Елку из главного новогоднего городка уже убрали, но другие праздничные атрибуты зимы – горки пока свои позиции не сдают.
И сегодня на них полно ребятни и взрослых. Если лет 20 назад все поголовно катались на санках-ледянках, то теперь в нашу жизнь прочно вошли другие «средства передвижения» – снегокаты и бублики. Последние травматологи называют самым страшным развлечением.
Горок в черте Бийска насчитывается больше десятка: это и традиционные снежные сооружения в новогодних городках, и естественные склоны с утрамбованным снегом, как «Маяки» на АБ, и специально построенные трассы, как на улице Каховской. Почти все еще в строю. В прошлые годы горки стояли в Бийске до марта. Пока же несколько утратили свои свойства лишь деревянная горка у ДК БОЗ (здесь ледяное покрытие попросту стерлось), и спуск с горки на льнокомбинате начал ломаться. На других снежных объектах в выходные по-прежнему яблоку негде упасть.
Однако радость смениться бедой может быстро. Сотни пострадавших – итог новогодних праздников. Вывихи, переломы, растяжения, ушибы – список можно продолжать долго. В числе травмированных не только дети, но и взрослые.
В среднем за день с травмами к нам поступают 50–60 человек, и ежедневно среди них есть катавшиеся с горок, – говорит Тимофей Маркин, заведующий травматологическим отделением горбольницы № 2. – Поступать стали числа с 20 декабря. С того времени уже обратились 56 взрослых и 35 детей. Это именно те, кто пострадал на горках. У всех скелетные травмы: переломы конечностей, позвоночника, копчика.
Медики говорят, что количество пострадавших стабильно из года в год. Народ катается и ломается. Чуть вниз кривая динамики пострадавших идет, если горок в данный год построят меньше. А вот период восстановления меняется редко. Порой он может затянуться на месяцы. Особенно когда речь идет о переломе позвоночника.
Получить такие травмы – секундное дело. Необязательно даже переворачиваться и врезаться во что-либо. Резкое сгибание вперед – и готово. И если у детей с переломом позвоночника есть больше шансов на восстановление, то для многих взрослых это, увы, равносильно инвалидности. Редкие везунчики умудряются отделаться месяцем постельного режима.
Но есть и те, которые даже до врача не доходят. В 60–70 % случаях, когда у детей после горки болит спина, родители на это не обращают внимания. Поболит и проходит. Это особенность детских травм. А на самом деле это был перелом позвоночника, чаще диагностируют его пост-фактум.
Выявляют порой позже и другие последствия отчаянного катания. Ударился ребенок, отряхнулся и побежал дальше. А дома началось – голова болит, тошнит, становится совсем худо. Вызывают скорую.
И выясняется, что это сотрясение мозга, – говорит Сергей Паршуков, главврач станции скорой помощи. – Это вообще довольно частое явление. И совсем необязательно, чтобы ребенок терял сознание в момент удара. Поэтому следить за детьми нужно не только, когда они на горке, но и после приглядываться к их состоянию.
Однако вызовов скорой помощи и к самим горкам никто не отменял. Случаи, когда после очередного спуска человек не в силах подняться или добраться до травмотологии, не редкие.
При этом на станции скорой помощи говорят, что выезжают почти всегда к детям. Взрослые, похоже, все же терпят и добираются до больниц сами или уходят на самолечение. В любом случае медиков часто видят любители почти всех городских горок. Но самые «популярные» у скорой места – горка на Петровском бульваре и лесопарковая зона АБ. Последняя уже успела отметиться печальной историей – двое ребят, катящихся на бублике, угодили в дерево. Девочку увезли в состоянии комы.
Мы уже знаем, что самый страшный снаряд – это так называемые ватрушки, или бублики. Скорость они развивают бешеную, траекторию движения никогда не угадаешь. Самые тяжелые травмы люди получают на них, – говорит Сергей Александрович.
Вот и в профессиональное арго травматологов уже входит понятие «ватрушечник» – так называют людей с травмами, полученными именно во время катания на ватрушках-бубликах. По России даже подвели своеобразную статистику – одно из основных последствий такого веселья – компрессионный перелом позвоночника. Часто его «зарабатывают» при подпрыгивании на кочках.
Это и не удивительно, ведь при спуске ватрушка набирает скорость гораздо выше обычных санок, и она может доходить до 60 километров в час. При этом ватрушка сама по себе имеет небольшой вес, легко переворачивается, слабо амортизирует при столкновении с препятствием. Впереди, как правило, находятся ноги, выполняющие при необходимости роль тормоза, хотя при повороте ватрушки пострадать может любая часть тела.
По сути, на этом снаряде человек несется в неизвестность. Опытные катальщики на ватрушках говорят, что угадать, по какой траектории она помчится, невозможно. Можно десять раз скатиться с одной горки, но маршрут никогда не будет одинаковым. Дело в том, что малейшая неровность – кочка, шероховатость может вызвать отклонение траектории или закрутит снаряд вокруг своей оси. Это как автомобиль, у которого отказали тормоза, но, даже зная об этом, люди садятся в него добровольно.
Всё, нафиг! И раньше мне это катание казалось травмоопасным, да аргументов не находилось. Редакция, спасибо за статью! Теперь есть, чем убедить жену не рисковать ради пустой забавы здоровьем детей.