВД).

 

Вертолет с ним на борту не раз попадал под обстрелы крупнокалиберных пулеметов. Да и на земле в провинциях Кандагар, Кунар и Герат приходилось отражать огневые налеты духов, попадать под минометные и ракетные обстрелы. За два года возникало много экстремальных ситуаций, но судьба к нему отнеслась благосклонно.

 

Сепаратистские настроения

 

В 1987 году окончилась двухлетняя командировка. Николай Михайлович вернулся в СССР и вскоре был назначен заместителем министра внутренних дел Таджикской ССР, где к концу 90-х годов все большую силу набирали сепаратистские силы. Николай Михайлович в каске и бронежилете носился на БТР по городам и аулам, пытаясь организовать службу милиции сообразно обстановке, остановить, образумить, заставить разойтись обкуренных, озлобленных и разъяренных потомков басмачей. Но их действия лишь набирали обороты. Зазвучали выстрелы в спину сторонникам советской власти, раздувалось пламя вражды между кланами и группировками. В марте 1992 года Николай Михайлович вынужден был оставить службу в Таджикистане.

 

Осетины против ингушей

 

В это время все выше поднималась температура конфликта между осетинами и ингушами, яблоком раздора служил Пригородный район Северной Осетии. До выселения в феврале 1944 года чеченцев и ингушей в районы Сибири и Казахстана за пособничество немецко-фашистским оккупантам, Пригородный район был заселен преимущество ингушами. В 60-е годы их реабилитировали, многие стали возвращаться на историческую родину, а там уже жили другие люди. Для вой­ны не хватало лишь искры.

 

Летом 1992 года генерал Шенцев выехал на Северный Кавказ «проверить обстановку». Он встречался с руководителями и старейшинами и пришел к выводу, что если не принять срочных мер – быть беде. Справку со своими выводами и предложениями направил в Верховный Совет РСФСР, правительству и МВД России. Ни одна из трех высших инстанций не взялась за разрешение вопроса. Видимо, надеялись, что авось пронесет.

 

Не пронесло. В октябре того же года вспыхнул вооруженный конфликт. Николая Михайловича снова направили на Северный Кавказ, но теперь уже в ранге заместителя министра внутренних дел России.

 

Николай Шенцев многое сумел решить в силу своего характера – легко устанавливал контакты с лидерами конфликтующих сторон, представителями групп населения, с руководителями органов власти. Конфликт загасили, режим чрезвычайного положения отменили, но скрытая вражда грозила новым всеобщим пожаром.

 

А в это время в Чеченской Республике полыхала самая настоящая война. Нужно было не дать чеченским боевикам втянуть Ингушетию в конфликт, не допустить на ее территории террористических актов. У Николая Михайловича хранится благодарственное письмо президента Ингушской Республики Руслана Аушева, которое заканчивается проникновенными, далеко не дежурными словами: «Заверяем, что для нас Вы всегда желанный и почетный гость».

 

Клуб генералов

 

Генерал Шенцев более 10 лет находился в водовороте важнейших событий, в структурах МВД он набрал свыше 40 лет выслуги. И осенью 1996 года он подал рапорт об увольнении. За мужество и героизм, проявленные в боевой обстановке, награжден орденами Красного Знамени и «За личное мужество», афганским орденом «Красное Знамя», медалями «За отвагу», «За ратную доблесть» и «За отличную службу по охране общественного порядка», именным боевым пистолетом, грамотой Президиума Верховного Совета СССР.

 

С выходом в отставку жил в Москве, а душа его рвалась в родные края. Столичная суета его угнетала и давила, к тому же на Алтае оставались два сына, многочисленные родственники и друзья. Тут было все родное и близкое. В 2005 году – через 20 лет после отъезда, он вернулся на родину.

 

Сейчас Николай Михайлович Шенцев живет в Барнауле, активен в совете ветеранов, входит в клуб генералов, любит заниматься огородничеством. Напряженность былых дней по привычке будоражит кровь, не позволяя спокойно бездельничать, да и не надо.

 

Нина Черниковская.

 

В материале использовалась информация Алексея Кобелева, члена Союза писателей России.

 

 

 

 

 

Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях ИнстаграмВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.

 

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: