Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Красота там, где ее не ищут: художница находит вдохновение в панельных домах

Тамара Шипицина живет и работает в Волгограде. Окончила архитектурно-строительный университет. Жанры – печатная графика, инсталляция.

Свою персональную выставку «Окрестности» молодая талантливая художница посвятила детству в панельных домах Волгограда. Впрочем, такие дома знакомы, пожалуй, каждому жителю России. Множество таких панелек и в Бийске.

Типовые многоэтажки, советские игровые площадки с железными ракетами и жирафиками стали героями экспозиции, развернутой в государственной галерее «Пересветов переулок» в рамках 7-й Московской международной биеннале молодого искусства.

На вопрос корреспондента сетевого издания «Волгоградская правда», чем привлекает художницу, казалось бы, далекая от прекрасного атмосфера панельных многоэтажек, Тамара Шипицина отметила:

– Она и привлекает, и отталкивает. Это вопрос ракурса. Я отчетливо вижу неухоженность, грязь, то, как они некрасиво стареют. Но не могу пройти мимо образов из детства: тогда я просто смотрела на мир, и он был мне интересен. Изображая кварталы панельных домов, я использовала оптику детского взгляда, где нет оценочности. Посетители выставки говорили, что, несмотря на выбор темы, в этих работах нет безнадеги, депрессии и вселенской тоски.

  • – Архитектура панельных домов не кажется вам унылой, примитивной?

– У меня архитектурное образование, и я считаю, что архитекторы, создавшие панельные дома в 1980-х, очень хорошо сделали свою работу… То, что строят сейчас, не идет ни в какое сравнение – одноразовые материалы, полное отсутствие фасадных элементов, вместо городского планирования – примитивная нарезка на участки и нулевая инфраструктура. Лучше бы мы продолжили традицию пятиэтажных хрущевок. Они более соразмерны человеку, чем хаотичная застройка города башнями с парковками вместо дворов.

  • – А слово «типовой» вас не пугает?

– Не пугает, наша жизнь сейчас еще более типовая, чем раньше. В советское время все было одинаковое из-за отсутствия выбора, сейчас все стандартизировано – телефоны, одежда, досуг, транслируемый массовой культурой образ жизни.

  • – Вы творчески исследуете жизнь человека и города. Какие открытия сделали?

– Есть одно открытие, которое меня глубоко поразило. Правда, урбанисты сделали его раньше. Речь о том, что мы – жители нашей страны, но не хозяева. И дело не в политике или чьей-то злой воле. Большинство горожан воспринимают как свое только собственные квартиру, дом, дачу. Жильцы дома не ощущают, что подъезд и двор тоже их, а не ничейные. Если бы мы ощущали город своим, то наши улицы были бы другими. В своем проекте я и хотела создать зацепки, показать зрителю, что можно еще как-то иначе смотреть на окружающее... Современный человек в постоянном беге совсем разучился слушать, замечать окружающее пространство. Я хотела, чтобы он почувствовал, что все может измениться даже от простого слова.

  • – В чем смысл – потеряться среди веревок, где сушится выстиранное белье, пройтись по ностальгическим дворам, медитировать на мигающие окошки?

– Ощутить свою сопричастность к ним. В конечном счете, моя цель – обнаружить красоту там, где ее обычно не ищут.

Комментарии (1)

1000

Авторизоваться:

Богданыч

В областных/краевых центрах панельные дома выполнялись по другому проекту, наши бийские проще - ибо уровень населённого пункта ниже...