Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«У меня все есть»: в Бийске отшельница много лет живет в шалаше и вяжет одеяла

Бийская отшельница.

«БР» удалось взять эксклюзивное интервью у женщины, которая долгое время не выходила ни с кем на контакт

Этот шалаш в Приобской части города не спрятан от любопытных глаз. Под грудой шифера, досок, тряпок и целлофана кто-то копошится. Стоит подойти ближе - и откуда не возьмись появляются собаки. Сначала осторожничают, а потом облаивают, прогоняя незваных гостей с территории. Визитам не рада и хозяйка шалаша, машет руками: «уходите», скрываясь за грязной занавеской. Несколько попыток впустую. Тогда идем к местным жителям, общаемся и узнаем, как зовут отшельницу. «Женя! Я из газеты!», и смело вперед. Собаки расступаются, а женщина полностью выходит из шалаша.

«Вижу, что вы не уходите. Мне ничего не надо. У меня все есть».

Не бийчанка

Евгении 67 лет, и образ ее жизни можно было бы назвать «бомжеванием» за некоторым отличием. Она строит для себя шалаш из подручных материалов и брезгует едой с помойки. Есть небольшая социальная пенсия, которая позволяет держаться на плаву. Да и потребности у Жени невелики: простая пища и нитки, чтобы вязать. Несколько лет назад женщина обосновалась у девятиэтажки, потом оттуда ее прогнали. Евгения выбрала новое место, недалеко от разрушенного дома. Получив разрешение местных, взяла для «строительства» листы шифера и доски.

Бийская отшельница.
Бийская отшельница.
Фото: Анна Сабанова

Может показаться, что у человека, который решился на такую жизнь, не все в порядке с головой, при этом рассуждает Женя вполне здраво, или точнее сказать, интересно. Глаза – ясные, а вот лица не видать, оно скрыто за вязаной маской. Сама одета в кофту грубой вязки, талия обмотана чем-то наподобие шарфа.

– Раньше я снимала квартиру и платила за нее, – разговорить отшельницу получается не сразу. – Родилась в Красноярске, профессии нет. Ни семьи, ни детей тоже нет. Как в Бийске оказалась? Поехала работать в Белокуриху посудомойщицей, полы тоже мыла. Потом... так случилось.

Конечно, отшельница не раз привлекала к себе внимание: находились желающие помочь из числа местных жителей и приезжали социальные службы.

Бийская отшельница.
Бийская отшельница.
Фото: Анна Сабанова

– Помощь мне не нужна – я и сама знаю, куда идти, – говорит, как отрезает. – И центров достаточно, и ночлежек. Я ими пользовалась, когда надо, можно и койко-место снять. Но я здесь остаюсь, потому что в ночлежки часто приходят люди, вышедшие после тюремного заключения, а у них свои понятия. Центр для бездомных... Ни плюсов, ни минусов там нет - я знаю, что там делается. Пока я лучше здесь, на природе побуду. Я же не бийчанка. Почему я должна что-то от кого-то ждать или требовать? Я не подхожу под эти параметры.

Шалаш и вязаные одеяла

– Так вы бомжуете или нет?

– Получается, бомжую, – соглашается Женя.

И признается, что построенный шалаш привлекает внимание, а это опасно, ведь люди всякие бывают. Но быт за несколько лет «оседлой жизни» уже налажен.

– В землянках в войну жили, – усмехается она и дает заглянуть в свой домик.

Бийская отшельница.
Бийская отшельница.
Фото: Анна Сабанова

Конечно, уютным его не назовешь, хотя очевидны усилия, предпринятые для выживания. Укрывной материал – клеенка и шифер, внутри все в вязаных изделиях, справа – полка с какими-то баночками, едой и, как оказалось, самодельной печкой.

– Я себе печечку маленькую сделала, у меня даже уголь есть, – не без гордости показывает отшельница. – Так и согреваюсь. Не сильно топит, конечно, шалаш-то иначе расплавится. Труба еще немножко греет все равно. Полгорода таких, как я, но никто не рискнет жить вот так, на виду.

Бийская отшельница.
Бийская отшельница.
Фото: Анна Сабанова

Одежду и покрывала Евгения делает сама, используя технику специальной ковровой вязки. Они ей нужны, чтобы укрываться в морозы.

– Я много не вяжу, только для тепла, – поясняет она. – Мыться? У меня тазы свои есть. Люди есть люди, ко всему приспосабливаются. Конечно, я понимаю, что это странно. И вообще, только сумасшедшая женщина может так жить, как я.

Кстати, охрана в виде стаи собак сама пристроилась к отшельнице. «Это не мои», - уверяет Женя. Их прикормили другие люди.

Собака. Осень.
Собака. Осень.
Фото: Анна Сабанова

– Я их подкармливаю, если у меня возможность есть. Вы что? Я сама здесь никто, чтобы еще и собак держать, – возмущается она.

Мне никто не должен

У Жени очень четкие взгляды на жизнь. Она искренне не понимает, почему должна стремиться к комфорту.

– Можно и жилье снять, землю, участочек, и там хоть так же сделать шалаш и не считаться сумасшедшей женщиной, – рассуждает она. – Я думаю, что жить на трубах нельзя, это административное нарушение. Может, я выгляжу как человек, которому нужно прийти на помощь, но у меня другая ситуация – мне никто ничего не должен. Мне достаточно того, что я имею. Я не должна получать что-то, ведь кому-то это может быть нужнее.

