Согласятся ли дети, гуляющие в парке, уйти с незнакомцем спасать котенка?
– Привет, как тебя зовут? – спрашивает мужчина мальчишку, который сидит на лавочке на бульваре Петра I и ждет маму, которая только-только отошла купить водички.
Малыш сразу идет на контакт, представляется: и через некоторое время немногочисленные бийчане могут видеть, как он, весело припрыгивая, идет с незнакомцем в сторону магазина. Этот случай мог бы стать очередным, в новостях криминальной сводки, если бы «злой дядя» не был добровольцем нового отряда филиала Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, который теперь работает в Бийске.
Действуют по легенде
Из 15 детей, чьи родители стали участниками социального эксперимента, только четверо отказались идти «спасать котенка», «покупать игрушку», «искать маму» и «помогать разобраться в компьютерной программе». Статистика эта ужасает, и, к большому огорчению, она реальна не только для Бийска.
Обычно люди, которые могут причинить вред ребенку, подвергнуть его жизнь и здоровье опасности, никак не отличаются от обычных. Они семьянины, часто у них есть дети и к ним не «подкопаешься».
– В Горно-Алтайске результат эксперимента был плохой – из 12 детей 10 – пошли за незнакомцем, – рассказывает Елена Сухомирова, руководитель филиала Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. – По большим городам, а у нас филиалы в 31 регионе, результат точно такой же: дети бескорыстно идут помогать, с чистым сердцем, не задумываясь, что где-то их ждет опасность.
Головной центр нового бийского отряда находится в Москве. Добровольцы занимаются не только поисками пропавших детей, но и взрослых, стариков с деменциями, «бегунками» (молодежь с 14 лет, которая уходит из дома). «Легенда» для детей в Бийске: помочь достать котенка с дерева. Но два выбранных из отряда «плохих дяди» легко импровизировали на ходу.
Просто взял и увел
Естественно, об эксперименте сначала договаривались с мамой ребенка, она под каким-либо предлогом его оставляла, уходила «с глаз долой» и ждала, какой будет результат: выдержит ли сын или дочь напор «маньяка».
– Наши подставные «злые дяди» Анатолий и Александр подходили к детям, старались вывести их на контакт и увести, – говорит Елена Сухомирова. – Если ребенок пошел, мы приводим его сюда, проводим беседу, говорим, что нужно делать, вручаем шарик и вкусняшку. В Горно-Алтайске мы проводили эксперимент, и из 12 детей только двое не пошли. Причем, мамочки настолько были уверены в том, что ребенок подготовлен, потому что с ним не раз проводились беседы. И все равно идет, дети доверчивы.
В Бийске ребята начали работать два месяца назад, относительно недавно, по сравнению с тем же Горно-Алтайском, где работа ведется уже три года. Тем не менее, уже сейчас у нас добровольцев практически 30 человек. Люди хотят помогать совершенно бескорыстно.
– Я с Республики Алтай, и была удивлена, что Бийск – небольшой городок, где так много добрых людей, – говорит руководитель отряда.
К ребенку не обязательно может подойти незнакомец, это может быть человек, которого он хорошо знает, сосед. Даже с продавщицей из магазина, которая может работать с маньяком в паре – надо быть осторожным.
– Естественно, если бы не условия эксперимента, мама не должна оставлять ребенка одного, даже если она зашла на минуту в магазин – обернется, а его уже нет, – уверена Елена. – В Перми был такой случай недавно, девочка пошла в магазин, увидели, что она туда зашла, а обратно не вышла. Нашли ее в колодце, искали четверо суток. Оказалось, что ее увел мужчина, который проживал возле магазина, и приметил ребенка.
Я – родитель
Александр Евдокимов, выступивший в роли временного «маньяка» –доброволец из нового отряда. Узнал о нем из социальной сети и сразу решил туда вступить.
– Мой сын поучаствовал в эксперименте, и был не в курсе, что его ожидает, просто приехал с мамой погулять в парке. Мы много раз говорили о безопасности, но я вижу, как после короткого разговора его уводят. Я знаю слабые места своего ребенка – если ему на телефоне скажут что-то показать, или предложат помочь в игре, или показать щенка или собаку... Или, например, ребенок играет в классную игру, например, «Бравл старс», пообещают ему показать классного персонажа. Или скажут, что мама попросила тебя забрать. Да мало ли предлогов? Но ни один из них не должен стать для ребенка решающим.
Анатолий Федоров пришел добровольцем в организацию два месяца назад. Нашел и свободное время, и даже средства для участия.
– У нас уже были поиски, – говорит он. – Искали мальчика на Зеленке: жив, здоров, нашли быстро. Я не могу оставаться в стороне: у меня был такой случай, что потерялся мой родной дядя, и мы обращались в «Лизу Алерт», полицию.... С полиции нам отзвонились только через две недели, когда мы его уже сами нашли в больнице, в ЦГБ, с травмой черепа.
Своих волонтеров в организации обучают, стараются, чтобы это все проходило не только виртуально, но и в реальности.
Катя, одна из тех двух детей, которая отказалась, и не пошла с дядей смотреть «котика, который спрятался за фонтаном».
– Я не пошла смотреть, я испугалась...
С 1 сентября сотрудники отряда также начнут информационную работу по школам по теме «Безопасный интернет».
Хм, а вот если к ребенку подойдет дяденька полицейский, ему можно доверять? Как посоветуете ребенка инструктировать?