Подробности ужесточения уголовного законодательства «БР» рассказал заместитель прокурора Бийска Антон Ширнин.
Так, в ст. 158 УК РФ «Кража» в 2018 году введен пункт «Кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств». Для квалификации по этому пункту необходимо, чтобы действия виновного были тайными. Если хищение с банковской карты совершено путем обмана или злоупотребления доверием, действия виновного квалифицируются по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Именно способ совершения преступления лежит в основе разграничения данных составов преступлений. Например, поскольку денежные средства изымаются из банкомата тайно, не образует состава мошенничества использование заранее похищенной или поддельной платежной карты, если выдача наличных денежных средств была произведена посредством банкомата без участия работника кредитной организации – в этих случаях содеянное следует квалифицировать как кражу.
Как тайное хищение следует квалифицировать действия и тогда, когда виновным потерпевший введен в заблуждение или обманут, под воздействием чего он сам передает злоумышленнику свою карту или сообщает персональный идентификационный номер – пин-код, а снятие денег с банкомата происходит без потерпевшего. К краже относятся и действия, связанные с перехватом информации с пластиковых карт с использованием, например, хакерских ридеров – специальных устройств, устанавливаемых в карточкоприемник банкомата.
Значительно усилено наказание по ст. «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», где раньше не было наказания в виде лишения свободы, в то время как в новой редакции введено лишение свободы сроком до трех лет.
Однако с учитом тайного способа хищения действия должны быть квалифицированы как кража, даже если снятие денежных средств совершено путем использования учетных данных собственника, полученных путем обмана последнего или использования его мобильного телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк».