Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Учеников бийской школы для слепых учат программировать, шить и показывать эмоции

Бийская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей

Выпускники школы становятся программистами, массажистами и паралимпийскими чемпионами

Бийской школе-интернату для слепых и слабовидящих детей в этом году исполнится 92 года. Около века опытные педагоги специального учебного заведения дают глубокие знания детям с ограниченными возможностями, способствуют их всестороннему развитию и что самое главное – учат общаться с людьми и жить полноценной самостоятельной жизнью. За белыми стенами здания школы царит свой многогранный мир – яркий, веселый, творческий, спортивный и невероятно дружный.

Бийская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей
Бийская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Образование было не главным

Школа была заложена в 1930 году для того, чтобы собрать живущих в Бийске слепых детей в один коллектив и дать им конкретные социальные навыки. Образование было второстепенно. Главными задачами стояли умение обслужить себя самостоятельно и социализация в обществе. Главным организатором и первым директором школы была слепая учительница начальных классов Вера Черепанова.

- В небольшой деревянный домик из Бийска и близлежащих сел привозили слепых и слабовидящих, причем не только детей. Некоторым было даже за 20 лет, - рассказывает Ольга Владимировна Сергиенко, учитель математики.

Со временем стало ясно, что кроме социализации нужно образование, и руководство начало закупать учебники по Брайлю и специальную бумагу, на которой самодельными грифелями прокалывали тактильный шрифт. В 1942 году здание, в котором располагалась школа, потребовалось для эвакогоспиталя. Учебное заведение вместе с детьми перевели в село Соколово, где школа просуществовала до 1977 года.

В этом же году был издан приказ об открытии в Бийске городской школы слепых детей.

Ум ребенка на кончиках пальцев

Сегодня в бийскую школу поступают дети с различными проблемами со зрением – и слабовидящие, и тотально слепые.

Если раньше процесс образования сводился к развитию только тактильно-осязательных ощущений, при котором прибегали к закрыванию глаз, то сейчас даже при малейших остатках зрения создают все необходимые условия для его развития.

В школе учат чувствовать мир кончиками пальцев
В школе учат чувствовать мир кончиками пальцев
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Тифлопедагог Надежда Шапкина на протяжении 49 лет занимается развитием зрительного восприятия у таких детей.

- Весь процесс нашей работы проходит с помощью руки. Недаром еще Сухомлинский сказал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Таким детям важно ощутить все вокруг на ощупь. Чем больше в их руках будет мастерства, тем легче им будет в их жизни, - рассказывает тифлопедагог.

Для этого в кабинете Надежды Николаевны на каждом шагу несчетное количество сенсорных предметов разных по цвету, форме, размерам и материалу.

Учите отдыхать

Чаще всего нарушения зрения приводят к вторичным отклонениям, поэтому чем раньше начнется коррекционная работа и будет проходить системно, тем лучше.

- Если у здорового человека познание мира происходит от простого к сложному, у нас все наоборот – от больших предметов к маленьким. Для ребенка важно ощутить каждую деталь предмета, разглядеть остаточным зрением все нюансы оттенков, но главное не переусердствовать, дать отдохнуть, - говорит педагог.

Занятие по ЛФК
Занятие по ЛФК
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Переключаться от точки, расположенной вблизи, до большого предмета вдали - обязательное коррекционное и профилактическое упражнение.

- Сейчас есть такое понятие, как школьная миопия. Ее приобретают дети школьного возраста из-за большой зрительной нагрузки, часто учителя про это забывают, стараясь не отвлекаться от учебного процесса. 2-3 минуты для офтальмологической разминки – важны на занятиях, - говорит Надежда Шапкина.

Наполняемость класса не более 12 детей
Наполняемость класса не более 12 детей

Процесс обучения в школе проходит как и везде – такие же уроки и перемены, такие же предметы и учебники. Одно их отличие - слабовидящие занимаются по учебникам с крупным шрифтом, используя при необходимости специальные увеличительные приборы для чтения, а тотально слепые дети изучают программу по системе Брайля.

Показать эмоции

Все дети в школе-интернате разные, но каждый находит себя в чем-то своем. Они рисуют, занимаются музыкой, изучают компьютеры, занимаются спортом.

После уроков начинаются воспитательные группы, кружки и дополнительные занятия со спецпедагогами. Одно из важных занятий для детей с нарушениями зрения – пространственная ориентировка. Сначала ребят учат ориентироваться внутри школы, затем на пришкольной территории и за ее пределами.

При снижении зрения, а тем более при его отсутствии, ребенок часто не понимает, какие эмоции сейчас у его партнера по общению, и вообще у окружающих людей. Это ведет к тому, что он сам не может подражать эмоциям окружающих и коммуникации у него нарушаются.

Обучение мимики на тренажере
Обучение мимики на тренажере
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Чтобы этого не произошло, и дети не испытывали трудности в общении, в школе обучают мимике и пантомимике. После таких занятий дети наравне с видящими успешно могут даже показать себя на сцене.

Галина Батулина 27 лет преподает в школе ритмику и ведет танцевальный кружок. Ее танцевальный коллектив известен не только в городе, но и в крае.

К труду готовы

Костюмы для выступлений танцевальных и хоровых ансамблей на заказ не шьют, их изготавливают сами дети и педагоги. Происходит это в настоящей швейной мастерской, которая расположилась в кабинете швейного дела и рукоделия. Кабинет оборудован промышленными швейными машинами, бытовыми и вышивальными машинками, оверлоками.

- У нас настоящая швейная фабрика с разделением труда. Каждый ребенок в зависимости от своих возможностей выполняет ту или иную работу. Девочки занимаются с удовольствием, ведь это ценный навык, который им обязательно пригодится и в быту и, возможно, в профессии, - рассказывает о своем кабинете Татьяна Архипова, учитель технологии.

