Сейчас в бийских «трех поросятах» жильцы надеются на помощь из Москвы
Больше десяти лет в Бийске не решается вопрос домов, построенных на ул. Спекова по программе переселения ещё 2011-2012 годов. За это время те, кто имел возможность, давно съехал из "трёх поросят", которые изначально заявляли как суперсовременные дома, построенные по европейским технологиям энергосбережения. По факту тут же дома стали промерзать, полы проваливаться, а в воздухе обнаружили превышение вредных веществ.
Два года назад дома признали непригодным для проживания, но людей отсюда так и не переселили. Почему - теперь будет разбираться Следственный Комитет РФ, председатель которого Александр Бастрыкин взял ситуацию со "спековцами" под личный контроль.
Не пустые надежды
Наталья Одинокова, собственник квартиры в доме по ул.Спекова, 8 оказалась в числе тех жильцов, которые квартиру в знаменитых далеко за пределами Бийска домах "три поросенка", купили. И таких бийчан здесь – большая часть.
– Я покупала квартиру в 2014 году до всевозможных экспертиз, не зная, что недействительны наши кадастровые паспорта, – вспоминает женщина. – Покупка совершена была летом, и было не видно, что здесь все протекает, промерзает, а в домах превышен уровень фенолов и формальдегидов. Естественно, если бы я обо всем знала заранее, я бы себя и своего ребенка в эту ситуацию не поставила.
Наталья работала недалеко, в детском саду, и приобретение квартиры в доме на Спекова показалось ей лучшим вариантом. Но вскоре о спокойной жизни она забыла: когда неприглядная правда о доме всплыла, пришлось начать борьбу за свои права.
– После 2019 года, когда суд не встал на нашу сторону, признав дома «непригодными для проживания, но не аварийными» (с нашей точки зрения, это было несправедливо), мы неоднократно писали в прокуратуру, властям, в следственный комитет, в комитет по правам ребенка. В итоге все спускали на местный уровень, и все отчитывались, как я думаю, что у нас тут все благополучно. В итоге мы ходили по замкнутому кругу, – рассказывает Наталья Одинокова.
Круги ада, иначе и не скажешь, продолжались вплоть до 2023 года, когда жильцы спековских домов обратились в приемную Александра Бастрыкина, председателя Следственного комитета РФ. На их проблему всерьез обратили внимание, и, уже как многие думали безнадежная ситуация, вышла на федеральный уровень. Онлайн-встреча прошла в начале марта.
– От встречи мы ожидали многого, но все наши ожидания эта встреча превзошла, – делятся с корреспондентом «БР» участники онлайн общения.
Непригодные, но жить можно
Александру Бастрыкину бийчане, не скрывая ничего, озвучили все тонкости дела: они рассказали о том, что часть квартир переселяется, а часть жильцов остается в опасных условиях, что по их мнению напрямую нарушает Конституцию РФ.
– В ответ Бастрыкин сказал, что своей репутацией дорожит, и если уже обратил внимание на нашу проблему, то результат будет. Ему мы верим, – добавляет Наталья.
Александр Бастрыкин дал задание провести проверки по обращению жильцов домов по ул. Спекова, почему до этого момента меры так и не предприняты. Через месяц состоится встреча в том же составе, и председателю Следственного Комитета РФ в присутствии заявителей доложат о результатах работы.
– Единственное, что я могу сейчас сказать, что формулировке «дома не пригодны для проживания, но не аварийные», он очень удивился и назначил московскую комиссию, которая приедет и оценит фактическое состояние наших домов, так как все многочисленные экспертизы доказали, что дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению, - говорит один из участников встречи с высокопоставленным лицом.
Дома на ул.Спекова действительно не похожи на жилые, больше на «времянки». Каждой зимой здесь промерзают стены, а в помещениях собирается конденсат. В летнее время чуть легче – можно открыть окна. Но стоит учесть, что вентиляция отсутствует, техническими экспертизами доказано – она не работает и изспользуется лишь тараканами, которым так нравятся эти условия, что вытравить их навсегда нереально.
– Мы задыхаемся от этой пыли, фенолов. Каждый день делаем влажную уборку, но все равно на мебели, на посуде собирается тонкий слой пыли. Мы даже знаем, что это микрочастицы минеральной ваты, которые и оседают у нас в легких, отравляют изнутри, – сообщат жильцы.
– Нужно верить в справедливость, и она восторжествует. Мы не остановимся, по той простой причине, что у нас нет другого выхода, – вздыхает Наталья Одинокова.
