Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 октября исполняется 110 лет со дня рождения основателя бийской оборонки

Строительство планетария.

Яков Савченко стоял у истоков предприятия, известного сегодня как ФНПЦ "Алтай"

На окраине Бийска, где был только сосновый подлесок, за короткое время предстояло построить крупнейшее оборонное предприятие страны: возвести комплекс зданий, инженерно-лабораторных сооружений и сетей, производственно-испытательную базу, сформировать многотысячный коллектив ученых, инженеров, производственников, рабочих и служащих, обеспечить всех жильем и соцкультбытом.

Масштабность и важность проекта диктовала определенную избирательность в выборе исполнителя. Кому доверить организацию работы с нуля стратегически значимого предприятия? Ведь от этого зависела безопасность страны. Выбор пал на Якова Савченко.

Советский химик, организатор производства, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, кандидат технических наук. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии – так оценены его заслуги за разработку межконтинентальных ракетных комплексов, направленных на укрепление обороноспособности страны.  

Родился Савченко в 1913 году, в 1932-м окончил химический техникум по специальности «механик». Выбор был совершенно случайный. Просто это было единственное учебное заведение рядом с домом.

Трудовую деятельность начал на крупнейшем оборонном предприятии страны - заводе имени Якова Свердлова в Дзержинске.  Сюда он попал по распределению и прошел путь от техника до заместителя директора.

В 1949 году возглавил Павлоградский химический завод. Осуществил программу его восстановления, наладил серийный выпуск продукции – взрывчатых веществ для боеприпасов.

С 1954-го - пять лет – директор крупнейшего Чапаевского завода боеприпасов в Куйбышевской области

Год 1959-й. Яков Савченко приезжает в Бийск. Ему доверена важная, ответственная и сложная задача – создать крупнейшее оборонное предприятие страны. 

Агрессивное отношение Запада к нашей стране в конце 50-х - начале 60-х прошлого века усилилось. Требовалось создание ракетных ядерных сил стратегического назначения на основе межконтинентальных баллистических ракет. Эту задачу предстояло решить создаваемым Савченко НИИ-9. По своей структуре и возможностям он должен был превосходить действующие родственные институты. Отпущенные сроки были сжатыми.

- Нетерпимость была такая потому, что мы отставали по твердотопливной технике от Америки, требовались новые шаги по ее освоению, - рассказывает Геннадий Сакович, академик РАН, научный руководитель ИПХЭТ СО РАН.

Яков Савченко за работой.
Яков Савченко за работой.
Фото: архив ФНПЦ "Алтай"

Савченко не стеснялся учиться, обращался к молодым коллегам-ученым, которые приехали в Бийск со всех уголков страны. Часто поздним вечером увозил стопку книг и журналов домой, продолжая свой рабочий день. Савченко часто говорил: «Если можешь помочь человеку, помоги. Не упусти». Он привлекал к себе внимание людей, быстро сходился с ними.

Рабочий день у Якова Федоровича длился по 12–14 часов.

- Бывали случаи, когда вот так сидим, потом звонок, жена звонит, все заканчиваем, он в шутку говорит, мол, подвели вы меня ребята, столько дел, а мы засиделись. Но не мы его подводили, он сам работал с полной отдачей, - вспоминает Геннадий Сакович.

Мог в любое время суток приехать на производство и вместе со всеми трудиться, вникать в детали. Для этого у него всегда с собой был плащ болотного цвета, который он надевал. Жене Зое Васильевне потом с трудом приходилось его отстирывать. У Савченко не было шлейфа важного чиновника – простой и открытый для всех. Любой мог к нему подойти с вопросом – обязательно выслушает и поможет. Он не делил людей по званиям и регалиям.

- Если проходит совещание по основной тематике и в зале сидит 50–60 человек, а там военные, начальники, но можно было задать любой вопрос на этом совещании и получить ответ имея должность всего лишь руководителя группы или начальника лаборатории, - вспоминает Владимир Сидоров, ветеран ФНПЦ «Алтай».

