Виктория Герасимова – единственная женщина-водитель в Бийске
Ситуацию с общественным транспортом в 2025 году в Бийске можно охарактеризовать не иначе, как очень серьезную. Из-за острой нехватки водителей автобусов и маршруток постоянно сокращается количество рейсов. А те, кто все еще «крепче держится за баранку», работают на пределе сил и возможностей. Водители говорят о не соответствующей трудозатратам зарплате, а пассажиры – о дискомфорте проезда в общественном транспорте. Но если бийчане то и дело «жалуются в соцсетях», высказывая свое мнение, голос другой стороны – водителей общественного транспорта, остается не услышан. Откровенно рассказать о своих буднях отважилась Виктория Герасимова, единственная в Бийске женщина-водитель, которая работает как на автобусах, так и на маршрутках. Кстати, если вы хоть раз ездили с Викторией, непременно ее запомнили: она всегда здоровается с теми, кто заходит в транспорт, очень корректна в общении, а водит так, как будто «лодочка плывет». И все же, несмотря на то, что Виктория Герасимова – представительница слабого пола, ожидать более мягкого подхода со стороны пассажиров ей не приходится. Она сознается, что за последние пять лет работы, этот год в Бийске – самый тяжелый.
Про условия работы водителей
– Водителей действительно не хватает, и причин на это много. Главная – небольшая зарплата, с учетом того, сколько сейчас стоят ЖКУ, продукты и прочее. Плюс ко всему, водители так же, как и кондукторы, добираются до работы и с работы самостоятельно, за свой счет. Нет никакого служебного автобуса, а это еще минус от зарплаты.

- В зависимости от того, на каком маршруте работаешь, водитель встает либо в четыре утра, либо в полпятого. Самое позднее в пять, чтобы успеть проснуться, собраться и добраться. На месте – приготовить автобус, проверить его состояние. Потом пройти медика, получить путевку и доехать до конечной, чтобы начать движение по маршруту. Таким образом, на линию автобус должен выйти в шесть утра, или раньше, в зависимости от маршрута. По большому счету, до начала движения на маршруте, водитель уже находится на работе час-полтора. Вечером то же самое – пригнать, сдать. В основном смена заканчивается в 20.00-21.00 ч. Работу продолжают дежурные автобусы, которые, также в зависимости от маршрута, работают до 22-23 ч.

- Рабочий день водителя длится от 13 до 16 часов. За все это время предусмотрен лишь один «полноценный» перерыв на обед, всегда меньше часа, кроме пригородных маршрутов. Успеваешь только сходить в туалет, поесть, попить кофе и тебе уже надо ехать, так происходит на маршруте № 77. На маршруте №21 обед в выходные дни около 40 минут, в будни около 50 минут. Кстати, туалеты есть не на всех конечных остановках. Или они такие, что туда заходить страшно. По некоторым маршрутам есть кафе, но чаще всего туда можно зайти, чтобы воспользоваться туалетом, только если ты у них питаешься, берешь кофе.

- Я не верю, что скоро «придут новые кадры». Нет! Все водители, которые давно работают, в основном – старый костяк. Новые есть, но хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить тех, кто остался. Приходят, поездят, поработают...и уходят.
Самые злые пассажиры
– Пик недовольства пассажиров приходится на обеденное время, срабатывает какое-то коллективное бессознательное: люди, чаще всего пожилые, собираются на остановке, когда водители останавливаются на единственный, законный обед. И начинают возмущаться: вот, мол, все никак не нажрутся, а мы в давке вынуждены ехать! Каждый год одна и та же история. В утренние часы бийчанам обычно некогда скандалить – они еще не проснулись, спешат на работу, да и настроения за редким исключением на это нет. Вечером так же – вышли с работы, выдохнули этот день, сели и поехали. А вот те люди, кто менее всех чем-то заняты: неработающие, пенсионеры, часто выплескивают негатив.

- Очень «тяжелые» пассажиры в Заречье. Когда я раньше катала маршрут №21, очень его любила, попала на него в момент смены перевозчика. Я помню, как люди хвалили за человеческое отношение. Прошло буквально полгода – все это приелось, начались претензии. Из-за того же обеда у водителей: «Да где вы есть? Мы почему так долго ждем?» При этом, мы же едем четко по времени, у нас есть навигация, отслеживание маршрута. Так как люди находятся в толпе, стоит одному возмутиться чему-либо, это подхватывают остальные.
"В плане пассажиров вообще очень тяжело стало – все нервные"

- Часто возникают споры по поводу остановок: «Ой, я проехал, тормозите!» Естественно, мы не заезжаем на каждую остановку, если никого нет на вход и на выход. Для чего постоянно дергать технику, сами пассажиры начнут возмущаться? Но если кто-то пропустил, может и деньги за билет обратно потребовать. Несмотря на то, что все остановки – объявляются. Готовьтесь заранее – хотя бы предупреждайте! Однажды бабушка-пассажир так разошлась, пропустив остановку, что начала сыпать проклятия: «Тварь! Да чтобы ты сдохла!»
"Если ты постоянно пребываешь в обстановке, когда обесценивают твой труд, каждый раз говоря о том, что «ты дурак», можно уже и поверить в это"
- Такое отношение не только к водителям и кондукторам, но и непосредственно к транспорту, автобусу, маршрутке. Сиденья раздирают, везде лепят жвачки, подошвами упираются в спинку соседнего кресла. А сколько билетов в салоне валяется! Кто скомкал, кто просто выкинул, у кого-то кровь из носа пошла, они влажными салфетками вытерли и бросили в салоне. Постоянно теряют вещи, карты – транспортные и банковские.

