В краевом отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ) прошло рабочее совещание по вопросу вывоза коммунальных отходов в Бийске.
В центре внимания – споры двух предприятий: ООО «Спецобслуживание Плюс», оператора полигона ТКО, и ООО «Спецобслуживание-Центральное», оператора по вывозу мусора. После введения в Бийске режима ЧС о наукограде заговорили по всей стране как о городе, затерявшемся в свалках.
На круглом столе в ОНФ пытались разобраться в причинах происходящего, а также найти выход из сложившейся ситуации.
- Сергей Войтюк, руководитель исполкома ОНФ в Алтайском крае:
– О Бийске много говорилось в последнее время. Последний повод – введение режима ЧС. Александр Петрович, поясните, чем было вызвано такое решение.
- Александр Студеникин, глава Бийска:
– Начну с предыстории. С весны 2019 года остро встал вопрос по обслуживанию контейнерных площадок, которые являются муниципальной собственностью. По факту они используются управляющими компаниями и ТСЖ, которые обязаны выполнять свои функции, в том числе по их содержанию. Весной, летом, осенью администрация активно работала с УК, пытаясь прийти к консенсусу, но УК навстречу не пошли, и мы были вынуждены принять жесткие меры. Работали по площадкам, где было скопление мусора, выносили протоколы в адрес УК. Ситуация резко усугубилась, когда оператор полигона ввел ограничения на прием мусора от регоператора. Полигон ограничил бесплатный въезд на территорию до 20 машин, а с остальных мусоровозов потребовали предоплату. В итоге произошла накладка одной ситуации на другую, из-за чего стало происходить быстрое накопление коммунальных отходов. Поскольку муниципалитет не может напрямую тратить средства на вывоз этих отходов, было принято решение о введении режима ЧС на локальных территориях – это было семь площадок. За два дня порядок на них был наведен. Площадки чистые, вывоз мусора идет своевременно. Оператор полигона снял все ограничения до урегулирования споров в суде.
- Олеся Тырышкина, заместитель директора ООО «Спецобслуживание Плюс»:
- Ограничения были введены из-за неуплаты регоператором задолженности по услуге захоронения твердых коммунальных отходов. Но ограничения полигона не были основанием для введения ЧС. Мы не говорим, что после 20-го мусоровоза полигон не пускал машины физически. Полигон просил оплатить их разгрузку. Даже во время ограничений на территорию, если нужно было, запускали по 25–26 машин. Обычно их в сутки – 27–28. А в период ограничения было в среднем по 13–14 заездов.
- Сергей Войтюк:
– А какие объемы средств были заложены в бюджете на уборку территорий с учетом такой специфики? Мы бы рекомендовали Бийску перенимать опыт Барнаула, который закладывает в бюджет в штатном режиме средства для конкурсных процедур, чтобы выполнять зачистку площадок, в том числе и в частном секторе. Конкурс, кстати, выиграл регоператор.
- Александр Студеникин:
– У нас ежегодно закладывается по 300–400 тысяч рублей на уборку несанкционированных свалок. Контейнерная площадка – это как раз санкционированное место для накопления отходов. И тратить бюджетные средств на уборку этих мест только потому, что управляющие компании и регоператор не оказывают услуги в полном объеме, мы юридически не имеем права.
- Алексей Щербатов, директор ООО «Спецобслуживание-Центральное»:
– Скопление отходов вокруг площадок началось, когда туда понесли мусор после уборки придомовых территорий – ветки, строительный мусор и прочее. Что касается самих баков, мы неоднократно обращали в муниципалитет и управляющие компании, чтобы площадки укомплектовали контейнерами по нормам, согласно числу проживающих. Ответных действий не последовало.
- Александр Студеникин:
– Контейнерными баками город обеспечен в полной мере. На жителей их точно хватает. Другое дело, что ими могут пользоваться и юридические лица, которые должны устанавливать свои контейнеры. Но здесь разъяснительную работу должен вести регоператор. Жители от этого страдать не должны.
- Андрей Голубцов, заместитель министра строительства и ЖКХ по Алтайскому краю:
– Такие же проблемы были и по Заринску. Шли регулярные жалобы. Может быть, это внутренние политические конфликты. Но когда мы заходили с проверками, оказывалось, что эти жалобы безосновательны. Приезжаем – там все чисто.
