Производители выпускают все меньше и меньше упаковок с уменьшенным объемом и весом ради сохранения цены
По данным исследовательской компании NTech, такой прием, как шринкфляция (снижение количества, объема или веса упаковки при сохранении цены), пока еще сохраняется на рынке, но ее темпы замедляются, пишет "Российская газета".
Так, в третьем квартале 2023 года отмечался рост в 3,5%. Однако через год спустя прибавка составила уже менее 2%. Такой прием активно используют в бакалее (почти плюс 5%), хлебобулочных изделиях (более 4%). При этом зафиксировано, что в молочных продуктах пачек по 970 или 930 мл больше не прибавляется. Такая же ситуация - в кормах для животных.
Шринкфляция - один из механизмов увеличения продаж продуктов, которые покупатели приобретают исходя из цены за упаковку, а не килограмм или литр. Однако такой подход работает не всегда и не по всем товарам, поскольку цена не единственный фактор, на который опираются покупатели, считает он.
По отдельным категориям товаров, наоборот, стали появляться позиции с большей, чем привычный размер, упаковкой, говорит Ардалионов. Хороший пример в этом смысле - молоко, которое стало чаще продаваться не упаковках объемом 930 г, а 1,4 или 2 литра.
"Такие продукты выбирают не исходя из цены за упаковку, а по другим причинам, в том числе для семейного потребления, исходя из экономии за счет фактического объема. Что и привело к снижению темпов шринкфляции", - объясняет директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Большую роль в этом играет активное растущий рынок онлайн-торговли с доставкой на дом - тяжелые пачки можно не таскать самостоятельно, не тратить время на поход в магазин. И производители улавливают эти настроения.
Согласно аналитике, в 2024 году в среднем на 35% увеличились объемы упаковок таких товаров, как кондиционеры для белья, гели для стирки, чистящие средства, шампуни, бальзамы для волос и гели для душа. Тенденции на бережливость сохраняются.
К шринкфляции российских производителей толкнула инфляция, таким образом они пытались не так резко повышать цены на продукты. Однако сейчас бизнес приходит к пониманию, что стандартный литр или килограмм дополнительно стимулирует спрос на товары. Ведь если на одной полке стоят пачки молока 970 мл и 1 л (при тех же качественных характеристиках и цене), потребитель очевидно выберет второй вариант.