Рабочий день участкового часто ненормированный
Специфика работы участкового уполномоченного в частном секторе отличается от «городских реалий»: здесь часты споры между соседями о границах участка, семейные «разборки» перерастают в драки, а приезжая в частный дом на вызов, полицейским нужно быть начеку – из-за угла может выскочить сторожевой пес. Но самое главное – здесь многие знают своего участкового в лицо. Вот уже семь лет Алексей Витухин, участковый отдела полиции «Заречье», младший лейтенант полиции, следит за порядком на подведомственной ему территории.
До 50 обращений в день
Алексей Витухин родился в Республике Саха, в поселке Чернышевский прожил до 16 лет. После семья переехала в Бийск, где парень поступил в колледж, отучился три курса, и понял, что к выбранной специальности душа не лежит. Пришло время служить в армии: Алексей попал на Дальний Восток, в танковые войска. После возвращения продолжил искать себя: сначала работал сварщиком на частном предприятии, а после вновь поступил в БГК, но уже на юридический. Одновременно с учебой – устроился в полицию.
– Мой друг, который здесь работал оперуполномоченным, предложил пойти помощником участкового, – вспоминает он. – То есть в этом отделе я с 2018 года, проработал почти пять лет.
1 октября 2023 года Алексей Витухин перешел на должность участкового уполномоченного полиции. Полученные за эти годы знания помогли быстро освоиться на «новом, но старом месте».
Работы всегда хватало: в качестве помощника участкового, который закрепляется за старшим участковым отдела полиции, занимался и сопровождением документов, проводил опросы по материалам проверки, навещал граждан, состоящих на профучете. День через день: вызовы к алкоголикам да семейным дебоширам, которые могли вести себя агрессивно.
– Мы без дела никогда не сидим, – рассказывает Алексей. – Допустим, в дежурную часть поступило обращение, его приняли. Если я заступил на суточное дежурство – мы его отрабатываем. Нужно съездить, опросить человека, который подал жалобу, пообщаться с тем, на кого ее оставили. Иногда люди просто хотят что-то уточнить, и тогда мы советуем, куда обратиться дальше.
Сороконожка и ножи
На участке, закрепленном за Алексеем Витухиным, проживает около 3500 человек: от ул.15-ой Гвардейской Кавалерской Дивизии до ул. Боровая. Какие только вопросы не приходится решать участковому в частном секторе: соседи жалуются друг на друга, делят территорию, муж с женой приняли «напитки покрепче», да что-то не поделили, или приревновали друг друга. Или сын у родителей из дома утащил ценности, а еще магазинные кражи, розыск лиц... Ничем уже не удивить участковых, к выполнению любой задачи – готовы.
– Относительно недавно, когда у нас дежурил другой участковый, поступило сообщение от молодой девушки о том, что у нее по кухне бегает сороконожка, – серьезно рассказывает Алексей. – Участковый приехал, ее опросил, «победил» сороконожку. В любом случае берется объяснение с человека, что в отношении него не совершались противоправные действия. Ведь всякое может быть: допустим, девушку кто-то мог удерживать, и она не решилась открыто попросить о помощи, и придумала «сороконожку». Поэтому, отработали вызов, убедились, что все хорошо.
Людям действительно иногда важно просто понять, что помощь – будет. К каждому дежурству, несмотря на кажущуюся рутинность, участковые относятся очень серьезно: например, еженедельно проводится огневая подготовка, обновляются знания правовой базы. Никогда не знаешь, что ждет тебя за дверью чужого дома, когда прибываешь на вызов: очередной бытовой конфликт или угроза оружием.
– Приехали на адрес: поступило сообщение от женщины, что ее пьяный супруг дебоширит, – вспоминает один из таких случаев Алексей. – Зашли с водителем-напарником в дом, а мужчина уже спит. До этого он успел все в доме погромить, полностью разбил машину «Toyota Camry», избил жену. Мы ее опросили, разбудили мужчину. Сначала он отреагировал спокойно, начал одеваться: зашел в комнату, взял кроссовки и вдруг возвращается с двумя ножами. Начал нецензурно выражаться, угрожать оружием. Мы напомнили, что являемся сотрудниками полиции, но мужчина продолжал и дальше вести себя агрессивно. Тогда я достал пистолет из кобуры, так же повторяя о его правах, о моих правах и мерах безопасности. Вскоре он сам бросил ножи.
После нарушитель был доставлен в отдел полиции Заречья, опрошен, проведена беседа. Увы, но часто те, кто подавал заявление, впоследствии просят дело закрыть, мол, помирились. В большинстве случаев, в такие семьи наряд полиции приезжает на постоянной основе.
