В вузах поясняют: сами студенты сегодня стремятся получить не просто диплом, а знания и профессию
В российских вузах закончилась приемная кампания. С Максимом Ленским, директором Бийского технологического института АлтГТУ, говорим о том, почему вузы не видят будущих студентов, есть ли перспективы у выпускников в небольших городах и о стоимости бесплатного образования.
Виртуальный абитуриент
– Максим Александрович, эта приемная кампания отличалась от кампаний предыдущих лет?
– Да, и довольно сильно. Мы всегда готовим большую приемную в библиотеке, куда бы приходили поступающие и их родители, создаем места для членов комиссии. Но в этом году это по большей части оказалось невостребованным.
90 процентов абитуриентов подавали документы дистанционно. Еще в прошлом году выпускники школ уже отправляли заявления в вузы через сайт «Госуслуги» или другие платформы, но тогда таких была меньшая часть – около 20 процентов. Я сужу по поступающим к нам. В этом году вживую, собственными глазами, абитуриентов мы почти не видели.
Похоже, в прошлом году к электронным сервисам в большей степени приглядывались, а отдавать документы везли по старым схемам. Сейчас люди увидели, что система работает, она во многом упрощает жизнь, так что стали активно ею пользоваться.
– Какие направления были востребованы у вас?
– Последние пять лет тенденция не меняется. На направление «информационные системы и технологии» сохраняется высокий конкурс даже среди абитуриентов с хорошими баллами. Интересны поступающим мехатроника, робототехника и приборостроение. Второе наше большое направление – инженерные специальности. Это химические технологии, боеприпасы и взрыватели, проектирование авиационных ракетных двигателей. Но на часть этих специальностей нужно сдавать химию, а выбирать ее в качестве экзамена многие боятся.
Математика уже не та
– Для ЕГЭ чаще выбирают информатику?
– Информатика становится все популярнее, но для тех, кто поступает в технические вузы, на первом месте остается физика. Экзамен по ней требуется на большинство специальностей. Было несколько выпускников школ, которые выбирали для экзаменов физику и химию или информатику и химию. Но такое бывает редко. Обычно у родителей в таких случаях возникают опасения, что дети просто не смогут качественно подготовиться ни к тому, ни к другому. К тому же это отдельные затраты на курсы, на репетиторов.
– То есть, когда дома родители упрекают школьника, что они в его годы экзамены на отлично сдали без всяких репетиторов, надо понимать, что и уровень сложности был другим?
– Да. Например, математика уже не та, какой ее помнят родители нынешних абитуриентов.
Когда учился я, считалось, что математика чуть ли не самым легкий предмет для экзамена. Именно потому, что в ней может быть только одно верное решение. А сейчас экзаменом по профильной математике пугают и детей, и родителей. И действительно, в этом году многие завалили именно этот предмет, не набрав баллы даже на тройку.
Скажу честно, меня иногда удивляет, зачем от детей требуют такой уровень знаний, особенно с учетом того, что не всем в дальнейшей учебе будут нужны эти предметы.
Меня недавно попросили решить задачу, которая была на экзамене по химии. Я ее решил. Но у меня больше 25 лет опыта работы в лаборатории, и я просто знаю, о чем идет речь. А вот ребенок в таких формулировках просто запутается.
Конечно, тут и начинается мандраж, походы по репетиторам. А это не только финансово накладно. Есть и другая проблема – нехватка в городе самих педагогов для подготовки к ЕГЭ.
– Как же потом в вузе учиться, если экзамен еле-еле сдал?
– Это в первую очередь зависит от того, насколько сам ребенок мотивирован. Довольно частая ситуация: вчерашние троечники оказываются весьма преуспевающими студентами. Вспомните себя в школе: многие любят предмет не столько из-за самого предмета, сколько из-за педагога, который его преподает. И когда в вузе ты попадаешь к доктору наук, то уверяю, на его лекциях точно не уснешь. И учеба увлекает.
Удержать своих
– Помимо вуза у выпускника школы есть возможность выбора еще и города. Мы видим, как молодежь из Бийска уезжает. Для наших вузов это проблема?
– Мы отмечаем, что в последние годы меняется тенденция, за кем остается окончательный выбор – за абитуриентом или за родителями. И если родители по различным причинам хотели бы, чтобы дети продолжили учиться в Бийске, то сами абитуриенты стремятся в более крупные города. Хочу отметить, в последние годы голос детей становится решающим.
Так что местные вузы часто сталкиваются с недобором студентов и открывают дополнительный этап приема, как это происходит в БТИ.
