Григорий Бахтин, гендиректор компании "Специалист" - о производстве полезных продуктов, семейном деле и добрых делах в бизнесе.
Каково это – продолжить семейное дело, начатое отцом, пережить пандемию, подкосившую почти все сферы бизнеса, остаться на плаву и при этом искренне верить, что цель предпринимателя – не только доход, но и добрые дела на благо родного города. С Григорием Бахтиным, генеральным директором компании «Специалист», говорим о том, почему с оборонки уходили за кедром, стоит ли афишировать благотворительность и что делать для того, чтобы молодежь оставалась в Бийске.
– Григорий Юрьевич, с началом пандемии многие предприятия ушли в вынужденный простой. Расскажите, что происходило в вашей компании? Что помогло удержаться на плаву?
– Как и многие предприятия, мы сделали все, чтобы сохранить производственный процесс, не дать ему остановиться. Весь перечень мер, которые можно было применить в это непростое время, чтобы обезопасить сотрудников и при этом продолжать работать, был нами предпринят. Перевели на удаленный режим работы тех, кого было возможно. Для тех, кто был задействован непосредственно на производстве, выделили отдельный транспорт. На предприятии ввели обязательную санобработку, контроль самочувствия работников. Параллельно нужно было прикладывать усилий больше обычного, чтобы сохранить свою нишу на рынке. Нам это удалось. А ввиду специфики производства – мы производители здорового питания – на отдельные позиции даже стали отмечать повышенный спрос.
– Какие ваши продукты пользуются особенной популярностью?
– Многие стали задумываться: что я могу сделать, чтобы в период пандемии укрепить свой иммунитет? И пересмотр продуктов питания, которые обычно присутствуют в рационе, был одним из таких шагов. Все мы помним, с какой скоростью сметались с полок магазинов лимоны, имбирь. Нам тоже было что предложить. Мы выпускаем продукты для здорового, функционального питания. Это различные масла, каши, напитки, пасты, хлебцы. Но наибольшим спросом стали пользоваться продукты из кедрового ореха и масло черного тмина. Это был верный выбор – такие продукты дают хорошую поддержку иммунитету.
– Производство у вас действительно специфичное. Наверняка построить его без научной платформы вряд ли удалось бы. Расскажите, как зародилась компания «Специалист».
– Предприятие основал мой отец, Юрий Вениаминович Бахтин. Он работал в экспертной лаборатории АНИИХТа. 90-е годы – это время конверсии, когда предприятия стали переориентироваться с военно-промышленного производства на нужды гражданской промышленности. Так на базе ФНПЦ «Алтай» – тогда еще АНИИХТа – создали компанию для разработки инновационной технологии производства кедрового масла. Были собраны специалисты из разных областей, каждый из которых внес свои знания, умения и опыт. Выходцы из научного института ставили целью в ту пору получить технологию бережной переработки сырья, а как следствие – натуральный, качественный, полезный и вкусный продукт. Но время было нестабильное, через год эту государственную программу закрыли.
Но у отца и его коллег уже были серьезные наработки, бросать дело не хотелось. К тому же направление было настолько близко и интересно отцу, что он продолжил изыскания в этой области, вкладывая уже свои средства. Так в 1995 году родилась компания «Специалист». Название говорит само за себя: команда была собрана из уникальных специалистов, технологов, инженеров, конструкторов. Удалось запатентовать уникальную технологию, изготовить специально под нее оборудование. И первую линию по переработке кедрового ореха все же запустили. Этот продукт – кедровое масло по сей день остается нашей визитной карточкой, хотя сегодня освоено многого других направлений.
– Бывает так, что дети не всегда хотят идти по стопам родителей, но обстоятельства диктуют иное. Ваш отец готовил вас как своего преемника?
– Вы знаете, в те годы такие долгосрочные планы мало кто строил. Жили одним днем. У предприятия была одна задача – сплотиться, зарекомендовать себя, выжить. Поэтому в самом начале о преемственности вряд ли думали. Но желание идти по стопам отца было всегда.
Так получилось, что я с детства соприкасался с природой, с ее дарами. Осенью всей семьей мы собирали ягоды облепихи по берегам Катуни. Как сейчас помню эти ароматы: весь дом и баня были пропитаны запахом облепихи, из которой мы всей семьей готовили вкусный кисло-сладкий сок и полезное масло, которым весь год лечились сами и дарили родным и друзьям.
А рюкзак отца у меня всегда ассоциировался только с запахом кедра. Каждый год отец с друзьями ездили шишковать на Семинский перевал. И вот эта тяга родителей к природе, их образ жизни и увлечения всегда внушали мне уважение. Наверное, именно тогда был заложен фундамент ценностей на всю мою дальнейшую жизнь, которую я, конечно, как и отец, видел в том же деле – производстве.
Когда немного подрос, помогал отцу как мог. Мой брат также. Мы работали, что называется, по всем фронтам и направлениям в компании, даже творчеством занимались. Я, например, рисовал дизайн первой упаковки для кедрового масла.
