Сегодня Ян Любянец, наверное, один из самых известных малых предпринимателей Бийска.
Основная аудитория бийского предпринимателя – молодежь и работающие люди – словом те, кто не может ни дня прожить без социальных сетей. Именно там всего за год Ян Любянец «раскрутил» свое дело: доставку готовой домашней еды. На старте его поддерживала только супруга Татьяна, а сегодня у Яна – многотысячная аудитория.
С пяти утра до двух часов ночи
- – Ян, как вы вообще пришли к решению заняться общепитом?
– Готовить мне нравилось всегда. Образование у меня профильное – я повар. Хотя, скажу честно, думаю, заниматься тем же можно и без образования – был бы навык и желание работать.
В общепите я работал, причем в разных городах. Поэтому понимал, что это за труд. Он сложный. И не только физически, потому что весь день проводишь у плиты. Здесь происходит множество бизнес-процессов, и надо просчитать все, чтобы самому не оказаться в минусе. Риск, конечно, большой.
Когда решили отрыть свое дело, сомнения были. Но нам хотелось работать именно на себя, и это было хорошим стимулом. Когда у тебя семья, ребенок, обязательно надо задумываться, что ты можешь им дать. И деньги – вещь уж точно не последняя. Да, я хотел заработать и заниматься при этом тем, что хорошо умею.
На тот момент я работал на рынке на АБ. Рядом был небольшой киоск, в котором продавали готовую еду – салаты, второе, иногда супы, пирожки. В основном приходили люди, которые работают неподалеку. Потом женщина, которая держала этот киоск, переехала. А люди так и приходили к киоску.
Тогда я понял, что на готовую еду в Бийске есть спрос. Мы с женой подумали и решили попробовать себя в этом направлении.
- – Кто-то помогал?
– Нет, работали только мы с женой. Целый год готовили дома. Представляете: в однушке, с маленьким ребенком. Изо дня в день мы просыпались в пять утра, шли на кухню, готовили, паковали, мыли, развозили. Ложились спать в два часа ночи. Если удавалось освободиться хотя бы к часу – это было счастьем.
- – Чтобы готовить, надо понимать, что клиент точно будет. Как заявляли о себе?
– Через соцсети. При этом на тот момент я вообще особо ими не интересовался. Было как у всех: выкладывал фотографии, что-то писал немного. В самом начале у нас было около сотни подписчиков. Мы написали: так и так, открываем доставку готовой еды.
Заранее мы не готовим – так, чтобы с вечера стояли кастрюли. Конечно, заготовки делаем. Морковку, картошку можно почистить и с вечера, пельмени с мантами налепить. А наутро, когда уже знаешь, на сколько готовишь, это все варишь. Получается, минут за 10–15 можно сварить суп.
Сегодня мы вошли в график, когда на готовку у нас уходит часа два с утра. За это время надо приготовить обеды человек на 120-150.
- – И это все в помещении домашней кухни?
– Уже нет. Готовка дома была первым этапом. Скоро стало понятно, что нужно «переезжать». Иначе и мебель дома портится, и постоянный запах еды стоит, и, главное, теряется понимание того, что нужно отдыхать. Но это была хорошая школа. Когда готовишь дома, следишь, чтобы все было чисто, и потом это внедряется в сознание.
Мы на протяжении нескольких месяцев откладывали деньги, на которые сняли помещение. Перебрались туда не сразу. Оно стояло, я платил аренду, и дальше откладывал деньги на плиты, духовки, холодильник. Копили понемногу, потому что прекрасно понимали: вынимать деньги из оборота нельзя.
Работать в новом месте мы смогли начать, когда там появилось все самое необходимое.
Хорошего мяса мало
- – Много в Бийске тех, кто занимается тем же?
– Не скажу, что я специально отслеживаю. Сейчас получается так, что это либо крупные предприятия, известные кафе, доставки роллов, пиццы, либо мелкие. И выживают не все. Знаю, что есть те, кто пытался работать «под меня», копировать в чем-то, но они уже закрылись. Возможно, что-то не просчитали. Возможно, не ожидали, насколько это тяжелый труд.
Нам удалось пережить и пандемию, и повышение цен на продукты. Во многом это еще благодаря тому, что мы активно работаем в социальных сетях. Я рассказывают не только о еде, но и себе. И делаю это честно, без наигранности.
Мне кажется, что сегодня не хватает такой искренности. Все хотят кому-то что-то доказать. А я никому не навязываюсь. Вот спрашивают у меня: «А у вас котлеты вкусные?» Я честно отвечаю: «Мне вкусные, а какими они покажутся вам – не могу сказать». Но я свою работу делаю на совесть.
- – Кстати, о котлетах. Слышала, вы говорили, что в Бийске проблемы с выбором мяса.
– Да, и не только в Бийске. Хотя для многих это, наверное, открытие. Казалось бы, на каждом шагу продают – и в магазинах, и на рынке. Но когда начинаешь искать нормальное, понимаешь, это трудно.
Мы с этим столкнулись, когда начали лепить на продажу пельмени и манты. Помню, большую партию сделали тогда. Устали. Сварили для себя. Пробуем, а вкус какой-то не тот. И запах противный. При этом само мясо, из которого фарш накрутили, было свежее. Ладно, купил в другом месте. Так же – и вкус, и запах.