Квартиры нет, а проблемы – есть
Удивительно, но в спековские дома успешно селили сирот, квартиры давали как временное жилье, использовали как «маневренный фонд».
Среди «счастливчиков» – Татьяна Файзулина, ныне – жительница дома по ул.Спекова 8/1.
– Как я оказалась в этом "чудесном" доме? Используя материнский капитал, я приобретала жилье для троих несовершеннолетних детей. Когда мы квартиру уже купили, заселились 1 декабря 2015 года, соседи начали говорить про фенолы и формальдегиды, – поясняет Татьяна.
Мириться с ситуацией она не захотела, сразу же написала в СЭС, и попросила провести экспертизу в только что приобретенной квартире. В ответ на это матери троих детей предложили вывезти на сутки всю мебель, и только тогда это станет возможным.
– Но я не местная, приехала из другого региона. Куда я вывезу на сутки свою мебель, и куда положу детей спать? – удивляется она.
В экспертизе было отказано. В дальнейшем, после судебной тяжбы, Татьяне прислали результаты оценки квартиры: «пригодна для проживания» и «все недостатки в домах устранены». Живите спокойно и радуйтесь, как говорится.
При покупке квартиры опека пропустила документы гособразца, кадастровые паспорта этого жилья, но то, что они не действительны, семья узнала случайно.
– Я взяла выписку из ЕГРН и выяснила, что нашей квартиры просто нет, и такого кадастрового номера не существует.
Ребенок начал лысеть
В домах на ул. Спекова в стене заложена стекловата, которая основана на смолах. Они, в свою очередь, выделяют канцерогенные вещества, фенолы и формальдегиды, стало известно жильцам после многочисленных экспертиз. Буквально утром жильцы вытирают пыль, а к вечеру она появляется снова. На вид и ощупь, отличается от обычной, – она густая, смолянистая.
На улице возле спековских домов – тоже непорядок. Земля около канализационных люков проваливается. Жильцы пытались менять окна – и чаще всего, они промерзают вновь. Причем, мастера не могут ничего сделать, говорят: дом построен по типу «холодных складов». Зимой здесь холодно, а летом можно умереть от жары.
Дом даже как-то собирались реконструировать, пока не стало понятно, что это выйдет даже дороже, чем строительство нового: менять надо все, начиная с фундамента.
Тамара Летягина купила здесь квартиру в 2013 году. Первый раз, когда зашла в нее, сначала все показалось нормальным. Но потом начались неполадки.
– Квартира у меня маленькая: 18,4 квадрата. И я так думаю: снесите вы эти дома, да постройте две девятиэтажки, только не воруйте, а хорошее жилье сделайте! И все благодарны будут.
У соседки тети Гали с квартирой, как и у всех – ещё одна общая беда. Мыши ходят под натяжным потолком, а все вещи давно стоят в мешках, накрытые полиэтиленовой пленкой: на случай протечки и от вездесущей пыли. В ванной комнате все шатается и осыпается, полотенцесушитель и коммуникации в том числе.
– Все стены мажешь-мажешь, чтобы как-то их залатать, – говорит она.
Татьяну Николаевну переселили на Спекова «временно», но она здесь с семьей живет уже восьмой год.
– Я сразу сюда не хотела, но нам некуда было идти. Суд последний раз мы выиграли, и через прокуратуру сказали, что нам обязаны предоставить постоянное жилье. Но администрация и жилотдел никак не реагируют, временное жилье превратилось в постоянное.
Однако все «документальные проволочки» и бытовая неустроенность – еще не самое страшное. Воздействие неблагоприятной «домашней» обстановки сильнее всего чувствуют на себе дети, которые как и родители, стали заложниками построенных против всех норм и правил домов.
– У моего младшего ребенка уже начали выпадать волосы: мы проходили врачей, все стандартные анализы хорошие. Единственное, у него выявлена сильная аллергия на тараканов, и в крови – формальдегиды, – Татьяна Файзулина показывает голову сына, по которой расползается нездоровое пятно.
Врачи на их проблему отвечают, что это – влияние отравляющих организм веществ. Единственное лекарство - как можно скорее уехать из места, которое так и не стало домом.
Капец... Почему Нонко др сих пор на свободе? И не отвечает за свои дела. И кроме него всех этих судей, с их формулировками, все эти сэски, тоже надо за решётку. И пусть Нонко покупает им квартиры в соседнем кирпичном доме. У нас полгорода госаппарата надо пересажать. Волосы дыбом встают, когда такие статьи читаешь.