Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Алтайские операторы мусорной реформы не спешат с инвестициями

В тарифы операторы пока не закладывают инвестиции на создание новых полигонов, сортировочных и перерабатывающих станций.

Снижение тарифов на вывоз ТКО в большинстве территориальных зон края связано с уменьшением платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и отменой НДС для региональных операторов «мусорной» реформы.

Однако местные регоператоры в инвестиционные программы пока не спешат заявляться. Почему так происходит – разбиралась «Российская газета».

C 1 января 2020 года жители Барнаула стали платить на 5,06 рубля меньше, в других муниципалитетах Барнаульской зоны - на 3,4 рубля. Еще в четырех территориальных зонах Алтайского края снижение составило от 7,27 до 37,78 рубля. А в Бийской и Заринской, где тариф и так был самым низким, он остался на прежнем уровне, но с 1 июля 2020 года услуга по вывозу ТКО здесь подорожает чуть больше чем на пять рублей.

- Снижение произошло не за счет сокращения расходов регоператоров, - отметил начальник управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Александр Катнов. - Основная причина - снижение платы за НВОС и отмена НДС для регоператоров. В 2019 году мы наработали опыт, определенную базу, посмотрели, какие расходы несут операторы, какие объемы ТКО формируются на территории каждой зоны. И, исходя из этого, cкорректировали тарифы. В Бийской и Заринской зонах они вырастут с 1 июля потому, что даже снижение платы за НВОС и отмена НДС не перекрывают затраты регоператоров.

По словам Александра Катнова, в тарифы пока не заложена инвестиционная составляющая на строительство новых полигонов, сортировочных линий и перерабатывающих станций.

- Чтобы включить эти затраты в тариф, в регионе должна быть утвержденная территориальная схема обращения с отходами, а регоператоры обязаны согласовать свои инвестиционные программы с Минстроем и Минприроды Алтайского края, - пояснил глава тарифного ведомства. - На основе этих программ мы можем просчитывать инвестсоставляющую в тарифе для каждой зоны. Пока такие документы регоператоры нам не подавали.

Александр Катнов не исключает, что с учетом инвестиционной составляющей тарифы существенно вырастут.

- Но регоператорам никто не запрещает реализовать инвестпроекты за счет своих средств, не заложенных в тариф, - отмечает он.

Почему регоператоры не спешат с инвестициями? По мнению экспертов, одна из причин - неготовность населения платить за мусор. И дело не только в низких доходах, но и в новизне такой услуги для многих жителей Алтайского края, прежде всего в сельской местности, где отходы никогда не вывозили. Селяне заявляют, что сами все перерабатывают и уничтожают: органические отходы идут на корм скоту и на компост, неорганические - в печки. Так что некоторые села вообще отказываются платить за новую услугу. Поэтому региональные власти стараются минимизировать тариф, чтобы переход на новые правила обращения с отходами был не таким болезненным для населения.

- Для внедрения всего нового требуется время, - пояснил «Российской газете» глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае Сергей Войтюк. - У населения должна сформироваться новая культура обращения с отходами. При этом, на мой взгляд, не нужно стремиться к стопроцентному охвату всех, даже самых маленьких и отдаленных сел услугой по вывозу мусора. С учетом специфики Алтайского края, где 44 процента населения проживает в сельской местности, это сложно сделать в короткий срок. Нужно дать полномочия муниципалитетам, чтобы они сами определили сроки вхождения в «мусорную» реформу отдаленных территорий.

Бизнес в таких условиях тоже не спешит вкладывать деньги в новую инфраструктуру. В региональном Минстрое края подтвердили, что пока ни один из семи регоператоров не разработал инвест-программу.

- К сожалению, в нацпроекте «Экология» не сказано, за счет каких средств будут достигнуты показатели по сортировке и переработке отходов, - отмечает Сергей Войтюк. - Бюджетные расходы не предусмотрены, а для привлечения частных инвесторов нужны гарантии возврата долгосрочных вложений. Но договоры с регоператорами заключены на три года, почти половина этого срока прошла. Через полтора года в конкурсе могут победить другие компании. Так что регоператоры не заинтересованы в долгосрочных инвестициях.