- Очень хромает уважение друг к другу – люди заходят, и не продвигаются дальше в салон. Вроде всем надо на работу, а друг друга не пропускают, не уступают.
До остановки – без остановки!
– Многие уходят с этой работы, пережив какую-то тяжелую ситуацию. Года три назад был случай с моим коллегой-водителем и кондуктором на маршруте №23. В районе ТЦ «Модный» в автобус зашел приличный мужчина, даже поздоровался. Рассчитался. Тогда сиденья были развернуты немного по-другому, не как сейчас. Он сел рядом с кондуктором и сказал: «До Стахановской без остановок». Кондуктор, конечно, приняла все за шутку, заулыбалась и объяснила, что еще будет много остановок. И тут чувствует, как он сбоку приставил к ней нож, предупредив: «Еще слово, порешаю и тебя, и водителя». Люди, которые находились рядом, все слышали, но никто не отреагировал. Водитель был настолько в шоке, что даже не нажал кнопку «SOS». Боялся больше не за себя, а за девушку-кондуктора и пассажиров, весь взмок, пока они до Стахановской доехали. И вот нужная остановка, бийчанин убрал нож и сказал: «Благодарю за поездку! Хорошего дня!» и вышел.

- Лично у меня была ситуация, когда пассажиры ругались матом, не реагируя на замечания. После просьб вести себя прилично, потому что в автобусе дети, один из них вскочил, полез ко мне, махая кулаками. Но не дотянулся, люди помешали. На следующей остановке выскочил и побежал тянуть дверь водителя. Такие угрозы сыпались!
Закончился вызовом полиции еще один неприятный инцидент с 81-летней бабушкой. Я работала на маршруте в сады. Сначала пожилая женщина возмутилась тому, что я заехала на конечную остановку: «Вы что! Не повезете нас на сады?». Терпеливо объясняю, что повезу, и кричать не надо – так положено по маршруту. Она села, когда почти все люди вышли, а я подъехала к проезжей части и ждала, пока пройдет поток машин, она начала настойчиво кричать: «Выключи музыку!» Музыка, естественно, играла негромко. Я ответила, что я на рабочем месте, а так разговаривать с водителем нельзя. Женщина подошла и со всей силы стукнула меня по голове. В итоге, мы никуда не поехали, вызвали полицию, и бабуля оправдалась, что ее просто «черти попутали», заявление я забрала.

- Почему-то пассажиры считают, что водитель и кондуктор у них в услужении, ведь они «заплатили нам деньги». Так же, как и те люди, что много страдают из-за перебоев с транспортом, решают не платить за поездку, ведь «с нас не убудет».
«Зайца» не видели?
– Очень много вопросов к безбилетникам: а ведь деньги за проезд идут не только на зарплаты, но и ремонт и обслуживание техники. В связи с нехваткой водителей по маршруту №21 автобусы часто едут двойным временем, практически всегда битком. И от мала до велика: дети, взрослые люди, бабушки стараются встать так, чтобы проехать бесплатно. Пока кондуктор к ним пытается пробиться, они выскакивают и уходят. Когда просят рассчитаться – даже не оборачиваются.
Сейчас кондукторам тоже очень тяжело работать: людей много, негатива, работа вся «на ногах», а зарплата невысокая.

- Кстати, повышение стоимости проезда тоже вменяют именно кондукторам и водителям. Люди – на пределе.
Оплата наличными происходит гораздо быстрее, чем транспортными и банковскими картами. Бывает, карты не срабатывают – размагнитились, или они в «стоп-листе», и человек начинает доказывать, что «на ней есть деньги». Очень многие рассчитываются с телефонов – «пикают» им по несколько раз, а оплата все не проходит. Вроде мелочь, но это – большая потеря времени для кондуктора.
Также в связи с законом о том, что нельзя высаживать несовершеннолетних детей, многие пользуются этим, даже учат детей обманывать. Но если мы воспитываем такое поколение, то что ждет нас дальше?
Эх, дороги!
– На самом деле, износ техники идет катастрофический. Подшипники «летят» со страшной силой, сильно страдает ходовая часть. Со стороны перевозчиков постоянно требуются очень большие вложения в ремонт автопарка.
Одно дело ехать по ровной дороге, а если то яма, то канава? Приходится тормозить, чтобы пройти мягче, вот и износ колодок, а на ухабах можно повредить кузов. Транспорт выходит из строя быстрее и делать его не всегда успевают. Если бы пассажиры знали, на чем их порой возят, возможно, побоялись бы садиться...

- Что держит оставшихся водителей? У кого-то не закрыт кредит, человеку надо выплатить и все... Или выплачивают штраф по серьезному ДТП. В большинстве своем люди находятся в поиске новой работы. И я думаю, что со временем ситуация будет только ухудшаться.
Я бы хотела обратиться к пассажирам: мы живем в сложные времена, на моей памяти такого не было. Обстановка накаляется. И тем не менее, надо оставаться людьми, помнить, что словом можно очень обидеть. Нужно взять ответственность за свое поведение, стремиться к добру. Злость вызывает только злость.
Это все понятно, ездим-видим.А где цифры??