- Александр Студеникин:
– На сегодня мы массово фиксируем несвоевременный вывоз мусора. Из контейнеров все валится, но по законодательству муниципалитет не может подавать в Минстрой претензии. Это должны сделать жители. А они не знают свои полномочия. Мы доводим информацию, где брать бланки, как их заполнять. Дальше дело за ними: оформить акт и направить. Это их гражданская позиция. Моя позиция – организовать систему так, чтобы около школ и детских садов не скапливались свалки. Съездите и посмотрите, у нас крысы бегают.
- Андрей Голубцов:
– Видно, что в Бийске не смогли найти общий язык владелец полигона и регоператор. Тяжело вопросы решаются. Мы не раз проводили совещания, например, по продлению времени работы полигона, они не были исполнены. Выстроили график и работают под себя, хотя в тарифном управлении нам подтвердили, что в тарифе заложена работа полигона до 22 часов.
- Алексей Щербатов:
– Необходимо продлить работу полигона до 22 часов, но вопрос так и не решен. Раньше полигон работал до 18 часов. Сейчас с ограничениями работает до 20 часов. А последняя машина из частного сектора идет в девять вечера. Им куда ехать? Так и стоят до утра груженными, потому что не успевают на полигон разгрузиться. У нас из-за этого и возгорания были. Благо есть пожарные машины.
Другой вопрос – весовой контроль. Полигон до сих пор не установил весы, из-за этого споры и начались. Мы каждую машину перед полигоном взвешиваем. Для себя этот учет ведем, и могу точно сказать: мусоровоз при грузоподъемности в 10 тонн набирает 5–6 тонн. И это в первый рейс. Во второй – 2–3 тонны. А нам полигон считает по полной программе.
Мы с полигоном в Смоленском то же проходили. И Томский суд утвердил решение, которого мы добивались, – оборудовать полигон весами. И они показали, что наши расчеты были правильными.
- Олеся Тырышкина:
– Есть задолженность, признанная вами, – около восьми миллионов рублей. Оплатите хотя бы то, что считаете справедливым. Собираемость платежей с населения регоператором за услуги по вывозу мусора более чем достаточная – свыше 85 процентов. Так куда идут эти средства? Вы в первую очередь должны направлять их по целевому назначению – за услуги полигона.
- Сергей Войтюк:
– Президент в 2017 году, на старте реформы, ставил задачу обеспечения прозрачного весового контроля с интеграцией данных в единую государственную информационную систему. Поручение не снято с контроля. Оно должно быть реализовано.
- Константин Емешин, секретарь Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ Алтайского края:
– Пока договориться не получается. А если и дальше не получится? Кто будет все разруливать? Голубцов или Студеникин? Надо ехать в Бийск и разбираться. Сколько можно говорить? Мы имеем неработающую систему. Это классический пример, что она действительно не работает. Давайте что-то придумывать.
- Николай Кочергин, заместитель директора ООО «Спецобслуживание-Центральное» по строительству:
– Много недоработок в мусорной реформе. В первую очередь, когда ее запускали, надо было прописать: передать все полигоны тому регоператору, который выиграл конкурс. А иначе, как видим, начинается война. И тех понять можно, и других. Одни прежде зарабатывали деньги, но так вышло, что конкурс проиграли. Напомню, полигон находится в собственности муниципалитета. До 2064 года его арендует предприятие «Спецобслуживание Плюс». А 20 процентов предприятия – собственность муниципалитета.
Надо садиться и спокойно договариваться, как работать дальше. Показывать, кто сильнее, неправильно. Мы не хотим драки, все вопросы надо обоюдно решать. Даже сюда этот конфликт доходить не должен. Всем зарабатывать надо, но порядочно. Мы со своей стороны везде идем на уступки. Надо еще на две машины больше вывезти – вывозим, что-то еще – пожалуйста. Но пока получается, тариф для полигона добавляют, а у нас отнимают. А с этим тарифом – 36 рублей – что мы можем? Что это такое?