– Какие-то наставления от отца в это время получали?
– Держать марку. Всегда. Мы вышли на рынок с продуктом, для продвижения которого пришлось пройти долгий путь. А кто-то свои пути срезал: уже тогда была недобросовестная конкуренция. Но нам очень хотелось производить именно качественное масло с настоящим вкусом. И нам было чем удивить людей, знавших из масел в то время разве что подсолнечное. Этому принципу мы верны и сегодня: если что-то делать, то делать хорошо.
– Что сегодня представляет предприятие «Специалист»?
– Прежде всего это стабильный работодатель, который дает городу около 70 рабочих мест. Машинисты рушальных установок, прессовщики-отжимщики, сортировщики, упаковщики, кладовщики, технологи, сотрудники коммерческого отдела – одним словом, большая и сплоченная команда, труд которой объединен одной идеей – создать качественный продукт. И такая верность делу находит свое отражение в достойном уровне заработной платы.
– Многие компании, пройдя стадию становления, приходят к тому, что получение коммерческой прибыли – это не все, к чему нужно стремиться. На ваш взгляд, бизнес должен нести определенную социальную нагрузку?
– Безусловно. Я действительно считаю, что каждое предприятие, которое достигло определенных успехов, должно помогать людям: старшему поколению, на опыт которого ты опирался; детям, потому что они – это будущее этого города. Конечно, какие-то крупные проекты потянет не всякое предприятие, но если есть возможность оказать посильную поддержку – зачем упускать такой шанс?
А тем, кто пока только размышляет, готов ли он тратить свои ресурсы на такую поддержку, могу сказать по своему опыту: ничто не проходит бесследно. Те добрые дела, которые вы совершаете, возвращаются вам же таким хорошим положительным импульсом, который дает вам посыл к новым начинаниям, новым проектам. Такая обратная связь мотивирует работать больше и лучше, что в конечном итоге хорошо скажется на бизнесе.
Могу привести пример своего предприятия. Компания «Специалист» помогает ветеранам – к праздникам собираем для них гостинцы с нашими полезными продуктами. Поддерживаем спорт – греко-римскую борьбу, другие виды единоборств, художественную, спортивную гимнастику. У нас есть свой спортивный зал, который мы предоставляем для занятий различным секциям, в которых занимаются школьники.
– Почему вы это никогда не афишировали?
– Да я просто не медийный человек. Зачем мне это? Знаете, я не из тех, кого узнают на улице. Для меня дела всегда были гораздо важнее, чем разговор о них. То есть о том, что делаю для души, я рассказываю, конечно, но в основном семье, родным, друзьям, иногда коллегам по бизнесу.
– А вот если с другими представителями бизнеса объединиться, можно задуматься о более масштабных проектах.
– Так и происходит. К счастью, сегодня многие городские предприятия существуют не разрознено. У нас есть ряд сообществ. Это и наши кластеры – «АлтайБио» и композитный, и сообщество предпринимателей города, и сообщество «Бренд Бийск», и совет директоров. В таких сообществах рождаются очень интересные идеи, проекты, полезные для города. Через них же можно найти и соратников. Например, при таком консолидированном подходе можно заниматься благоустройством города, его озеленением. Для Бийска это особенно актуально. Половина города граничит с промзоной, поэтому неудивительно, что во многих районах проблема запахов, доносящихся оттуда, стоит особенно остро. И нам нужен заслон из зеленых насаждений, деревьев. Да и вообще, экология – это не то, заботы о чем можно отложить на завтра. Это и есть наше завтра – для нас и наших детей.
– Кстати, о детях. «Специалист» – предприятие семейное. Но сегодня мы все чаще видим, что молодежь не стремится оставаться на Алтае, выбирая для учебы и для жизни центральные регионы. Вы будущее своих детей связываете с предприятием, с Бийском?
– Конечно, мне бы хотелось, чтобы мои дети продолжили наше дело. Наше производство тесно связно с тайгой, с заповедными местами. Где-то в другом месте «Специалист» существовать не может. Это не означает, что я упорно буду стоять на своем и направлять детей в производство продуктов для здорового питания. Я соглашусь, если для себя они выберут другой путь. Но все-таки со своей стороны я приложу все усилия, чтобы они сами пришли к тому, как важно работать на благо того города, в котором ты родился и вырос. Возможно, учиться они будут и не здесь, но я надеюсь, специалистами они вернутся именно в Бийск. Я согласен с тем, что мы сегодня теряем нашу молодежь – она уезжает, выбирает другие города, другие регионы. И тут важно понимать, почему это происходит. Только так мы сможем переломить ситуацию. А все просто: чтобы наши дети оставались в Бийске, они должны верить в него, видеть в нем будущее – благоустроенный город, с красивыми парками, с яркими праздниками, с ощущением безопасности. И конечно, здесь должны быть рабочие места. Со своей стороны, я для этого делаю все.
)))))))))