В работе Савченко не терпел безразличия, был одинаково строг и к себе, и к подчиненным. Мог признать свои ошибки. Хотя он был намного старше коллег-ученых, считался с их мнением, умел выслушать, а люди слушали его. Речь Савченко всегда ждали. Свое выступление он начинал одинаково - поднимал левую руку, делал минутную паузу, затем начинал говорить. Сначала тихо, медленно, затем все быстрее, но говорил так эмоционально и ярко что его выступление было понятно и рабочим, и ученым.

В результате менее чем за десять лет на предприятии удалось создать первую межконтинентальную баллистическую ракету.

В 1970-е годы здесь разрабатывали и испытывали заряды для маршевых ракетных двигателей на твердом топливе. За комплекс «Тайфун» Савченко получил вторую звезду Героя Советского Союза.

Силу и мощь продукции бийских оборонщиков можно увидеть на примере межконтинентальной баллистической ракеты у проходной предприятия. С 1983 года такие ракеты устанавливали на атомных подводных лодках. Долгие годы на «Тайфуне» держалась оборона нашей страны.

В те годы коллектив предприятия был более семи тысяч человек. Люди приезжали сюда со всей страны. Яков Федорович любил повторять: «Вот мои хлопчики. Они сделают эту работу, разберутся в деле». Он верил в свою команду, заботливо растил и продвигал способных молодых ученых и производственников.

- Он много внимания уделял кадрам, подобрал правильную кадровую формулу предприятия, это были все единомышленники, и соратники. Все с большим энтузиазмом брались за дело и выполняли на самом высочайшем уровне, - говорит Борис Певченко, генеральный директор ФНПЦ «Алтай».

Казалось бы, у генерального директора полно забот и хлопот здесь, на производстве, но он всегда думал о жизни там, за проходной предприятия.

Савченко понимал, чтобы удержать сотрудников нужно создать им комфортные условия для жизни и быта. С 60-х годов по его инициативе и под личным контролем начинается строительство современного жилого микрорайона, который получил название АБ.

- Этот квартал для нас, как аквариум, здесь все свое. Яков Федорович понимал, как задержать молодежь, заставить трудится и отдыхать, и жить комфортно, и он делал все для нас, он создал семью, где каждый делал свое дело, а квартал АБ - наше детище, наш дом, - делится Лидия Просвирнина, ветеран ФНПЦ «Алтай».

Это должен был быть закрытый городок с пропускной системой, так сказать, город в городе. Однако решение неожиданно изменили сверху.

Яков Савченко
Яков Савченко
Фото: архив ФНПЦ "Алтай"

Среди леса была развернута большая народная стройка. В советские годы это называлось хозспособом, деньги выделялись предприятием, а большая часть работ ложилась на будущих жильцов.

Яков Федорович изначально решил, что здесь не будет коммуналок, у каждого должна быть своя квартира.

Он сам натерпелся в молодости бытовых неудобств, поэтому понимал, что нужно людям.

- Я сам отработал два месяца на строительстве своей будущей квартиры, лауреат, со степенью, все мы там работали, сейчас народ не понимает, как это так, - говорит Николай Назаров, ветеран ФНПЦ «Алтай».

Если на жилье деньги выделялись министерством, то на объекты соцкультбыта средств не было предусмотрено. Многое, что строилось, значилось как спецобъекты предприятия.

Гостиница, детский сад, школа и кинотеатр – первое, что было построено рядом с жилыми домами. Савченко понимал, что этого явно недостаточно. Ведь основная часть коллектива – молодежь, нужно заниматься спортом, да и просто отдыхать после рабочего дня.

- Он большое внимание уделял развитию спортивной базы, всегда нас посылал на спортивные объекты, мы говорили, а когда науку будем делать, он говорит, науку успеем, это тоже нужно сделать, - рассказываем Николай Дочилов, советник генерального директора ФНПЦ «Алтай».

Заводчане любили отдыхать на берегу реки - костры, песни под гитару. Якову Федоровичу пришла идея сделать здесь по-настоящему красивое место – освещенные прогулочные дорожки среди соснового леса.

По задумке Савченко, в 70-е годы построили спортивный комплекс «Заря».

Стройку разбили на три этапа - сначала здание для зала борцов и занятий тяжелой атлетикой. Через несколько лет - многопрофильный гимнастический зал. К концу семидесятых годов приступили строительству третьей очереди - здания для плавательного бассейна на 10 дорожек по 50 метров с отдельной прыжковой ванной, детским бассейном.