- Александр Студеникин:
– Мы говорим о правовом подходе, а не просто так, взять и у кого-то что-то отнять и кому-то передать. Мы обязаны руководствоваться российским законодательством. Есть договорные отношения – извольте выполнять их в рамках утвержденных тарифов. То, что мы обсуждаем, – это неисполнение обязательств.
- Алексей Щербатов:
– Мы сегодня несем нагрузку по лизингу за новые мусоровозы. Банки навстречу не идут, потому что кредитная организация анализируют наш тариф, а он является убыточным. Адекватное кредитование в таких условиях невозможно.
- Александр Студеникин:
– По данным Единой диспетчерской службы в город ежесуточно выходит около 16 мусоровозов. Мы сейчас про какие 30 машин говорим?
- Олег Колосков, заместитель начальника Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов:
– Мы давно общаемся с регоператором, и он различные общественные структуры привлекает, пытаясь разными способами оспорить решение о стоимости своих услуг. Но тот тариф, который установлен для бийской зоны, экономически обоснован. Регоператор предоставил нам данные об инвестиционных расходах. На момент установления тарифа какой-либо программы, в которую они могли бы заложить их, не было. Соответственно, они не были включены в тариф. Управление по тарифам не является структурой, которая обязана осуществлять бизнес-планирование за организации. Мы должны соблюдать баланс интересов потребителя и исполнителя услуг. Кроме того, в ходе экспертизы был выявлен ряд экономически необоснованных расходов. Поэтому мы не видим необходимости «накачивать» тариф. Я намеренно использую это слово. Увеличение было бы именно «накачкой».
- Константин Емешин:
– А чем Бийск отличается от алейской зоны? Там те же Камазы, та же солярка, тот же киловатт-час – все равное. Но там работают в прибыль, а в Бийске нет.
- Олег Колосков:
– Работой управленческой команды отличается.
- Сергей Войтюк:
– Можно как-то резюмировать нашу беседу? Кто какие предложения по выходу из сложившейся ситуации может предложить? Я со стороны ОНФ вижу следующее, что необходимо сделать. Для начала утрясти график выплаты задолженности, обеспечить прозрачность расчетов – полигон должен согласиться на весовой контроль, чтобы раз и навсегда снять тематику. Оснащение весовым оборудованием надо проводить в ближайшее время, я так понимаю, это январь-февраль. Надо вести работу по приобретению контейнеров и перенимать опыт Барнаула.
- Алексей Щербатов:
– Про контейнеры хочется отдельно сказать. Переполнение баков идет из-за нехватки контейнеров. По нормам они должны выстаивать сутки, а мы дважды заезжаем на площадки, чтобы свалки не скапливались. И это еще отходы юрлиц никто не считал. А проблемы начались, когда эти вторые рейсы мы сняли. Содержанием площадок никто не занимается: у нас и муниципалитет, и управляющие компании устранились. Во многих домах еще даже баков нет, мы по старинке выгружаем мусор лопатами.
- Александр Студеникин:
– Надо решить два вопроса. Во-первых, красной нитью проходит, что должно быть нормальное взаимодействие полигона и регоператора – на договорных основах. Весовой контроль должен быть. Когда муниципалитет наводит порядок на площадках, мы все фиксируем через весовой контроль. Во-вторых, надо доводить до ума работу с УК и ТСЖ. Контейнерные площадки должны обслуживать те, кто предоставляет услуги. Но они находят лазейки – вроде как это наша проблема, муниципалитета. Нет, это проблема УК и ТСЖ. В тарифах на их услуги уже включены затраты на содержание площадок.
Контейнерных площадок в частном секторе мало, единицы. Мы на них изыскиваем средства, устанавливаем и малые, и большие контейнеры. На следующий год в бюджет заложили на это средства.
Хотелось бы задать вопрос администрации! Я житель частного сектора.Сколько еще лет мне еще придется хранить мусор месяцами в связи невозможность попадать один раз в неделю на приходящий мусоровоз платя за коммунальную услугу??? Я понимаю заботу нынешней администрации о жителях МКД, "программы" там всякие!!! ЧС!!! Но в частном секторе тоже люди живут и я тоже хочу ходить не по уши в грязи или снеге и жить в мусоре или бегать по грязи за километр до ближайшего контейнера!!!! А вот "программы" для Нас частного сектора и "ЧС" нет!!!!