Кстати, работа на выезде участковым всегда ведется совместно с напарником:
– Я же тоже не Рэмбо, – улыбается Алексей.
Командная работа
Важно в работе и межведомственное взаимодействие. Например, участковый приехал на семейный конфликт мужа и жены, но обратил внимание на то, что в опасной ситуации, в первую очередь, находятся их дети.
– Передаем данные инспектору ПДН, который возьмет эту семью в работу: проведет опрос соседей, проверит наличие еды в холодильнике, обратит внимание на условия жизни детей. Если сигнал подтвердится –составляется протокол в органы опеки, – объясняет Алексей.
Если семья не предпримет меры по изменению этой ситуации, может дойти до постановки на учет, лишения родительских прав, изъятия детей.
– Есть дома, куда заходишь и сразу все понимаешь: потому что с порога стоит ужасный запах. Люди постоянно пьют, не работают, и привыкли так жить.
В зависимости от тяжести преступления, суммы похищенного, причиненного материального ущерба, дело остается у участкового или переходит дальше, ложится на стол к следователю. Так, искать человека, который совершил кражу до двух с половиной тысяч рублей, то есть –административное правонарушение, будет участковый. Если ущерб составил более этой суммы, участковый проведет проверку, все необходимые действия, выявит виновное лицо, далее дело будет передано в органы дознания, следователям, весь собранный материал будет направлен в суд.
Особенно тяжело приходится в праздничные дни, когда люди, в большинстве своем, отдыхают, предаваясь алкогольным возлияниям.
– Очень хорошо помню свое первое дежурство на Новый год, с первого на второе число, – кивает Алексей Витухин. – Это время, когда многие очнулись: избитые и побитые, у кого-то что-то украли... Сорок восемь вызовов было! Причем, все вызовы такие, где требовалось не просто побеседовать – были совершены преступления, их необходимо полноценно отработать. С восьми утра я выехал, и только в восемь утра следующего дня – вернулся. И до обеда – работа с бумагами, потому что следующий наряд уже сел и уехал, нельзя было им это оставлять. Дело свое до конца сделал, и пошел спокойно домой. Больше при мне такого не было, и не хочу, чтобы повторилось.
Не каждый выдержит напряженную, трудную работу участкового, лишенную «киношной» романтики. Но есть важные вещи, которые помогают: хороший коллектив, грамотное руководство.
– Первый год работы, да, было тяжело, потому что все для меня в этой профессии было ново, непонятно. Но я довольно быстро научился, привык, остался – мне комфортно работать в этом коллективе, у нас замечательное начальство, – говорит Алексей.
Осторожно, злая собака
Еще одна опасность работы участковым в Заречье состоит в том, что в каждом дворе – собаки. Такова специфика частного сектора, и Алексей даже носит с собой специальную палку, если произойдет нападение агрессора.
– Конечно, мы стучимся и ждем, чтобы кто-то вышел, если время терпит. Если есть призыв о помощи или действовать надо быстро, наготове палка, которой можно хоть как-то отпугнуть пса, – поясняет он.
Собаки здесь встречаются и за пределами домов: жалобы поступают на животных на самовыгуле, которые сбиваются в стаи. Вызывают участкового также, если человека укусила собака, или соседская псина – переходит на чужую территорию.
– Если у собаки есть хозяин, с него берется объяснение, например, что она сорвалась с цепи, а кому-то даже придется выплачивать штраф. Если животное безнадзорное – вызывается служба, его отлавливают, – отмечает Алексей.
Не все люди понимают, что участковый всегда работает в рамках законодательства РФ, и не все может решить на месте, за один раз.
– Обращается к нам бабушка, к примеру, возмущается – не скашивает сосед траву у забора: заставьте его ее убрать. Общаемся с соседом – он обещает, но объясняет – родственников нет, сам – инвалид без ноги. Но вот он не скосит эту траву, и бабушка будет говорить – «плохой участковый». Но в данном случае мы можем воздействовать на человека только беседой, не пистолет же ему к виску подставлять? Если сосед поймет, найдет силы, сделает.
«Моя земля», «моя клумба», «мое дерево» и тому подобное – ежедневные сообщения. Участковый – почти психолог в решении этих жизненных проблем. И кажется, что даже когда заканчивается дежурство, форма – на вешалке, он все равно, уже не прилагая усилий, поддерживает порядок.
– Я живу в новостройках, там очень много переселенцев, в том числе, из заречья, правонарушители, с которыми я работал, – хитро улыбается Алексей Витухин. – Идешь, бывает, поглядываешь на них, а они – на тебя. И ты ничего не делаешь, и они – ничего. Всё понимают.
Грамоты это конечно хорошо, только что же его в звании не повысят, если он такой ответственный товарищ ?