Илья Хименко ответил на самые частые вопросы пассажиров общественного транспорта в Бийске.
Этим летом в Бийске появилось новое предприятие - МУП «Бийскгортранс». С заместителем директора Ильей Хименко говорим о расписании общественного транспорта, проездных для школьников и студентов, драках в автобусах и новых моделях пазиков.
- - Илья Дмитриевич, скоро осень. Пересматривается ли в это время расписание движения транспорта?
- Расписание работы городского транспорта не меняется. Изменения коснутся только садоводческих маршрутов, которые позже будут закрыты на зимний период. По ним на линии автобусы будут выходить до 30 сентября. Это будет последний день. С 1 октября садоводческие маршруты будут закрыты.
Много вопросов бывает по расписанию общественного транспорта по городу, звучат упреки, что после 21 часа уехать нельзя. Могу поспорить. Это не так. Просто бийчане привыкли, что в дневное и утреннее время транспорт ходит с интервалом 4-6 минут, а в вечернее время, примерно с половины девятого вечера, когда наблюдается отток пассажиров, этот интервал увеличивается до 15-20 минут. После девяти автобусы ходили, ходят и будут ходить. Единственное, вечером их действительно придется подождать. С «Кристалла» последний автобус уходит в 22.12, а на остановку «Центр» он приходит примерно в 22.45; с «Центра» последний автобус уходит в 21.56, и на «Кристалл» он приходит в 22.35. Трамваи работают еще дольше - последний рейс с «Лесозавода» уходит в 23.05.
- - Как обстоят дела с введением школьных и студенческих проездных? Рассматривается ли вопрос введения единого проездного для автобусов и трамваев?
- С 1 сентября вводятся в обращение специальные карты школьника и студента. Получить их можно в МУП «Бийскгортранс». Для этого необходимо один раз заполнить заявление, которое вам выдадут тут же – по адресу ул. Васильева, 81. Заявление можно скачать и самим – бланк для заполнения есть на транспортном портале Бийска: www.bus22.ru. К заявлению обязательно прикладывается справка с места учебы. В течение трех-четырех дней специалист обрабатывает это заявление, затем связывается с получателем, который вскоре может эту карту забрать. Вообще, как показывает практика, когда проездные для учащихся были еще бумажными, получали такие проездные около 1200 школьников и 800 студентов. Сейчас посмотрим, будет их востребованность такой же или выше. По транспорту, в котором такие карты будут приниматься, – пока это только трамвай.
- - Сколько стоит такая карта и позволяет ли она совершать безлимитное число поездок?
- Активация карты составляет 550 рублей. То есть это та сумма, которую нужно вносить ежемесячно, чтобы карта работала. Вносить средства можно в любых почтовых отделениях, где работает система «Город», и через банкоматы Сбербанка. Счет пополняется с 15 по 5 числа месяца. Хочу обратить внимание, что карта не дает право на безлимитный проезд в трамваях. Она рассчитана на оплату 50 поездок. Но если разобрать ее экономику, пассажиры поймут, что пользоваться ею выгодно – ведь стоимость одной поездки по такой карте составляет 11 рублей, а не 20, как при оплате наличными или простой картой.
- - Курение в транспорте запрещено. Однако от запаха сигарет в салонах это не избавляет. Например, его затягивает на конечных, когда водители курят тут же. С этим как-то можно бороться?
- Конечно, можно. Буквально несколько недель назад мы выходили в рейд с инспекторами по надзору в сфере транспорта. За два часа мы проверили около 25 автобусов и составили протоколы, в том числе и по курению. Штрафы за это предусмотрены – 500 рублей, но, наверное, этого мало. Мы этот вопрос проговаривали с перевозчиками, что они сами акцентировали внимание на курении водителей, или штрафы придет поднимать до 5 тысяч рублей. Сами пассажиры тоже могут жаловать на экипаж, который курит. Лучше, если это удастся зафиксировать – сфотографируйте или снимите на телефон и направьте нам. Тогда экипаж можно привлечь к административной ответственности.
- - Много жалоб на хамство экипажей, на пропущенные остановки и прочие ссоры в пути?