Кому сказать – не поверят. Выкинули тогда, что было. Потому что если будешь продавать такой продукт, второй раз к тебе никто не пойдет.
- – И как решился вопрос?
- С тех пор я покупаю только деревенское мясо. Те, кто занимается животноводством, пояснили: корм для животных дорогой, причем настолько, что держать свиней становится просто невыгодно. Поэтому все изощряются сэкономить, как могут. И те, кто выращивает свинок на продажу, просто колют их специальными препаратами. В итоге чушка лежит, ее чем-то пичкают, и она растет. А мясо получается никаким.
Мясо, купленное в деревне, совершенно другое. Оно настоящее. Но у этого есть и обратная сторона. Те, кто никогда не ел такого мяса, просто не знают его вкус. И им он может показаться неприятным. Вот у нас знакомая купила хорошего деревенского мяса, нажарила дома котлет. А ее ребенок их есть отказался. Потому что до этого ел только «промку» – мясо животных, которых растили в промышленном стойле и откармливали, как бройлеров.
Поэтому я нормально отношусь, когда мне пишут: «Купили у вас манты, а мясо с запахом». Так это и есть запах мяса, просто человек его раньше не знал.
- – Чем еще сегодня «берут» клиента на рынке доставки еды?
– Кто чем. Многие, конечно, ориентируются в первую очередь на цену. Но если она низкая, надо понимать: тут явно на чем-то сэкономили. У нас изначально был подход: если делать, то делать хорошо. Я уверен, что только если ты готовишь вкусно и сытно, к тебе обратятся вновь и посоветуют тебя своим знакомым. Поэтому брать «кормовые» макароны я не буду. Лучше куплю те, которые дороже, но они не превратятся в кашу и будут вкусными.
Второй момент – вес порции. Выиграть за счет маленького веса можно, но есть риск, что покупатель будет чувствовать себя обманутым. Особенно если будет сравнивать с другими или с той едой, которую готовит дома сам.
Мы, например, готовим еду именно домашними порциями, и котлета будет весом не 70 граммов, а 130.
Пока без официантов
- – Сейчас вы занимаетесь доставкой еды. А есть желание открыть заведение, куда смогли бы приходить люди?
– Есть. Но возможности сейчас нет. Над этим нужно работать. Это же все дорого – снять помещение, создать оформление, нанять официантов, бармена. Открывать просто столовую я не хочу. Думаю все-таки о заведении уровнем повыше, чтобы туда не просто забегали перекусить, а, например, отметить день рождения.
- – Партнерство будете рассматривать?
– Скорее всего, нет. Ко мне выходили с предложением вместе вести общепит. С моей стороны – люди, готовка, меню. Я бы руководил кухней. С их стороны – оборудование и помещение. Прибыль – пополам. Я долго думал. Все-таки помещение хорошее, чистенькое. Оборудование все новое. Но в итоге не согласился. Хочу работать на себя.
Из «тени» выходят не все
- – Недавно вы заключили соцконтракт с органами соцзащиты, по которому получили средства. Вы следите за такими акциями?
– Сам намеренно информацию о каких-то подобных грантах, конкурсах, не искал. Об этом узнал от знакомой.
Я еще застал времена, когда были комнаты школьников. Сам в такую ходил. А сейчас таких кружков, где детям можно было бы бесплатно заниматься, почти нет. Поэтому у меня есть цель – создать фонд помощи детям, родители которых либо бедные, либо пьют. То есть, помогать ребятам, которые в отличие от своих сверстников чем-то обделены.
Тех, кто думает как я, немало. Если у тебя есть возможность помочь – почему это не сделать? Вот и мы так собрались, решили устроить праздник детям из семей в сложной ситуации. Во время подготовки к нему я познакомился с девушкой, которая и рассказала мне о соцконтрактах. Я решил заявиться.
- – Гладко прошло?
– Нет. Поначалу возникли сложности. Заявку мы подали, но не прошли. Пришел ответ с отказом, и все. Я поделился этим со своими подписчиками, а вскоре на связь со мной вышел Евгений Плахотин с Бийского телевидения. Журналисты помогли, направили запросы в Министерство соцзащиты. После этого нам перезвонили и пригласили на встречу, пояснили, что не так в заявке. Она была написана от Татьяны, моей жены, а ИП зарегистрирован на меня. Мы это исправили и смогли получить поддержку – более 200 тысяч рублей. Все будет направлено в дело. Смогу принять людей на работу.
- – У вас ИП. Но ведь многие не решаются «легализоваться».
– Я их понимаю. Большинство стараются «раскрутиться» без оформления документов. Это дешевле. Чтобы поставить ту же кассу, нужно потрать 50 тысяч рублей. А где их взять, чтобы прямо здесь и сейчас, если только начинаешь? Потом – договор на санусловия, налоги за каждого работника, налоги с продажи. То есть ты все время за что-то платишь.
Для меня получение статуса ИП было необходимо. У нас много клиентов среди предприятий, и им удобно, чтобы у нас был свой расчетный счет. И потом, я задумываюсь о будущем. Возможно, создам франшизу своей торговой марки или магазин по продаже заморозки тех же домашних пельменей. Останавливаться на том, что есть, я не хочу.
Молодец!!!!!!