Предприятию не хватает средств для повышения зарплат и модернизации оборудования
В Бийске обсудили проблемы, связанные с работой электротранспорта. Трамвай в Бийске, традиционно показывавший в последние годы падение пассажиропотока, с усилением работы оборонных предприятий вновь оказался как никогда востребованным. Однако сил и средств, чтобы вывезти утром людей в промзону, а вечером – забрать их в города, едва-едва хватает.
Автобус не вывезет
Как отметил на августовском заседании Думы Бийска Евгений Беляев, директор МУП «Бийскгортранс», в сторону оборонных предприятий отмечается кратный рост пассажиропотока. И никакой транспорт кроме трамвая такие массы людей перевезти не способен.
- Хочу напомнить, что трамвайное депо в Бийске вообще открывалось именно как транспортный цех химкомбината. Доставка работников всех оборонных предприятий была завязана на нас. В советское время мы перевозили около 40 тысяч пассажиров, - говорит Евгений Беляев. – 2023-2024 годы показали несоответствие возможностей как персонала, так и инфраструктуры тем вызовам, о которых заявляют БОЗ и «Сибприбормаш».
То, что трамвай промзоне нужен, подтверждает и Сергей Ларейкин, первый заместитель директора БОЗ - филиала ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», председатель Думы Бийска. По его словам, запустить автобусы, которые бы доставляли людей на заводы, штат которых планируют только увеличивать, не получится – автотранспорт на дороге в промзону в 7-8 часов утра стоит в единой пробке. В трамваях, которые идут по утрам туда же, – тоже толкучка.
Как говорят в МУП «Бийскгортранс», вопрос перевозок предприятие пока закрывает, но есть проблемы, решение которых не терпит отлагательств. Прежде всего потребности сложились в кадрах и вагонах. Ни того ни другого уже сейчас заметно не хватает.
Получают в три раза больше
Беда с кадрами - ситуация характерная для большинства МУПов. До этого о проблемах нехватки сотрудников рассказывали в «Водоканале». В «Бийскгортрансе» дела не лучше.
Притока новых сотрудников – особенно водителей трамваев – нет. В прошлом году удалось набрать на обучение группу из четырех человек (правда, из них работать остались только двое). В этом году набрать группу не удалось вовсе. А обучение, к слову, занимает полгода.
- Мы не можем предложить им ни комфортной работы («машины» у нас конца 1970-80-х годов), ни высокой зарплаты, - поясняет Евгений Беляев. – Я могу обещать только 35-37 тысяч рублей, а рядом висит объявление, что на оборонку нужны сотрудники с зарплатой 70 тысяч. Противостоять сложно.
В итоге, как говорит директор МУПа, если раньше штат предприятия редел на 10 процентов в год, то в 2024-м столько же ушло уже за полгода.
Среди депутатов Думы родилось предложение – почему бы не увеличить стоимость проезда в трамвае, раз уж на них бийчане «едут за высокими зарплатами».
В «Бийскгортрансе», надо отдать должное, идею не поддержали, пояснив, что стоимость проезда в общественном транспорте - вопрос не только экономический, но и политический, и посоветовали не гнаться за тарифами других городов, где уровень жизни ощутимо выше.
По словам Евгений Беляева, исправить ситуацию может только внешнее финансирование.
- Субсидирование пошло в минус, а транспорт не терпит экономии, - говорит Евгений Беляев. – К примеру, вагоновожатый в Новосибирске получает 111 тысяч рублей. Это в три раза больше, чем наш бийский, только их еще и едет по новым путям. А дело только в субсидиях. Новосибирск может себе позволить такие суммы, от которых у нас в глазах потемнеет.
С московского плеча
Другой важный аспект – сам транспорт. Сегодня на линию из депо выходит 25 вагонов. Сейчас предприятие ведет переписку с московским департаментом транспорта. В столице собираются заменить 150 трамвайных вагонов на новые. Бийчане просят часть тех, что снимут с московских путей.
- Это вполне реально. Мы же не просим новые – такие бы и не поехали по нашей инфраструктуре. А 10-15 вагонов из Москвы, которым по 15 лет, нам бы хватило, чтобы закрыть потребности. И это качественно поменяло бы комфортабельность и общий облик города, - говорит Евгений Беляев. – Но встает другой вопрос. Доставить эти вагоны – полдела. Надо будет потом их подготовить к выходу и содержать. Это 20-25 млн рублей. Таких средств у предприятия нет.
Инфраструктура требует вложений в целом. В следующем году трамвайное депо отметит 65-летие. Многие тяговые подстанции, рельсы, стрелки – ровесники предприятия. Модернизировать все это без участия краевых или федеральных средств – нереально, говорят в «Бийскгортрансе».
- Обидно, когда читаешь, что, например, Барнаул получит 10 новых трамваев или 40 новых автобусов. Жаба давит, - признается Евгений Беляев. – А если бы у нас появились новые вагоны, это бы привлекло и пассажиров.
К тому же, в планах предприятия, если Москва все-таки передаст вагоны наукограду, пустить «подарки» по маршрутам в центре, а имеющиеся вагоны объединить в сцепки и отправить на направление промзоны. В таком составе могло бы за раз уехать около 400 человек.
Однако в Думе призывают взглянуть на проблему масштабнее и решить, сохранять ли в городе трамвай и в каком виде. Например, если для промзоны трамвай – приоритетный вид транспорта, то, возможно, на других маршрутах выходы электротранспорта можно сократить. Депутаты предлагают подумать над экономической стороной вопроса, напомнив, что трамвай – это «очень дорогая игрушка для бюджета».
Как СВО закончится нужно сокращать трамваи, а потом и вообще закрыть электротранс.