Урок рукоделия
Урок рукоделия
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

В мастерской девочки осваивают все возможные техники и приемы кройки, шитья и рукоделия. Под рукой всегда есть линейки-помощники с ограничителями, а также специальные маркеры для слабовидящих.

- Каждый день в процессе работы у нас появляются новые лайфхаки, которые помогают в творческом процессе. Сейчас в школе решили обновить шторы, и девочки сами захотели их сшить. И не простые, а с бантовыми складками, которые выполняют вручную, - делится педагог.

Мальчики и юноши от девочек не отстают – в их мастерской постоянно кипит работа на слесарном и токарном станке.

- Работаем в основном с фанерой и древесиной. Ребята самостоятельно изготавливают подсвечники, скалки, табуреты, овладевают шлифованием, контурной и профильной резьбой. Со слепыми мальчиками работаем, используя прием «рука в руку». Сначала идет процесс изучения станка или инструмента их руками при помощи моих рук. Постепенно дети его осваивают и работают самостоятельно, - рассказывает Андрей Кашлев, учитель технологии у юношей.

К окончанию школы ребята в совершенстве владеют практически всеми хозяйственными электроинструментами – дрелью, шуруповертом, лобзиком, напильником, ножовкой по металлу.

Урок технологии у юношей
Урок технологии у юношей
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Сейчас школа участвует в разработке нацпроекта «Младший обслуживающий персонал», в раках которого учат ведению домашнего хозяйства и работе в мастерских. В школе даже есть комната, где обучают правильно мыть окна.

С компьютером на «ты»

За годы учебы в школе дети привыкают друг к другу, к педагогам, а педагоги на всю жизнь запоминают каждого своего ученика. И если в начальной школе такая связь еще не ярко выражена, то в старших классах даже расставание на период летних каникул дается тяжело. И это понятно. В своем дружном и доброжелательном мире они чувствуют себя уверенно. Школа для них в буквальном смысле второй дом.

Иван Майзингер
Иван Майзингер

Иван Майзингер после окончания школы закончил Алтайский политехнический университет по специальности инженер-электроник. Несколько лет работал по специальности в крупных компаниях города, а недавно, к большой радости всего педагогического состава, стал IT-специалистом родного образовательного учреждения. Сегодня он занимается программным обеспечением и настройкой компьютерной техники, которая для слабовидящих и слепых детей имеет свои особенности. С третьего класса детей начинают знакомить с компьютерами.

- Есть дети, у которых возникают сложности, часто психологического плана, связанные с боязнью самого компьютера, - рассказывает Надежда Мотовилова, учитель информатики.

Обучение компьютерной грамотности
Обучение компьютерной грамотности
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Уроки информатики ничем не отличаются от уроков в обычной школе, кроме вспомогательного Брайлевского дисплея и программы для озвучки текста. Дети также осваивают основные программы, скоропечатание, учатся пользоваться интернетом.

- Конечно, кому-то этого мало, и они начинают погружаться в программирование. Так, наш бывший ученик Михаэль Берген, с очень плохим зрением, но «с чувством компьютера» внутри, стал писать программы. Юноша разработал свой собственный калькулятор. Сейчас Михаэль - студент АГУ и учится на «отлично», - с гордостью рассказывает Надежда Ивановна.

Есть в кабинете информатики и брайлевский принтер, который с помощью иголок пробивает бумагу. Текст из обычного в брайлевский конвертируется с помощью специальной программы.

Брайлевский принтер
Брайлевский принтер
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Несколько лет назад школа участвовала в программе «Перспектива» и помогала слепым и слабовидящим жителям Бийска осваивать компьютер. На протяжении четырех лет занятия проводили со всеми желающими. А еще педагоги с гордостью рассказывают о реализации важного проекта под названием «Светоцветики», который в 2016 году получил грант от Всероссийский Фонда детей, находящихся в особых жизненных ситуациях. Его целью стала подготовка детей с нарушениями зрения к поступлению в школу. На еженедельные занятия привозили ребятишек, начиная с пяти лет, даже из республики Алтай.

До паралимпийских чемпионов

Спорт в жизни школы занимает особое место. Физическому развитию уделяется много внимания и времени. Здесь с особым трепетом чтут память Владимира Замятина. Владимир Ильич, будучи выходцем из всероссийского общества слепых, стал тренером в нашей школе и воспитал паралимпийских чемпионов. В общей сложности воспитанники Владимира Замятина завоевали на Паралимпийских играх 28 медалей. Из них восемь – золотых.

Юные чемпионы с тренером Андреем Гавриш
Юные чемпионы с тренером Андреем Гавриш
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Не уступает и молодое поколение – Муслим Иванов, Сергей Астапенков и Данил Огнев вернулись с тремя золотыми медалями с чемпионата по легкой атлетике среди незрячих детей, который проходил в мае в Уфе. Ребята отличились в дистанциях на 100, 200 и 400 метров.

Воспитанники школы завоевали в Уфе три золотые медали
Воспитанники школы завоевали в Уфе три золотые медали
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Спортивные наклонности детей примечают с младшего возраста и делают все возможное для их развития.

Для того, чтобы проходили полноценные тренировки в школе созданы все условия. Еще чувствуется запах свежего ремонта в тренажерном зале, заставленном современным и добротным оборудованием.

- Для наших юных спортсменов это, конечно, большая радость. Они смогут заниматься своей физической формой в таких прекрасных условиях и на новом инвентаре. Приятно, что помощь в этом оказывают наши же бывшие воспитанники, добившиеся высоких спортивных результатов. Они хотят для школы, которая стала в их жизни трамплином, только лучшее и верят в новое подрастающее поколение, - отмечает учитель физкультуры Андрей Гавриш.

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: