Нехватка водителей автобусов у отдельных перевозчиков доходит до 50 процентов
В Бийске не утихает поток жалоб на работу общественного транспорта. Пассажиры сообщают о том, что ждать автобусы даже на таких востребованных маршрутах, как №№ 23 и 35, порой приходится по 40 минут. На рейсах из Заречья и вовсе даже бессмысленны попытки влезть в салон – пассажиров там битком. О проблемах сообщают и жители отдаленных поселков, для которых автобусное сообщение – единственная транспортная связь с центром.
Конечно, сетовали на перевозчиков бийчане и прежде, но со вступлением в силу в конце 2024 года нового муниципального контракта на обслуживание маршрутов поток подобных сообщений превратился в настоящий вал.
Значит, будут штрафы
В администрации поясняют: причин сразу несколько.
Во-первых, при формировании схемы маршрутов было пересмотрено и расписание рейсов, к чему пассажиры еще не привыкли, и приходят на остановки по старому времени.
Во-вторых, на маршрутах произошла смена перевозчиков, и водители, прежде работавшие на других маршрутах, пока не «прикатались» по новым.
В-третьих и основных – кадровый вопрос. В Бийске сложилась острая нехватка водителей автобусов.
Как бы то ни было, контракт с администрацией города все перевозчики подписали, взяв на себя обязательства обслуживать маршруты. Не справились – придется отвечать.
– Претензии в адрес перевозчиков мы составляем по итогам отчетного периода, то есть за каждый месяц работы. Причем отдельно по каждому маршруту, – поясняет Александр Заровняев, заместитель главы города по вопросам ЖКХ и транспорта. – Мы рассматриваем исполнение контракта, как соблюдались условия, какие были сбои на маршрутах, ведь по отдельным из них есть исполнение в 90 процентов, а то и меньше.
Как пояснил Александр Валерьевич, в данном случае речь идет уже не о предупреждениях, а о штрафных санкциях. Претензионная работа ведется, идет подсчет суммы штрафов с последующим выставлением автопредпринимателям.
Это не офис
Получается замкнутый круг. С одной стороны, есть условия контракта, и их нужно выполнять. С другой стороны, все перевозчики заявляют об общей проблеме: есть автобусы, но нет водителей.
Соответственно, чтобы худо-бедно выводить машины на линию, приходится уговаривать тех водителей, что есть, выйти дополнительно в рейс-другой. Отсюда – переработки, усталость, невнимательность на дороге, а порой и грубость в отношении пассажиров.
К слову, и горожане, которые пользуются услугами общественного транспорта, за словом в карман не лезут, обвиняя водителей в отставании от графика и переполненности салона, а то и неудобной схеме маршрута, к чему уж точно человек за рулем автобуса отношения не имеет.
В «БР» мы не раз поднимали темы, когда между пассажирами и экипажем вспыхивали конфликты. Перевозчики говорят, что такие стычки нередко становятся последней каплей, когда водитель просто встает и говорит: «Завтра не выйду, увольняюсь!»
Кстати, порой и соседи по пассажирскому креслу вставали за защиту экипажа, поясняя это тем, что у них самих в семье есть водители автобусов, а потому им хорошо известно, во сколько приходится вставать транспортникам, в каких условиях работать и когда возвращаться домой.

Но и условия работы далеко не офисные: ранний подъем, предрейсовый медосмотр, сидячая работа с вытекающими отсюда проблемами спины и шеи, невозможность нормально перекусить, постоянные перепады температуры в салоне, особенно зимой, влияние выхлопных газов, стресс из-за дорог и пробок, ссоры с пассажирами, переработки и прочее.
В то же время на заводах оборонной промышленности зарплату предлагают выше, а условия работы – лучше. Туда и уходят многие водители. И замены им пока нет.
То пусто, то густо
Примечательно, что «исчезают» не только водители, но и пассажиры. Можно, конечно, поспорить: откуда же тогда толпы на остановках в ожидании транспорта и забитые салоны? Все так, но только в часы пик.
– В последние полгода мы фиксируем резкое падение пассажиропотока, – говорит Александр Заровняев. – Пассажиров много утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда возвращаются домой. А днем салоны буквально пустые – и в автобусах, и в трамваях. Даже на таких маршрутах, как №№ 23 или 35, днем много свободных мест. Меньше всего пассажиров в период с 13 до 16 часов.
Казалось бы, должно быть иначе. Как минимум, люди едут в промзону, где заводы работают не в одну смену. Однако предприятия, которые также долгое время заявляли о необходимости решить транспортный вопрос для доставки работников предприятий, взяли инициативу в свои руки.
Так, по данным «БР», предприятия оборонно-промышленного комплекса приобрели автобусы. Заводы и промышленные предприятия запустили рейсы для доставки своих работников.
Соответственно, в них пересела часть пассажиров, которые ранее пользовались городским транспортом, а обслуживать маршруты до заводов ушли те же водители, что раньше работали по городу. Отток людей с общественного транспорта усилился сразу по нескольким уровням, а кадровый вопрос обострился с новой силой.
Кто повезет в сады?
Впереди еще более напряженный период – старт садоводческого сезона.
– В отличие от предыдущих лет, когда контракты на обслуживание этих маршрутов разыгрывали отдельно, сейчас они внесены в общий пакет маршрутов, которые входят в муниципальный контракт. То есть перевозчики на них уже есть, – говорит Александр Заровняев.

– Заинтересованность в том, чтобы в сферу пассажироперевозок приходили новые люди, есть и у администрации города, и у перевозчиков. Автопредприниматели готовы оплачивать обучение на права категории D, но заинтересованности у самих бийчан нет, – продолжает Александр Заровняев. – Объявления о приеме на работу размещаются регулярно, отрабатываем вопрос с Центром занятости, но откликов нет. Не слышал, чтобы за последние полгода приходили новые водители.
Перевозчики подчеркивают: сегодня за рулем автобуса, как правило, люди в возрасте от 45 лет и старше. Притока молодежи нет. Даже рекомендации сотрудников ГАИ убрать с линии того или иного водителя автобуса из-за возраста автопредпринимателям приходится игнорировать, поясняя: ставить на его место некого.
Среди основных нарушений – непредоставление преимущества движения пешеходам, нарушение правил проезда перекрестков, превышение количества пассажиров в салоне.
В итоге складывается ситуация, когда администрация города как организатор маршрутов оказывается условным заложником перевозчиков, а те в свою очередь – водителей.
Вот уже и в медиапространстве поднимают вопрос: а не случится ли так, что перевозчики просто уйдут с маршрута? Теоретически такое возможно, признают в администрации города. Тем более, что подобная ситуация еще свежа в памяти: сразу несколько перевозчиков отказались обслуживать маршрут № 55. А если подобное повторится? Да, конечно, после этого автопредприниматели окажутся в черном списке поставщиков услуг, но ведь и на их место очередь не стоит. И кто в итоге останется в проигравших – еще большой вопрос.
автора выдает его рабоче-крестьянское происхождение: что за выражение "влезть в салон"?! Дальше даже читать не смогла, просто рука-лицо! Не путайте обычную жизнь, где вы так разговариваете и нормальный текст, который вы пишите вроде бы как журналисты. Хотя, может автор только "влазить" и умеет - причем повсюду и без вспомогательных моющих средств)))