За строительство Якова Савченко едва не лишили партийного билета, в те годы это было очень серьезно, конец карьеры. Спецобъект, так его тогда называли, строили сотрудники за счет оборонных денег предприятия в свободное от работы время.

Единое перекрытие с подвесным потолком, отделка стен светлыми мраморными плитами. По своим размерам и качеству исполнения строительных работ данный комплекс не имел равных по всей Сибири и Дальнему Востоку. На сдачу объекта пригласили высоких чиновников, они сменили гнев на милость и даже похвалили Савченко за такое спортивное сооружение. Все понимали - строил то он для людей.

- Ему верили и даже министр, вспоминаю разговор, Яков ты мне показал все чудесно, замечательно, но я не видел. Вот такое было доверие, - вспоминает Геннадий Сакович.

Яков Савченко на АБ.
Яков Савченко на АБ.
Фото: архив ФНПЦ "Алтай"

Свое детище он не забывал, и после сдачи объекта помогал чем мог. Комплекс стал постоянным местом проведения всесоюзных, республиканских, краевых и городских соревнований по плаванию, базой школы Олимпийского резерва. Сейчас здесь ежегодно в честь Савченко проводят всероссийский турнир по гимнастике.

Еще одна идея Савченко - центр кружковой работы для детей микрорайона. Силами конструкторов предприятия было спроектировано оригинальное здание круглой формы. Планетарий, комнаты для кружков и выставочный центр. На то время - лучшее досуговое учреждение в Сибири.

Первоначально купол сделали резиновым, видимо из-за экономии денег.

- Было избыточное давление воздуха и произошел пожар, потом приняли решение сделать купол из алюминиевого сплава, - рассказывает Николай Дочилов.

При своей жизни он начал строительство, но завершить не успел. В 1985 году на открытие «купола» был приглашен космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виталий Севастьянов. Было подарено уникальное оборудование для изучения звездного неба.

Не все задумки Савченко успел осуществить – санаторий, водный и спортивный стадион – планы оборвал сердечный приступ прямо на работе. Колоссальная нагрузка не прошла бесследно. Почтовый ящик 29, НИИ 9, НПО «Алтай», АНИИХТ и ФНПЦ – названия одного и того же предприятия, которым четверть века руководил Яков Савченко – настоящая личность в истории Бийска и нашей страны.

Комментарии (4)

1000

Авторизоваться:

Ну вот, все военные секреты выдали...НИИ 9, п/я Р-6462, АНИИХТ, НПО " АЛТАЙ", ФНПЦ - вот правильная последовательность. Да, Яков Фёдорович был незаурядным человеком. Но он больше был хорошим организатором, чем учёным химиком. Любил свой район АБ и часто по вечерам прогуливался. Один раз с него грабители сняли пыжиковую шапку, другой раз подвергся нападению бродячих собак. Район АБ при Савченко был самый чистый в городе. Я работал с 1978 года по 1981 год после окончания Бийского факультета АПИ. Работать было очень интересно. Коллектив был молодёжный. Много ребят и девчат было из Москвы, Ленинграда, Казани. Почти каждую неделю летом давали автобус, ездили на выходные в горы.

БР тонко потроллил Маюнова фразой: "На окраине Бийска, где был только сосновый подлесок..." Выходит не было там леса раньше?

Ещё аттракционы за куполом были бесплатные. Цепочки, самолёты, карусель для малышей- лошадки, олени. А потом и "чёртово колесо".

e3c9e858-b1d7-11ed-80e9-b47af12ecd1d
Наталья, видел я это колесо, но уже в девяностые - грустное и заржавелое, стояло оно посреди останков аттракционов, медленно поглощаемых растительностию. Пацанами на нём было занятно кататься - подпрыгиваешь, цепляешься за перекладину и начинаешь медленно раскачивать, некоторые умельцы разгоняли так, что до уровня оси поднимались. Потом оттуда кто-то свалился и что-то себе сломал, стало не так весело. Но всё равно мне было жаль увидеть уже позже на этом месте ровную площадку.
Ответить