– Часто это еще объясняется тем, что люди просто не видят перспектив для дальнейшей работы в маленьком городе.
– Это лукавство. Если начинаешь изучать вопрос, понимаешь, что спрос на специалистов в городе огромный. Более того, у нас есть предприятия, которые являются лидерами своих отраслей и давно известны не только в пределах Алтайского края, но и в России: «Эвалар», «Источник плюс», «Спецавтоматика», «Алтайспецпродукт», «Бочкари» и прочие. И эти предприятия предлагают достойные условия труда и оплату. Я уже не говорю о заводах оборонной промышленности, которые сегодня работают, как в советское время, в полную силу.
Другое дело, что наши промышленники никогда особо не хвастались своими успехами. В их среде это не было принято, поэтому о работе таких предприятий можно услышать не так часто.
– А на предприятиях присматривают себе потенциальных специалистов?
– Очень часто. Например, приходит студент на практику. Если в нем видят перспективу, его уже будут растить под себя. Вуз – это только середина обучения. Дальше ему еще предстоит учиться на предприятии. Вырастить специалиста – это очень сложно, затратно и продолжительно по времени.
А востребованность специалистов сейчас сумасшедшая. Начинают появляться льготы, дополнительные дни отпуска, премии, частичная оплата жилья. Потому что предприятия, которым нужны люди, понимают: в Бийск уже не поедут специалисты из Томска, из Казани, из Новосибирска, как это было в советские годы. Надо удержать своих.
Главное – не тормозить
– Бывает и обратная ситуация, когда особо не до выбора направления. Куда хватило баллов – туда и пошел.
– Конечно, бывает так, что баллов не хватает. И если выпускник набрал 160 баллов, то на информационные технологии он не поступит. Мы в таких случаях советуем поступать на параллельные специальности, потому что по многим направлениям учебная программа первые курсы плюс-минус схожа. Скажем, приборостроение и информационные технологии особо не отличаются.
И мы неоднократно наблюдаем такие истории. Студенты регулярно интересуются: не появились ли свободные места на направлении, на котором они изначально хотели учиться. И как только места появляются, пишут заявление о переводе. Такое возможно.
– А если в целом не получилось поступить в вуз, что советуете делать: сидеть год дома, готовиться к поступлению на следующий год или пойти хотя бы в колледж?
– Дома ни в коем случае оставаться нельзя. Не получилось попасть в институт, значит, надо идти в колледж. Образование – это непрерывный, очень сложный процесс. Немного притормозил –
и дальше можно не догнать, а потом и вовсе лень возьмет верх, и учиться вообще не захочется.
Поэтому, если ребенок не поступил в вуз, не надо паниковать. Нужно успокоиться и изучить вопрос. У многих вузов есть сотрудничество с учреждениями среднего профильного образования. Там формируют направления на базе 11 классов из тех, кто по каким-либо причинам не поступил на высшее образование, дают годичную программу, по окончании которой можно поступать в вуз уже не на основе ЕГЭ, а на базе внутренних вступительных испытаний вуза.
Не нужно закабалять
– Есть же еще целевое обучение, но почему-то его многие как огня боятся и воспринимают чуть ли не как кабалу после окончания вуза.
– Это зря. Сейчас такого нет, что, получив диплом, целевик приходит, скажем, на завод и его ставят на самую низшую должность, и оттуда не сбежишь. Приходит специалист, и отношение к нему соответствующее.
К тому же главный плюс целевого обучения – гарантированное рабочее место, потому что, если выпускника не возьмут на работу, предприятие должно будет компенсировать государству затраты на его обучение.
– А если выпускник сам откажется идти на предприятие?
– С прошлого года ввели финансовую ответственность. Ты можешь не идти на то предприятие, которое оплачивало твое обучение, но ты должен будешь возместить полную стоимость образовательных услуг. У нас в вузе, например, стоимость обучения начинается от 106 тысяч рублей в год. Умножьте минимум на четыре года. Выходит накладно.
– Уже то и дело в обществе вспоминают советскую систему распределения, обсуждая, не вернуть ли ее.
– Опасные разговоры, так можно и крепостное право вернуть. Я не считаю правильным подход: родился здесь – и все, даже не вздумай смотреть куда-то дальше.
Если заставлять человека что-то делать, он и делать это будет спустя рукава. И стимула развиваться не будет.
А специалиста нужно привлекать на работу другим. Самый лучший способ – брать его еще студентом на практику, учить под себя, платить ему достойную зарплату. Во всем мире за специалистов идет борьба. У нас должно быть так же.
