Пассажиры часто жалуются на расписание и состояние трамваев: в чем причины – смотрите в программе «Абрамов спрашивает»
Очередным гостем программы «Абрамов спрашивает» стал директор МУП «Бийскгортранс» - предприятия, пришедшего на смену банкротившегося трамвайного управления. Три года назад предприятие возглавил Евгений Беляев, депутат Думы города, неоднократно ранее упрекавший руководство «трамвайки» в том, что МУП никак не удается вывести из кризиса. Спустя три года в должности директора Евгений Беляев рассуждает, может ли вообще транспортное предприятие быть прибыльным, почему городу не стоит ждать новые вагоны и согласился ли бы он возглавить «Бийскгортранс», верни время назад.
В плюс мы не можем работать
- Сейчас какое финансовое состояние предприятия? Работа в минус, в ноль или есть прибыль? – спрашивает Андрей Абрамов, депутат АКЗС, генеральный директор Сибирской медиагруппы. - Я имею в виду с учетом возмещения средств со стороны администрации.
В «Бийксгортрансе» говорят, что эта цифра - плавающая и подлежащая согласованию: какие-то издержки муниципалитет принимает, какие-то нет.
Сейчас – то есть на сентябрь, говорит Евгений Беляев, долгов у предприятия нет. Но основная задолженность начинает складываться с приходом холодов. Тут расходы и на отопление, и на электроэнергию, поскольку чисткой от снега и льда трамвайных путей предприятие занимается самостоятельно.
- В плюс мы не можем работать, потому что наш плюс — это минус у потребителя, у пассажира. Муниципальное предприятие не может себе такое позволить, - уверен директор. - Но привести возмещение бюджета к нулю, в принципе, наверное, задача, которую можно было бы решить.
Для этого, говорит Евгений Беляев, нужно провести глубокий анализ и серьезный набор мероприятий по общей схеме движения транспорта в городе.
Автобус – конкурент?
Директор «Бийскгортранса» уверен: предприятие не зарабатывает, поскольку параллельно трамвайной ветке идут автобусные маршруты.
- Должна быть организация, должны быть понятные потоки: кто, на чем и сколько зарабатывает. А когда вдоль трамвая ездит автобус, мы понимаем, что это и есть основная причина убытка, - говорит Евгений Беляев.
Интересно, что на такой намек сказали бы сами пассажиры, выбирающие из двух видов транспорта, проезд в которых стоит одинаково. Почему не идут в трамваи?
При этом Евгений Беляев уверен, что никакую транспортную схему заново разрабатывать не нужно. Она уже есть – КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения). Этот и другие документы прописывают концепцию перемещения бийчан внутри города.
- Там трамвая нет. Население от нас «уходит». То есть, теоретически, если над этим поработать... – говорит директор «Бийскгортранса».
В пример приводит инфраструктуру по ул. Васильева, которая, по задумке проектировщиков, должна была спускаться на Зеленый Клин – на. ул. Советской для этого оставлена широкая полоса. Но ведь не случилось. И реальным вряд ли когда-либо станет.
- Это объемы, несовместимые с бюджетом Бийска, - говорит Беляев.
В стиле «ретро»
Сегодня на линию ежедневно выходит 24-25 вагонов при потребности в 44. Именно столько нужно городу с учетом численности населения и протяженности маршрутов.
Андрей Абрамов и Евгений Беляев проходят по трамвайному парку. Вид у вагонов удручающий: краска с кузовов отслоилась, сквозь покрытие полов виднеются рельсы, сами трамваи гремят и раскачиваются на ходу.
- Сколько же поколений выросло и состарилось в этих трамваях. Их состояние постоянно обсуждается, - говорит Андрей Абрамов. - Вот мы стоим в вагоне, который, наверное, не самый плохой, но я бы хотел ездить в трамваях, которые поуютнее. Сколько стоит отремонтировать вагон?
- Но так или иначе по своей идеологии такой трамвай останется вагоном 1970-х годов, - говорит Евгений Беляев.
И это при том, что стоимость абсолютно новых трамваев в последние годы заметно снизилась. Купить вагон сегодня можно за 45-50 млн руб., хотя раньше их стоимость доходила до 90 млн руб.
- Когда город Бийск сможет увидеть новые вагоны на линии, и вообще увидит ли? – Андрей Абрамов задает вопрос, интересующий всех пассажиров.