Бийская отшельница.
Бийская отшельница.
Фото: Анна Сабанова

Кстати, документы у Жени есть, однако уж очень затасканные.

– Я не прописана в Алтайском крае специально, потому что ничего не требую. Да мне просто и не надо, – настойчиво повторяет отшельница. – Мне достаточно того, что дало государство. Сколько заработала, столько имею. Стаж есть, но там слишком много перерывов было... Зиму, посмотрю, где буду, – или в центр, или в ночлежку, или здесь. Какая погода будет, да и если эту трубу не отрежут...

Дети отшельницу не обижают, с ними у нее особые отношения.

– Она никому не мешает: живет себе так лет шесть уже, вяжет, собаки ее охраняют, – рассказывает местная жительница Нина Пересторонина. – Вижу, соцслужба к ней иногда приезжает. Она ребятишкам конфеты покупает и в мешочки недалеко от шалаша развешивает.

Еще одна бабушка-соседка рассказала, что о «своей отшельнице» они беспокоятся, посматривают за ней.

– Когда прохожу мимо шалаша, спрашиваю: «Женя, Женя! Живая?» Если тишина, подхожу ближе, включаю с телефона фонарик, свечу туда.

От любой помощи Евгения отказалась, окончательно заверив: ей не нужны продукты, одежда и даже временное место жительства. Последнее слово осталось за ней, отшельницей:

– Я сама справляюсь. Если мне трудно передвигаться будет, еще что-то случится, подумаю. А пока человек движется, он живет. Кто-то в квартире, кто-то в доме, а я тут, в шалаше.

Комментарии (12)

1000

Авторизоваться:

Неужто и зимой в морозы она так живет ? трудно в это поверить. Вообще-то отшельники это те, кто проживает уединенно в глуши на значительном удалении от всех прочих граждан, как например всем известная староверка Агафья. А это просто бомжиха. После грядущего ядерного апокалипсиса немногие уцелевшие будут вынуждены выживать подобным образом.

Гость
Гость, в этом случае выживут сильнейшие физически и с крепким здоровьем. Остальные погибнут в индивидуальной борьбе за "кусок хлеба" и "глоток воды". После уже начнут образовываться общины. Человек все-таки стайное животное. В хаосе все упадет к примитивным границам. Человечество потеряет лет сто-двести развития и процентов восемьдесят популяции. Не дай бог конечно...
Ответить
Гость
Если что, та фраза, которую тут, видимо, подразумевают, в оригинале звучит не "выживает сильнейший", а "выживает наиболее приспособленный".
Ответить

Сабанова! Прекрати ходить по бомжам и помойкам, мне за тебя страшно! (Но материал классный). Вам вообще надо оставить двух новеньких и Сабанову, остальные зряплату зря получают, потому что унылые, скучные и бесполезные

Сабанову в главреды! Молодец! Умница. Пишет легко и интересно. С удовольствием читаю ее материалы.

На здоровье она явно не жалуется, значит и ежегодную диспансеризацию незачем проходить. В богадельню тоже не стремится, потому как обожает такую вот "свободу" жить на "свежем воздухе". К тому же нет ни налогов, ни коммунальных платежей. Благодать ! Почему бы и нет ? Это при совке за злостное тунеядство могли посадить, а нынче кругом полно людей, которые либо вообще никогда нигде не работали, либо лишь изредка где-то работают, да и то неофициально.

Тоже вот подумываю, надо однако идти и так же отшельницей пожить, на старости лет, а что я тоже никому ничего не должна, пойду поживу в лесу, и люди меня будут звать Отшельница Ольга, мне главное чтоб никто меня не трогал, для тепла у меня все есть, не замерзну, бутылку водки еще или коньячка, что еще нужно для счастья?

Сережа
Ольга, 44 года, православная верующая (В прошлом, юности, 17; 20 - 25 лет и в 44 года вечно алкашка), Оля, какой коньяк? Барматуха наше все.
Ответить
Ольга, 44 года, православная верующая (В прошлом, юности, 17; 20 - 25 лет и в 44 года вечно алкашка)
Сережа, согласна, мой хороший, так и сделаю, уеду в лес жить отшельницей и буду пить бормотуху себе на радость, а ты со мной пойдешь в лес жить и пить? Шалашик построишь мне, любовью займемся, потрахаемся, выпьем, да заживем вместе отшельниками в лесу
Ответить

Анна. Как всегда безупречно. Если получается, то нарисуйте зарисовку о дворнике. Уверяю Вас, не всё так просто... Не каждому дано.

Гость
Кузьмич., такая публикация здесь уже была, так что сам рисуй свои зарисовки, независимо от того, дано или не дано, любитель делать заявки журналистам.
Ответить

Странный подход. Слепили образ бийской Агафьи. Тут и стая собак ничем не угрожают прохожим и Агафья без регистрации с замызганными документами посещается ни полицией, а соцзащитой. На пеесию живет, говорит. А по какому адресу ее получает? На деревню дедушке приходит пенсия или на счет в банке. Вот ведь какме времена настали, какое удобство. Не то,что в 60, 70 -е из- за 10 регистрировались при смене адреса. Теперь можно жить в Сочах и пенсию получать как будто живешь в Анадыре. Теперь редко среди таких свободных путешественников непорядочные граждане встречаются. Бывает такое, но их сразу находят, как несколько лет назад, когда случай на Социалистической с девушками произошёл.