Страдают от «текущей крыши» все жители второго этажа
В селе Мало-Енисейском Бийского района каждый раз, когда «плачут небеса» – плачут и люди, проживающие в доме по ул. Новая, 28. Ни простые потолки с побелкой, ни натяжные, не выдерживают натиска непогоды. Все дело в том, что около 40 лет здесь не проводился капитальный ремонт крыши. Последние полтора года жители дома, а в основном, это пожилые люди, вынуждены приспосабливаться к нескончаемой капели с потолка.
На полу не ковры, а тазики
Дом, хоть и многоквартирный, небольшой и уютный. Каждому, кто придет сюда, хочется снять обувь уже на пороге в подъезд: под ногами вязанные бабушками коврики, на стенах – картины из алмазной мозаики, на подоконниках – цветы.

Всего в доме 24 квартиры, из них 12 – на втором, последнем этаже. Плоская крыша изначально была сделана на совесть, но не самыми лучшими материалами, простым рубероидом. Летом он нагревается, а зимой лопается от холода. Жители дома ежемесячно платят по квитанциям не только за коммунальные услуги, но и за капремонт.
Одна из самых печальных ситуаций сложилась у Екатерины Жуковой, в ее квартире нет комнаты, где бы с потолка не сыпалась штукатурка и не лилась вода. Пожилая женщина даже спать вынуждена на диване, покрытом клеенкой.

А ведь квартиру здесь, в доме на ул. Новая, 28, она получила заслуженно – всю жизнь отработала на птицефабрике, удостоилась звания ветеран труда.
– Все началось с четвертого подъезда, крыша стала протекать, – вспоминает Екатерина Степановна. – Конечно, мы сами лазили, латали, но в одном месте сделаем , в другом уже бежит. Вода всегда находит себе путь. И вот уже третий год ситуация очень сложная: как только дождь на улице – так и в квартире дождь. Приходится тазики ставить и тряпки подстилать. Ни ковров не повесить на стену, ни паласы постелить. Живем, как на вокзале. Иной раз даже тазик не знаешь, куда подставить: с кровати встаю – и в лужу!
Определить, в каком месте необходимо устранить течь, очень сложно. Да и некому – кто живет в селе? В доме остались, в основном, пенсионеры. Те из них, кто пободрее, даже самостоятельно забирались на крышу. От увиденного только приходили в ужас: плиты уложены неровно, вода между них и бежит.
Сливают воду с потолка
Ежедневно стены и потолок помещений отмокают – известка, как пушистый снег, летит хлопьями. Жильцы, имеющие проблемы с дыханием, уже давно почувствовали ухудшение здоровья: влажность и плесень, впрочем, на пользу никому не идут. На кухне то и дело моргает свет, замыкание – дело обычное, уже и проводку меняли. Но дело ведь не в этом.
– Утром убрала воду, а к вечеру можно опять начинать. Смысла делать ремонт уже нет, пока не починят крышу, – со слезами на глазах объясняет Екатерина Степановна. – В фонд капитального ремонта мы отчисляем деньги – все квитанции у меня на руках. Каждый месяц 770 рублей только с этой квартиры.

Увы, не все так ответственно относятся к «платежкам», тут же вздыхает пожилая женщина. Ниже этажом живет мужчина, и он, по словам соседей, буквально ни за что не платит. В квартире рядом – то же самое.
– Если ничего не сделать – дом просто рухнет, вода его размоет. А нам сказали, что капремонт положен только в 2045 году, – всплескивает руками Екатерина Жукова. – Я столько лет здесь жила, работала и на пенсии вот так, как попало, выживать не хочется.

Беда, конечно, разлилась ручьем не только в этой квартире – пенсионерки просили помощи и у своих родных, и знакомых. Мужчины лазили на крышу, что-то пытались сделать, но там все настолько разрушено, что ручным трудам, да без больших вложений, уже ничего не исправить – трещины и ямы, говорят они об увиденном. Так, ремонт части крыши над одной квартирой частники обсчитали в 200 тысяч рублей.

Татьяна Дайбова тоже живет в доме с первого дня, как его сдали.
– 40 лет назад дом был хороший, все жили весело. Никаких причин не было грустить, – вспоминает она. – Вышла на пенсию, дети разъехались, а муж умер. Последние полтора года когда дождь идет – у меня в квартире льет везде, тазики даже не убираю. Даже один день дождь пройдет, у меня еще неделю может капать.

У Татьяны Николаевны в доме подвесные потолки, в которых и скапливается вода. Чтобы ее как-то сгонять оттуда, пришлось выкрутили лампочки и через получившиеся отверстия сливать, а потом все просушивать.
Осталось "подкопить"
Жители многоквартирного дома о своей проблеме не молчат: писали обращения в район, прокуратуру, в региональный Минстрой. Отовсюду один ответ – для проведения капремонта сумма на счету дома недостаточна.

– Представитель данного дома к нам обращалась в апреле 2024 года, ответ предоставили 26 апреля этого же года, в котором прокомментировали, что хотим упомянуть данный дом в краткосрочных планах по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на 2023-2025 год, – рассказывает Егор Боровиков, и.о. заместителя главы администрации района начальника управления ЖКХ Бийского района. – Однако в Минстрое отметили, что собираемость взносов в доме невысокая, на сегодняшний день это всего 82%. Минстрой и мы в своем ответе заявителям говорили, что даже при прогнозируемом поступлении за весь период 100% взноса средств на капремонт, выполнить данные работы не представляется возможным. Так как взнос, например, за 1 кв. м за апрель составляет всего 11 рублей 32 копейки. Минстроем Алтайского края и администрацией Бийского района были даны рекомендации собственникам многоквартирного дома в том, чтобы рассмотреть вопрос об увеличении размера взноса до размера, достаточного для проведения капремонта.

Денежные средства аккумулируются на счете многоквартирного дома, эта информация размещена в открытом доступе на сайте фонда капремонта. Каждый может посмотреть собираемость по своему дому, сколько средств лежит на счете. В самой программе финансирования капремонта участвуют непосредственно собственники многоквартирного дома с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов по Алтайскому краю.
Такие крыши положено через каждый год гудронить.