Напомним, что, согласно территориальной схеме, в Алтайском крае нужно создать 21 мусоросортировочный комплекс, 23 объекта по обработке ТКО и шесть по утилизации, построить 11 новых полигонов, 30 мусороперегрузочных станций и два экотехнопарка. Правда, когда появятся эти объекты, неизвестно - все будет зависеть от финансирования. По словам начальника отдела экспертизы и нормирования Минприроды Алтайского края Александра Лукьянова, этот вопрос только обсуждается с российским экологическим оператором.

Пока же региональные власти направили основные усилия на отладку системы сбора отходов. Для этого необходимо обеспечить все населенные пункты контейнерами. По данным краевого Минстроя, сегодня в регионе действует 2 953 площадки, на которых установлено 10 794 контейнера. На 35 процентах площадок есть металлические сетки для отходов из пластика. Чтобы собирать мусор на всей территории края, нужно создать еще более 13,1 тысячи площадок и установить на них 28 614 контейнеров. Средств на это в муниципалитетах нет, поэтому региональный бюджет выделил 80 миллионов рублей, на которые сейчас в районах закупают и устанавливают новые контейнеры. Но и этих денег недостаточно. По подсчетам специалистов, для оборудования недостающих контейнерных площадок требуется около 400 миллионов рублей.

По мнению экспертов ОНФ, на настройку новой системы может потребоваться много времени. Между тем накопление пластика и других неразлагаемых отходов принимает угрожающие масштабы. ОНФ предложил подключить к сбору упаковки, пластиковых бутылок торговые сети.

- Для Алтайского края это хорошее решение, с учетом высокой развитости ритейла. Крупные сети вполне могли бы взять на себя такую миссию, учитывая, что через них в основном идет генерация неразлагаемого мусора, - подчеркнул Сергей Войтюк.


Справка

В Алтайском крае, по данным регионального министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, услуги по вывозу мусора предоставляют в 536 из 1,6 тысячи населенных пунктов. Их получают почти два миллиона человек - свыше 83 процентов населения края.

Комментарии (6)

1000

Авторизоваться:

Конрад Маюнов

А с чего бы спешить? 14 лет на Спичке отработал - в развитие и модернизацию практически не вкладывались, а когда пытались - то криво, и даже не изучив особо прибыльность.

Конрад Маюнов

Ну и ещё напомню: согласно анализу в США в инвестирование и внедрение новых технологий и методов работ вкладываются в основном именно крупные, масштабные компании. Элементарно им это выгоднее, и больше средств на это в наличии. А у нас, получается наоборот: целую отрасль попилили на кучу маленьких операторов, и теперь удивляются, почему те не хотят инвестировать и модернизировать.

Конрад Маюнов

И третье: а зачем вообще регоператором инвестировать и модернизировать, если они и без этого могут получать прибыль, просто поднимая тарифы? С населения деньги содрать куда проще. А инвестировать - это же надо сидеть, считать, думать, деньги свои вкладывать...

Грибной Эльф

Тони Сопрано наверное подавился своей мацареллой от зависти.

Моршанский автору

В теме разберитесь. НДС отменили, а тариф или остался тот же или снизился на 0,0001℅. НДС это те деньги которые регоператоры должны были заплатить в бюджет, т.е. это не деньги регоператоров, а изначально предназначенные для бюджета. Таким образом с нового года, регоператоры себе получают больше, а делают меньше и еще инвестировать не хотят. Только вот чем обосновали регоператоры оставить себе 20℅ НДС? Какими такими услугами и инвестициями и почему Губернатор это допускает?

Кукрыникс
Моршанский автору, ни кто ни чем не обосновывает. Захотели больше денег- берите, жрите. Некогда краевой власти инвестициями заниматься.
Ответить