Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«Горят шины от перегрузки»: как в 1970-х в Бийске работали маршрутные автобусы

Проблемы, схожие с современными, отмечали еще в 1971 году

Каждую зиму в Бийске можно услышать жалобы на работу общественного транспорта. Автобусы не всегда выходят по расписанию, часто бывают забиты людьми, а водители - не очень-то вежливы. Оказывается, отзывы сегодняшних пассажиров мало чем отличается от претензий бийчан, которые горожане высказывали более 50 лет назад.   

В номере газеты «Бийский рабочий» №152 за 1971 год опубликовано письмо общественного контролера, который рассказывает о том, что необходимо сделать, чтобы работа городского транспорта улучшилась. Интересно, что несмотря на то, что прошло более пятидесяти лет, советы все также актуальны для нашего города.

В первую очередь речь заходит о недостаточном количестве транспорта на линиях. Так, в 1971 году зимой на маршрутах №1 и №3 количество автобусов достигает 25 и 18 соответственно. Летом эта «норма» доходит до 18 автобусов на маршруте №1 и 10-12 на маршруте №3.

Фото: Архив редакции "БР"

«И если бы это число автобусов действительно работало на линиях, было бы хорошо, а то ведь фактически число автобусов все чаще доходит лишь до 6-7 автобусов на маршруте №1 и до 3-4 на маршруте №3, – сокрушается автор заметки А. Коновалов. – У некоторых водителей график движения есть, и они его соблюдают, а некоторых шоферов просто нет».

Общественные контролеры пришли к выводу, что автобусов в городе мало. Руководство автоколонны 1244 на этот счет представляло свои оправдания: людям объясняли, что не последнюю роль играет текучесть кадров, плохо с запчастями, а также много автобусов снимается с маршрутов по заявкам организаций для выезда горожан за город.

«Общественный контроль должен проверять чистоту в автобусах. Каков результат проверки? – приступает к следующему важному пункту контролер. – Почти все без исключения автобусы грязные. Я не знаю, как организовано мытье автобусов, но заведомо можно утверждать, что плохо».

Фото: Архив редакции "БР"

Не лучше с чистотой и на автобусных остановках. Правда, отведены специальные места для остановки автобуса, чтобы последний не мешал дорожному движению. «Но во что эти стоянки превратились?» – удивляется контролер Коновалов. Песком, пылью, мусором занесло их. Не говоря уже об устройстве укрытий от дождя и солнца, на остановках необходимо навести сначала элементарную чистоту, считает он.

– Мы, горожане, видим, как ломаются двери автобусов, как горят шины от перегрузки, как машины буквально ползут на правом боку от остановки к остановке, – описывает он обстановку.

Фото: Архив редакции "БР"

Бийчане считали, что необходимо также переоборудование и внутреннего пространства автобусов: например, там следовало оставить слева по одному сидячему месту, как это сделано в «Икарусах», «тогда вместимость явно увеличится, а крен вправо – уменьшится».

«А что руководство думает о введении маршрутных экспрессов по опыту других городов? Например, предложить экспресс по маршруту №1 с остановками «Центр», «Коммунарский», «Вокзал», «Дом культуры», «Детский мир», «Кристалл». Да, кстати, а разве маршрут «Кристалл»-«Детский мир» не оправдал себя, почему он незаслуженно забыт? – вносит свои предложения общественный контролер.

Не лучшими считаются и условия работы сотрудников автоколонны.

«Когда уже для водителей, диспетчеров, кондукторов будет организовано общественное питание и отдых? Пока нет ни того, ни другого».

Финансовая сторона тоже нуждалась в упорядочивании. В автобусах, где есть кассы-автоматы, у водителя часто не было разменной монеты, в таких случаях в автобусах появлялись вынужденные «зайцы».

– Давно пора поставить на остановках автоматы для размена монет. Правда, на остановке «Центр» есть разменный пункт, но, во первых, он не работает рано утром и вечером, во-вторых многие о нем не знают – там даже вывески нет, – писал контролер в своей заметке в «БР».

Организация мелкого ремонта на конечных остановках руководством автоколонны тоже оказалась не продумана – из-за каждой мелочи водитель вынужден был «гонять автобус в гараж в район стройки из центра города».

Фото: Архив редакции "БР"

Кстати, не так много изменений произошло и с качеством обустройства улиц. В газете встречаются жалобы на улицу Социалистическую, где «водителям приходится делать замысловатые виражи, чтобы объехать выбоины».

Комментарии (36)

1000

Авторизоваться:

Зато вместо нынешних китайских микроавтобусов-селедочниц на маршрутах были вместительные автобусы из соцстран.

Гость
Да, их любовно называли "скотовозы".
Ответить
Гость
Гость, скотовоз - это ЛиАЗ-677, отечественный.
Ответить
Гость
Гость,20:07, 03.03.2024 вообще то это автобус украинский.
Ответить
Гость
"Скотовоз - это ЛиАЗ-677, отечественный". Одно другого не исключает. Насколько помню, это также было и общее название для больших автобусов. Гость 20:30, 03.03.2024, ЛиАЗ - это Ликинский автобусный завод, г. Ликино-Дулево в Подмосковье.
Ответить
Гость
Гость, украинским был ЛАЗ., но никак ни ЛиАЗ.
Ответить

БР решил поклеп на святой Совок навести? Сейчас придет Маюнов с толпой ватников и объяснит, что это не так было в 1971 году и он лично все помнит!

