В ресурсной квартире может проживать одновременно не более восьми человек
23 декабря 2025г. в Бийске состоялось первое заселение в квартиру, расположенную при «Краевом социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда». Она рассчитана на одновременное проживание двух семей с детьми, сроком на три месяца. За это время специалисты центра помогают родителям решить различные накопившиеся у них проблемы, при этом не теряется семейная связь.
В помещение со свежим ремонтом, новой мебелью и техникой уже прибыли первые постояльцы. В одну комнату поселилась Надежда, у многодетной мамы четверо детей. В другую отец-одиночка с сыном и дочкой, и это – первый случай в Алтайском крае, когда подобным видом помощи пользуется мужчина. Как благодаря сотрудникам центра семьи наладили свой быт и для кого предназначена новая квартира с мотивирующей приставкой «ресурсная», узнала корреспондент «БР».
Учат быть папами и мамами
Раньше в этой части здания знакомого многим бийчанам центра «Надежда» располагалась детская группа, теперь – две ресурсные квартиры, которые стали его структурным подразделением. Совершенно бесплатно, однако под круглосуточным присмотром сотрудников центра, здесь будут проживать семьи, нуждающиеся в помощи. При этом, самое главное, что рядом будут их дети, которые ввиду разных трудных ситуаций, скорее всего, жили бы или отдельно или в неподходящих для них условиях.
Здесь есть все для того, чтобы начать заново, с чистого листа. Почти как дома: в зоне ответственности взрослых остается покупка продуктов и вещей, приготовление еды, уход за детьми, помощь им с уроками. То, что люди, чаще всего ранее проживающие в достаточно скромных, стесненных условиях, оказываются, даже временно, там, где много функциональной техники, где тепло и комфортно, стимулирует их по-другому взглянуть на прошлое. Многие не раз лечились от алкогольной зависимости, теряли связь с детьми. Сейчас они рядом, и это, как утверждают специалисты «Надежды», очень важный этап реабилитации.
– На средства, выделенные министерством социальной защиты Алтайского края, проведены ремонтные работы входной зоны, комнат, закуплена новая мебель и современная техника, – рассказывает Елена Воронцова, директор КГБУСО «Краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда». – Все сделано так, чтобы было удобно: дети складывают вещи в тумбочку, приучаются к порядку, уроки делают за письменным столом. Кухня рассчитана сразу на несколько семей, а постирать и погладить белье можно в хозяйственно-бытовом помещении. У нас продуман и тот момент, что родители обязательно будут чем-то заниматься – это их обязанность.
Ранним утром, после того, как соберет и проводит детей в школу, Алексей, отец-одиночка, один из первых проживающих здесь, без всяких вопросов об обязанностях берет лопату и расчищает снег с крыльца и ближайшей территории. Потом спешит на работу – сейчас он обучается на слесаря-механика. После множества взлетов и падений, мужчина проходил реабилитацию от алкогольной зависимости, он снова учится быть отцом.
– Окончил 9 классов, учился на повара, пытался работать по профессии, но потом понял, что это не мое. Начал заниматься животноводством. С мамой детей познакомился в горах, она горничной на турбазе была, а я пас коров, – рассказывает о себе Алексей. – Я тоже без матери рос, отец с бабушкой растили. Отец злоупотреблял выпивкой, а бабушка очень хорошая была.
Судьба у него сложная, мать детей бросила, найти ее не получается до сих пор, известно лишь, что она уехала в поисках лучшей жизни в Московскую область. Алексей, который проживал в Красногорском районе, сначала поддался влиянию деревенского окружения, запил. Но детей не оставил, несмотря на то, что надеяться мог только на себя. В прошлом году сам принял решение о госпитализации в бийский наркодиспансер, а сына и дочь устроил в центр «Надежда». Потом был срыв и снова лечение, после которого мужчина стабилизировался. Воспользовавшись предложением поселиться всем вместе в ресурсную квартиру, он наконец-то обрел то, что ему было так необходимо – поддержку.
– Со всех сторон Алексея только ругали, даже когда он уже не злоупотреблял алкоголем. Но только представьте – не было ни одного момента, когда бы он предал свою семью, – замечает Елена Сысоева, заведующая стационарным отделением. – Доверие родителей к нам появилось еще с того момента, как в центре стали проживать их дети, пока они проходили лечение.
Алексей, сначала немногословный, с охотой говорит о своих детях. Теперь он видит, как они растут и развиваются. Они – его главная мотивация.
– Правда, много увлечений новых у них появилось, – кивает он. – Дочка, Арсения, начала очень хорошо рисовать, а сын Ефрем увлекся лепкой из пластилина. Моих детей очень хвалят в школе. Я им только немного помогаю, смотрю, все ли уроки сделали, учебники в рюкзак сложили.
После того, как срок проживания в ресурсной квартире подойдет к концу, Алексей планирует остаться в Бийске, потому что здесь перспектив для его семьи больше, чем в деревне.
Лучше вместе или врозь?
Днем на квартире дежурит один специалист, а вечером, с 17.00 ч., его сменяет другой. Таким образом, под присмотром не только дети, но и взрослые, которые учатся шаг за шагом выстраивать свой быт. Как и предполагалось, ресурсные квартиры будут очень востребованы – уже определена очередь. Однако сначала специалисты должны завершить работу с первыми постояльцами, в некоторых случаях возможно продление срока проживания.
