Сегодня на обслуживании энергетиков – более полутысячи километров теплосетей
90 лет назад в Бийске по трубам прошло тепло. С этого момента отсчитывает свое начало городской энергетический комплекс.
Начинали с одного котла
История бийских теплосетей началась задолго до того, как в городской промзоне появилась ТЭЦ. Улочки старой Зеленки до сих хранят отголоски 1930-х годов. Это сегодня они стали Цесовскими, а изначально названия писали через «э» - от аббревиатуры ЦЭС, то есть Центральная электрическая станция.
Бийск как город промышленный начал развиваться после войны, когда свою работу продолжили эвакуированные в тыл заводы. А вот до этого времени население уездного городка было небольшим. К 1930-м годам насчитывалось около 40 тысяч бийчан.
Однако уже в те годы складывалась потребность в электрической энергии. То, что в Бийске пора строить электростанцию, было решено еще в 1928 году на третьем окружном съезде профсоюзов. Планы были амбициозными. Именно у нас должна была появиться самая мощная на Алтае Центральная электрическая станция.
За 90 лет сменилось много предприятия, которые эксплуатировали тепловые сети - Центральная электрическая станция, БиТС, компания «Аскор», Управление теплоснабжения, «Бийские тепловые сети», «БийскэнергоТеплоТранзит», который в 2018 года вошел в Сибирскую генерирующую компанию, став бийским теплосетевым подразделением энергохолдинга.
Как от нас до Монголии
Сегодня тепловые сети в Бийске протянулись на 564 км, а главный городской источник тепла – ТЭЦ – теплоэлектроцентраль. В архиве Бийской ТЭЦ хранится фото 1965 года, на котором запечатлены ветераны Великой Отечественной войны, работавшие на ЦЭС, а затем – и на Бийской ТЭЦ-1. А вот фотографий первой ЦЭС, увы не сохранилось. Было не до фотосессий, как сказали бы сегодня.
С введением в эксплуатацию ТЭЦ в Бийске началось развитие целой сетевую структуры теплосетей. По городу протягивали трубопроводы, обогревая и обеспечивая энергией и дома Бийска, и предприятия. Только от ТЭЦ тепло и горячая вода поступает по 446 км тепловых сетей, а с принятием СГК на обслуживание коммуникаций еще и малых котельных, этот показатель вырос до 564 км. Это примерно столько же, как по дороге от Бийска до Ташанты – последнего российского населенного пункта на границе с Монголией.
Счет – на миллионы
С 2018 года обслуживанием бийских тепловых сетей занимается Сибирская генерирующая компаний. Задачи остались теме же, что были на протяжении долгих лет до этого – доставлять на предприятия и в дома бийчан тепло и горячую воду.
- СГК - серьезная организация, это очень мощный инвестиционный ресурс. Компания работает в разных городах, где под ее управлением находятся предприятия, занимающиеся производством тепловой энергии - то есть в теплогенерацией, и дальнейшей транспортировкой. Опыт накоплен солидный, - рассказывает Дмитрий Тяглов, директор теплосетевого подразделения СГК в Бийске. – Мы не просто поддерживаем состояние труб и котлов, а именно улучшаем работу оборудования. Например, в этом году замене подлежит 10,9 км сетей. Это модернизация, реконструкция, капитальный ремонт. Для сравнения, пять-десять лет назад объемы подобной работы были в три раза ниже.
Так, в Бийске инвестиции в обновление сетевого комплекса уже превышают 780 млн руб. И в планах – работы еще много.
Главное - кадры
Конечно, порой работы энергетиков вызывают нарекания со стороны горожан. Но пока одни говорят: «Сколько можно вести раскопки?», другие вспоминают, как в 1990-е и даже 2000-е целый районы оставались без тепла или горячей воды прямо посреди зимы, да и в самим домах было заметно холоднее. Однако большинство бийчан понимают: а когда еще ремонтировать тепловые сети, как не летом? Главное – чтобы к зиме все было готово.
Начинается ремонтная программа, по сути, еще в мае, с началом гидроиспытаний. В это время и выявляются основные дефекты. Например, в этом году их было 227, и, возможно, будут выявлены еще, потому что на тепломагистрали №1 будут проведены дополнительные гидроиспытания.
- На нашем профессиональном сленге это называется «светофор» - когда определяются участки, где работы необходимо провести немедленно. Это красный сектор. В желтом – те участке, ремонт которых возможен немного позже, а в зеленом – на перспективу. Такой список составляется минимум на пять лет вперед, но ежегодно корректируется в зависимости от показателей, - поясняет Дмитрий Тяглов.
Помогают и современные технологии. Так, сегодня на службе у энергетиков есть роботы-диагносты. Они измеряют толщину трубопроводов изнутри, проходя там десятки и сотни метров.
Но человека пока никто не заменит. Кадры – главный ценный ресурс любого предприятия. В теплосбытовом подразделении СГК сегодня трудятся 418 человек, и здесь готовы принять новобранцев. Нужны сварщики, экскаваторщики, слесари. Было бы желание работать – а научить всему в СГК готовы.
- Приятно, что на работу к нам приходит молодежь, - отмечает Дмитрий Тяглов. Они активно проявляют себя - обучаются, развиваются. Мы стараемся достойно продолжать дело наших ветеранов. Очень хотелось бы поблагодарить их за то, что они делали, и за то, что нам досталось. Наши ветераны могут быть уверены: предприятие будет только развиваться.
"Было не фотосессий, как сказали бы сегодня"- переведи?