За три месяца перевозок муниципалитет готов заплатить почти 30 млн рублей
Администрация Бийска объявила тендер на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом - то есть трамваем.
Проект контракта предусматривает работу с начала января по конец марта 2025 года. За три месяца обеспечения трамвайного сообщения муниципалитет готов заплатить 27,8 млн руб.
За эти деньги перевозчик должен обеспечить выход транспорта на 11 маршрутов:
- № 1 "Лесозавод – Лесная – Западное кольцо";
- № 1А "Лесозавод - Садовая - Западное кольцо";
- № 1 (3Б) "Лесозавод – Лесная - Южная";
- № 1 (3А) "Лесозавод - Садовая - Южная";
- № 2С "Кольцо Маяковского – Кутузова – Садовое кольцо";
- № 3Б "Кольцо Коммунарский – Лесная - Южная";
- № 3А "Кольцо Коммунарский – Садовая – Южная";
- № 4 "Кольцо Коммунарский – Лесная – Западное кольцо";
- № 4А "Кольцо Коммунарский – Садовая – Западное кольцо";
- № 5 "Кольцо Коммунарский – Льнокомбинат";
- № 6 "Кольцо Маяковского – Стадион Прогресс – Садовая - Западное кольцо".
В проекте контракта указано, что параметры маршрутов изменяются по предложению заказчика - то есть администрации города, при этом не допускается включения в контракт дополнительных маршрутов. Перевозчик обязан обеспечить оснащение транспортных средств бортовым навигационным оборудованием и оборудованием для оплаты проезда картами "электронный проездной".
Есть требования и к вагонам. Внешние поверхности кузова должны быть чистыми, без значительных следов повреждений и коррозии. Сам подрядчик вправе размещать рекламные и информационные материалы на транспортных средствах без согласования с заказчиком.
Очевидно, что в Бийске оказать услуги пассажирских перевозок трамваем может лишь одно предприятие - МУП "Бийскгортранс", ставший в 2019 году по сути преемником банкротившегося тогда Бийского трамвайного управления. К слову, последний раз подобные конкурсы проводили в ноябре 2021 года, когда право на трамвайные перевозки выиграл "Бийскгортранс". Тем контрактом была предусмотрена работа на трамвайных маршрутах до конца 2024 года.
Однако эти цифры, скорее, говорят о готовности выделения городским бюджетом средств на трамвайное сообщение. Так, начальная максимальная цена нового готовящегося контракта определена с учетом объема выделенных бюджетных средств - тех самых 27,8 млн руб. При этом фактическая доказанная стоимость контракта только за три месяца 2025 года должна быть существенно выше - 106,8 млн руб.
Считается она по следующей схеме. Из максимальной стоимости работ (156,6 млн руб.) с учетом расходов на зарплату сотрудников, социальных отчислений, платы за электроэнергию и содержание транспортной инфраструктуры, ремонта, срока службы транспортных средств, рентабельности и прочего вычитают субсидии за перевозку льготников (1,8 млн руб.) и планируемую к получению плату за проезд от пассажиров (45 млн руб.)
Согласно таким же подсчетам, за период работы с 2021 по 2024 годы стоимость контракта должна была бы превышать 825 млн руб.
Сейчас "Бийскгортранс", как и его предшественник, стал получать иски с требованием погасить задолженности. Так, по итогам 2023 года у МУПа чистый убыток составил 8,1 млн руб. В сравнении с долгами, которые привели к банкротству Бийское трамвайное управление - 136 млн руб. - не так уж и много, однако общая тенденция понятна. По всей видимости, город идет пути поддержки предприятия, осуществляющего трамвайное сообщение, ведь на сегодня это единственный вид транспорта, способный вывезти пассажиров, направляющихся на работу в промзону на заводы оборонной промышленности.
Вспомнилось. Приснилось однажды, что бывают частные трамваи. Типа, по городу есть пара ответвлений от линии, ведущих к компактным боксам на один вагон, там частные вагоны ночуют, а днем выходят в рейс по общим линиям.