Ватник
Антикоммунист, да и так все помнят, что тогда в автобусах и трамваях не было вдоль и поперек прочесывающих салоны кондукторов. Вместо них были немыслимые сейчас компостеры и кассы самообслуживания, в которые все-таки желательно было кинуть пятачок(5коп.), прежде чем оторвать от рулона билет.
Ответить
гость1
Антикоммунист, Конрад не помнит ничего из этой статьи, что было, он тогда в 1971 году еще не родился, он родился в 1983 году
Ответить
Надежда.
Ватник, Совесть пассажира лучший контроллёр.Стыдно было не платить.
Ответить
СержИк
Ватник, 6 копеек автобус, 3 копейки трамвай.
Ответить
Гость
СержИк, 6 копеек стало уже при горбатом, до этого было 5 копеек автобус.
Ответить
СержИк
Гость, не-а. В Бийске было шесть. И при Брежневе, и при Андропове с Черненко.) Москва - 5 коп автобус, 4 троллейбус, 3 трамвай.
Ответить
Гость
Гость, всегда было 6 копеек
Ответить
Андрей
СержИк, 5 копеек... у меня в гараже касса самообслуживания с билетами стоит и компостер с трамвая
Ответить
Гость
СержИк, Жаль сюда нельзя вставлять фото, 5 копеек проезд стоил в автобусе и 3 копейки в трамвае, у меня билеты несколько штук того времени дома лежат.
Ответить
Вася
Гость, 17:33, в советское время, в Бийске, 6 копеек проезд на автобусе стоил. На бийских автобусных билетах по-моему цену не писали.
Ответить
Гость
Вася, не писали при горбатом, когда поменяли на 6 копеек, в 70-е же стоимость была 5 коп. и на билете было написано 5 копеек, у меня со школы ещё эти билеты с ровными номерами дома лежат.
Ответить
Гость
Гость, не звизди, у нас всегда было шесть.
Ответить
Вася
Гость, 19:58, ну может быть. Я в то время больше на трамвае ездил, поэтому мог и забыть.
Ответить
Гость
"Совесть пассажира лучший контроллёр.Стыдно было не платить". Возвращается Чапаев из командировки в Англию. Одет с иголочки, в лимузине, на руках перстни с бриллиантами, полный багажник денег. Петька его удивленно спрашивает: - "Василий Иванович, откуда у тебя это все?" - "Да так, Петька... В карты выиграл". - "Как это?!" - "Захожу я в клуб. Смотрю - в очко режутся. Сел я за стол, взял карты, стали играть. Один англичанин и говорит: "Очко!" Я ему: "Покажи!" А он: "Мы, джентльмены, верим друг другу на слово". Вот тут-то мне карта и поперла!"
Ответить

Какая разница, сколько именно тогда стоил билет. Просто масштаб цен был иным. Та копейка была примерно в тысячу раз дороже нынешней. На тот пятачок можно было купить какой-нибудь пирожок, который сейчас обойдется рублей в 50.

Гость
Не в тысячу, а в сто. Сравните через цену доллара: в 1970-м стоил 0,9.
Ответить
Гость
Кстати, сравнивал однажды: если советские цены (например, упомянутого тут 1970-го) умножить на эту разницу (в данном случае - на 100), получается примерно то же, что и сегодня, за редкими исключениями. Попробуйте, кому интересно. Кто не помнит или не жил тогда, цены есть в сети.
Ответить
Гость
Гость, 16:29, 03.03.2024 Это стоил он столько в газетах, но вот купить его по этой цене ты не мог и даже став его обладателем ты мог загреметь в тюрьму, а продавался он нелегально через незаконных валютчиков по 4-5 рублей за доллар и далеко не каждому.
Ответить
Антикоммунист
Гость, 99,99% жителей той страны, доллар даже на картинках не видели, а про курс слышали от пропаганды, где рубль стоил всегда дороже доллара. Хотя реальная цена на черном рынке была от 6 до 13 рублей в зависимости от года.
Ответить
Гость
Гость 17:37, 03.03.2024 и Антикоммунист, да я-то в курсе. Достать легально, все-таки, можно было - ограниченную сумму на время поездки за границу (которой добиться могли немногие и с трудом). Просто, пересчитывать советские цены проще через валюту-посредник, а брать для этого ее курс на "черном рынке" - дело еще более сомнительное.
Ответить
Гость
Антикоммунист, а нах он был нужен, этот доллар?
Ответить
Гость
"Нах он был нужен" лишь потому, что все, для чего он мог бы быть нужен, запрещалось.
Ответить

Только тогда в самом Бийске больше 230 тысяч человек жило, а сейчас с пригородными поселками 170 тысяч не наберётся. Вот и все. А статья, так себе, повод убедить всех что цену поднять нужно как в Москве... До 50 рублей за поездку. Хозяева автобусов то давно отсюда ноги сделали в Москву

Гость
Петрович, поднимать надо до 100, давно это назрело уже.
Ответить
Гость
Гость, тогда количество безбилетных "зайцев" сильно возрастет
Ответить

У россиян массово срубает крышу. Какие там покрышки. Информационная атака на психику народа затмевает всё. Люди от неопределённости уже кидаются на детей. Нафиг этого путина! Надоел!

Гость
Иван., не гони, при путине хорошо, контроля нет за доходом и рубить можно миллионами если голова на плечах, притом можно не работать,а прямо кидать и суд будет на твоей стороне если у тебя деньги есть, при других так не будет.
Ответить

Такое чувство, что статья по заказу автобусников написана. Дескать, вот вам, как при хваленом совке было. На самом деле глупо сравнивать современность и то, что было полвека назад. А если брать девяностые и нулевые, выпавшие на мои детство и юность, то тогда все было в порядке, автобусы ходили исправно и допоздна. Да, были толкучки, не без этого. Но то, что творится сейчас в перевозках - это просто издевательство над людьми.

6 коп. было до переезда и еще 6 коп. после переезда в центр.