Спрос на технарей и экономистов
– Часто можно услышать, что еще год-другой, и давление будет таким, что работать просто будет негде.
– Производство – это то, что приносит деньги. Да, у нас отличное расположение, час в дороге –
и ты в горах. Но экономику поднимет не туризм, а промышленность, которая, к счастью, в Бийске начинает возрождаться, хотя уверен, комментаторы у вас на сайте кинутся доказывать обратное.
Но я, как специалист, как руководитель вуза, студенты и выпускники которого работают на всех предприятиях города, это вижу. Ну пусть напишут хоть об одном обанкротившемся предприятии –
я говорю не об условном ООО «Рога и копыта». Нет, наши флагманы экономики увеличили товарооборот, по полной программе начала работать оборонная промышленность, появляются новые предприятия.
– Отмечаете возросший спрос со стороны работодателей на какие-то конкретные направления?
– Гигантский спрос сейчас идет на специалистов в области экономической безопасности. Они нужны и в федеральное казначейство, и в банковские структуры, и в силовые ведомства. Даже при направлении на практику сами студенты могут выбирать, куда пойти – столько запросов идет.
В последнее время стали востребованы специалисты в области машиностроения. И заработные платы в отрасли стали подрастать, особенно у узких специалистов. Оборонная промышленность выходит на полную мощность, и там нужны люди.
– В сфере образования почувствовались изменения в обществе, в экономике, связанные с геополитикой? Санкции и прочее заставили пересмотреть подход к подготовке специалистов?
– Да, почти всем вузам страны значительно добавили мест по техническим направлениям. И это происходит на фоне смены самой системы формирования набора в вузы. Если раньше вуз выступал с ходатайством в министерства и запрашивал себе определенное количество мест по направлениям, которые сам считал перспективными, то сейчас нам говорит государство, какие специалисты в каком объеме и по какому направлению нужны.
– Технические специальности стали появляться и в вузах, где прежде такого набора не было. Вы это с чем связываете?
– С востребованностью такого образования со стороны самих абитуриентов. Иметь техническое образование сегодня престижно, перспективно. К тому же в нашей стране всегда был высоким уровень подготовки таких специалистов. Достаточно сказать, что в странах Европы нет необходимости подтверждать диплом технического образования, полученный в России, хотя для медицинской или педагогической практики за рубежом это потребуют.
В то же время для поступления в технические вузы нужно преодолеть определенный порог, который под силу не каждому. А желание получить технический диплом есть. И другие непрофильные вузы на это реагируют, открывая технические направления с меньшими требованиями к абитуриентам. В какой-то степени я их понимаю, потому что и технологический институт через это проходил, когда открывал наборы на направления экономики и юриспруденции.
Но знаю, что у многих сложившаяся ситуация сегодня вызывает определенное недоумение. Как так? Когда в вузе учат музыке, педагогике, классической математике, и вдруг открывают такие направления, скажем, как биотехнологии, спрашивается: на какой школе будут основано это обучение? Вот наши педагоги получали закалку на фармпредприятиях, на оборонке.
О ценности образования
– Было время, когда молодежь часто с подачи родителей старалась поступить куда угодно, лишь бы был диплом о высшем образовании.
– И это, к сожалению, очень обесценивало образование в глазах и общества, и конкретно этого выпускника. Казалось, ну что такого, у всех есть «вышка».
Я давно подметил, что если человеку что-то достается бесплатно, то он не воспринимает это как ценность. Так и с образованием. У нас бесплатные садики, точнее с минимальной родительской платой, затем – бесплатное образование в школе, а затем, если поступил, – в вузе. Но параллельно уже есть и частные детсады, и частные школы, и платное вузовское образование давно существует.
Если все эти затраты сложить, набирается около 4 миллионов рублей. А ведь мы об этом даже не задумываемся. Меж тем к 20 годам государство вложило в нас миллионы рублей. Так как это можно обесценивать?
Сейчас, к счастью, ситуация изменилась. Вот студент, который поступил на бесплатное обучение, видит такого же студента, который учиться за деньги, потому что ему нужна именно эта специальность. И тот второй прикладывает все усилия, чтобы получше сдать экзамены, потому что, возможно, тогда у него появится шанс перевестись на бюджет. И вполне возможно, он займет место того первого, если тот не будет учиться.
Высшее образование стало ценностью. И не сам диплом абы какой, а знания и профессия, которую он дает.
наши институты, это и есть фирмы "Рога и Копыта".