- В день наши операторы принимают более 500 звонков. Чаще всего это вопросы по расписанию, консультации, как найти оставленную в транспорте вещь. Кстати, многие теряются, что делать, что в автобусе или трамвае что-то забыли. Звонить нам - 55-55-09. Будет хорошо, если вы сохранили билет или знаете номер ушедшего автобуса. Эта информация пригодится, чтобы оперативнее связаться с экипажем. Но и жалобы есть – нахамили в автобусе, водитель проехал остановку и прочее. Все такие обращения фиксируются и отрабатываются с перевозчиками. Если возникают какие-то спорные вопросы, обращаемся к видеозаписям. Не раз были случаи, когда доходило до увольнения кондукторов. Сегодня камерами оснащено 95 процентов транспорта. Так выясняем, кто был зачинщиком конфликта. Бывает, что ими являются и пассажиры.
- - Возможно, это связано с устоявшимися представлениями пассажиров о своих правах. Вот частый пример - провозим двух и более детей до семи лет. Должен ли взрослый за них платить?
- Да, к нам часто по этому вопросу обращаются. Разъясняю. Согласно федеральному закону, перевозка детей до семи лет осуществляется бесплатно, но ключевая фраза – «без предоставления отдельного места». То есть, если со взрослым зашли двое или более детей, и они либо стоят, либо сидят на коленях у сопровождающего, то проезд бесплатный. Если ребенок сидит отдельно, даже если автобус полупустой, кондуктор вправе потребовать плату за проезд ребенка.
- - Бывает, что конфликты одними перебранками не ограничиваются, и дело доходит до драк. Как в этом случае вести себя пассажирам?
- Если есть угроза жизни, здоровью, конечно, нужно вызывать полицию. У нас все автобусы оснащены навигацией и у экипажа есть прямая связь с диспетчером. Но не всегда водитель доводит до диспетчерского центра информацию о подобных инцидентах, потому что часто дело происходит быстро, конфликт улажен и автобус едет дальше. Поэтому когда нужно понять, что произошло, мы и поднимаем видеозаписи – так было и с резонансной дракой в автобусе, который шел из Фоминского. Теперь дело по этому случаю передано в суд.
- - Наверняка, сегодня не все хотят куда-то звонить, жаловаться. Многим стало проще снять инцидент на видео и выложить в соцсети, инстаграм. Насколько вы отслеживаете там истории с пассажироперевозками?
- И отслеживаем, и реагируем. Уже давно по поручению краевого правительства мы даем комментарии, в том числе и соцсетях. Если кто-то, напротив, стал свидетелем какой-то ситуации, которая требует вмешательства, но не хочет выкладывать ее в соцсетях, может обратиться в МУП «Бийскгортранс» по телефону 55-55-09.
- - Еще один частый вопрос - состояние автопарка перевозчиков. Хотелось бы, чтобы автобусы выглядели посвежее, особенно пазики. Планируют ли автопредприниматели закуп новых автобусов такой же вместимости, и есть ли альтернатива пазикам?
- Думаю, все еще помнят, как по дорогам Бийска относительно недавно ездили желтые «Газели». В 2016 году, когда проводили очередной конкурс перевозчиков, предприниматели нас услышали, и эти машины с центральных маршрутов ушли. Их сменили более удобные «Нексты», «Форды» и «Ситроены». Так что автобусы малой вместимости у нас полностью обновились. На сегодня у нас заключены муниципальные контракты с перевозчиками до 2021 года. Перевозчики к этому времени обещают обновить имеющиеся автобусы большей вместимости. При заключении новых контрактов мы будем учитывать ряд факторов, в том числе и состояние автобусов – особенно год выпуска. Пазики мы по-прежнему рассматриваем, но просим перевозчиком обратить внимание на модифицированную модель «Вектор». Это такой же пазик, но с накопительной площадкой. То есть, сидячих мест там меньше, а стоячих больше. Думаю, для города они были бы удобнее. Кроме того, дополнительным бонусом в конкурсе будет техника, работающая на газе. Все-таки хочется переходить к более экологичному транспорту, и это тоже будет давать перевозчикам дополнительные баллы при отборе.
Еще нужно спросить когда появятся валидаторы в транспорте на входе вместо кондукторов ?