– У Алексея проблемы с жильем – у него есть дом, но там живут другие родственники, злоупотребляющие алкоголем, и мы боимся элемента срыва. Будем решать, как поступить дальше. Надежде Петровне, многодетной маме, помогаем в процедуре установления факта отцовства, к вопросу уже подключилась прокуратура Солтонского района, – рассказывает Елена Викторовна. – Самое главное сейчас – сделать для наших родителей такую обычную жизнь нормой, для этого здесь с ними общаются наркологи и психолог. Специалисты центра занятости помогают сориентироваться на дальнейшее трудоустройство, в том числе возможен переезд на другую территорию с предоставлением жилья. Но по итогу выбор за ними: или ты идешь дальше, на ступеньку выше, либо оступишься и снова назад.
Кажется, что срок в три месяца уж очень мал, специалисты-наркологи отмечают, что под наблюдением человеку с зависимостями хорошо бы побыть полтора-два года. Но и по условиям центра это невозможно – в таком случае, помощь получит гораздо меньшее количество людей, и проживающие не должны привыкать к «тепличным» условиям.
– Ресурсные квартиры – это веяние времени, – продолжает Елена Воронцова. – Но надо понимать, что такой формат подходит не всем. Важно не навредить, ведь у многих нарушены внутрисемейные отношения, где-то, к сожалению, случается и жестокое обращение с детьми. В таком случае, ребенок должен пожить отдельно от родителей, пока с теми работают специалисты.
Во второй комнате, где стоят двухъярусные кровати, живет многодетная семья Надежды. Ее поддержали и на первом этапе, когда женщина провела в больнице 1,5 месяца, дети тем временем находились в центре, и после – предложили попробовать пожить в ресурсной квартире. У женщины очень хороший прогресс, в здоровье и благополучие их семьи верят не только сотрудники «Надежды», но и, что немаловажно, ее собственные дети.
– Как только нам предложили такой вариант, я сразу согласилась, потому что рядом с ребятёшками, вместе, они очень рады. Сейчас я в себе чувствую силы к изменениям, – говорит Надежда. – Отец детей погиб и мне помогают оформить все необходимые документы, не знаю, как бы сама со всем этим справилась. Да и вообще, когда впервые здесь оказалась, конечно, удивилась. Например, плитку индукционную никогда не видела. Вафельницу вот освоили – рецепт в интернете нашла и вместе с детьми сегодня напекли мягких печенюшек.
Детям Надежды рядом с мамой тоже легче, благодаря ее доброму слову, ставшим привычными вечерним объятиям, появился стимул проявлять старание в учебе, спорте. Например, 17-летний Миша не пропускает тренировки, 13-летняя Ксюша собирает конструкторы и алмазную мозаику, и, конечно, вовсю интересуется косметикой. Младший, Саша, подражает старшему брату, и это – хороший ориентир.
– Надежда – одна из тех неравнодушных матерей, которая изначально была настроена на восстановление семьи. Никогда не упускала возможности увидеть детей, раз-два в неделю пообщаться с ними, приезжала на все мероприятия, – вспоминает Елена Сысоева. – Конечно, мы очень волновались, когда она впервые вернулась в деревню, чтобы взять необходимые документы, встретилась с окружением. Но она вернулась, уже понимая, что может не пить. Надеемся, что так будет и дальше.
Быт не заел
В ресурсной квартире никогда не бывает пусто, а проживающие здесь ребятишки уже сдружились. При этом, пространство рассчитано очень гармонично, так что нет ни тесноты, ни обид. Несколько кабинок для душа, просторный зал для игр и просмотра ТВ, отдельный кабинет для сотрудника центра, а также две зоны для приготовления пищи на кухне. Взаимовыручка – прилагается.
– Если родители немного задерживаются, то дети не останутся голодными. Есть специалист, который поможет ребятам согреть или приготовить еду, – объясняет директор центра. – У нас в планах сделать технологические карты: например, чтобы сварить борщ, какая раскладка должна быть на семью из пяти человек? Всегда готов оказать помощь медик, да и поликлиника здесь рядом.
Не менее важно и психологическое здоровье проживающих, поэтому Анна Киселева, психолог центра «Надежда», ежедневно приходит в гости в ресурсную квартиру.
– Перед нами стоит грандиозная задача – дать шанс родителям на исправление, чтобы они восстановили свою прежнюю жизнь и стали лучше. Но мини-задача – стабилизировать их эмоциональное состояние, – объясняет Анна Владимировна. – Когда они оступились и их направили на лечение, это был колоссальный стресс и для них, и для их детей. У нас в работе очень востребовано мотивационное интервью, мы разговариваем и они сами анализируют свои поступки. Дети, конечно, от природы своей очень любят родителей, какими бы они ни были. Но когда они видят, что мама или папа стремятся к изменениям, очень гордятся родителями. Здесь, в ресурсной квартире, все нацелено на восстановление семейных традиций – начиная с малого, вместе ужинать, ходить в магазин, делать уроки. Для нас – это обыкновенный быт, а для них очень важное событие.










Горбатого-могила исправит