- Мне сложно ответить, - не скрывает директор «Бийскгортранса». - В наши функции входят переговоры с потенциальными поставщиками. Дальнейшее - это уже разговоры иных уровней.
- А готов ли город к этому разговору? – продолжает Абрамов.
- Ну, это вопрос сложный, потому что новый трамвай - это новая инфраструктура. У нас сегодняшнее состояние инфраструктуры - гнилые шпалы, рельсы, тяговые подстанции, которым уже много лет… Это все равно, если бы на новой машине поехать по старой убитой дороге.
Сегодня по «старой убитой дороге» бийчан перевозят трамваи усть-катавского вагоностроительного завода - транспорт в основном 1970-1980-х годов. Это те самые красные ребристые трамваи, которые в Бийске ходят десятилетиями.
- Это основная рабочая лошадка Бийска. Машина надежная, проверенная временем, - говорит директор. – Да, она старая, выглядит непрезентабельно, но с точки зрения содержания, с точки зрения простоты ремонта, отработанности технологической цепочки, наличия комплектующих, которые продаются, - машина достаточно уникальная.
А вот синие «Татры», которые доставили в Бийск в 2022 году, уже наполовину не на ходу. Два вагона стоят, поскольку их нельзя выпускать на линию – не пройдут техосмотр. Скажем, разбитое лобовое стекло на заграничный вагон уже не найти, или найти только по запредельной цене.
Судя по опросу бийчан, им бы хотелось видеть на маршрутах трамваи современные. Зато туристам – радость. В «Бийскгортрансе» говорят, что для жителей других городов прокатиться в наших вагонах – настоящий аттракцион, как окунуться в прошлое.
МУП или ООО?
Состояние вагонов – лишь часть общей проблемы. Другой вопрос - кому все это обслуживать?
Андрей Абрамов предлагает директору МУПа задуматься: была ли бы принципиально другой работа предприятия, будь его формой собственности ООО.
- У МУПа свои обременения, жестко регламентированные. Даже с точки зрения зарплаты, - говорит Евгений Беляев. – Есть сетка. Я никому не могу заплатить больше или меньше. В коммерческой организации все гораздо проще: этому – зарплату выше, потому что он нужнее, а этому - поменьше. Разница во всем: в форме закупа, в форме отчетности, в форме субсидирования. Но взять и сказать, что лучше – ООО или МУП – сложно.
В пример приводит работу автоперевозчиков, на которых тоже жалоб много.
Однако какие-либо резкие шаги в пересмотре экономической политики директор «Бийскгортранса» отрицает: уверен, может быть гораздо хуже с точки зрения общественной полемики – как при закрытии маршрута №7.
- Утром ни один транспорт единовременно не вывезет такое количество людей, как трамвай, - говорит Евгений Беляев. - Это самый стабильный транспорт. Своя полоса дает приоритет перед всеми. И оставлять один из районов города без ГЭТа (городского электротранспорта – прим. ред.) я бы не рискнул.
Опыт: наш и других
- Если бы вы знали, что все будет так, тогда, три года назад, вы бы решились на переход в это предприятие? – спрашивает Андрей Абрамов.
- Решился бы. Однозначно. Другое дело, что за три года, конечно, хотелось бы сделать больше. Но есть реалии, проблематика, в которые ты погружаешься. О чем можно говорить, когда видишь оборудование, которому 40 лет?
- Но это было известно, когда заходили сюда.
- Да. Но пока не попробуешь, не поймешь, не почувствуешь, тем более все упирается в финансы. В 2022-2023 годах было попроще. Тогда нам хватало на шпалы, на покраску, а сегодня – только на зарплату, налоги и энергетику. Я не хочу сказать, что на нас не обращают внимания: вот - купили шпалы. Но так или иначе рост издержек колоссальный.
При этом почти по соседству есть примеры, где трамвай удалось не только сохранить, но и вывести на совершенно иной уровень.
- Новокузнецк - это вообще отдельная история. Когда вы заезжаете в город, первое, что бросается в глаза - это абсолютно новые троллейбусы и достаточно свежие трамваи из Москвы. В город отдали большое количество транспорта по программе «Чистый воздух». Мы тоже пытались зайти в этот проект, но вошло только 10 городов. И там произошла «революция» городского электротранспорта: если до этого они тоже были банкротами, то в настоящее время у них идет восстановление, строят новое кольцо. Впечатляет.
Что нужно для того, чтобы в Бийске стало так же – вопрос открытый.










потому что свергли совок