Два месяца в Бийске будет работать ярмарка меда и сельхозпродукции.
В Бийске ярмарка на площади 9 Января будет проходить с 10 августа по 11 октября. Режим работы – с 9 до 20 часов. В начале недели журналисты «БР» побывали на месте и своими глазами посмотрели, что продают, и идут ли сюда бийчане.
Желтенькие, без нитратов
Первая остановка – палатка с арбузами.
Жара в этом году пришла рано, так что многие были уверены – бийские арбузы пойдут чуть ли не в июле. Но нет, продавать их стали в начале августа. Сроки, как говорят продавцы, не уникальные. В прошлом году одинцовские арбузы тоже начали продавать в десятых числах августа. Раннее тепло, а точнее жара, все-таки сказались на урожае алтайских ягод (позабывшим ботанику напоминаем, что арбузы относятся именно к таковым) - часть урожая просто «горела» на полях. Зато «выжившие» налились солнцем и вкусом.
Светлана Бухтиярова, продавец, делится главным секретом, как выбрать самый спелый и сладкий арбуз. Смотрим на полосочки тех арбузов, что посветлее. Когда нежно-зеленые полоски начинают отдавать желтизной, арбуз готов. Выбирать нужно его. Такие арбузы называют «рыжики». В темно-зеленых арбузах ориентируемся на пятно-просвет – тот участок, которым арбуз лежал к земле. Также ищем пятнышко пожелтее.
Пока Светлана проводит нам мастер-класс по выбору арбузов, ее советы внимательно слушают и покупатели. Убирать арбузик-рыжик, который продавец показывала нам как образцово-показательный, далеко не пришлось.
– Дайте, пожалуйста, вот этот, который вы показывали, – слышим от покупателей сразу после завершения «фотосессии».
Рыжик уходит в хорошие руки. Надеемся, примета не подвела, и он действительно оказался сладким и сочным.
– Вообще, бийчане любят именно одинцовские арбузы, – говорит Светлана. – Все-таки, свои - это свои. Точно знаешь, с какого они поля. Одно время были популярны приборчики, замеряющие нитраты в овощах и фруктах, - что-то наподобие ручки. Помню, пришел к нам с таким приборчиком один дедушка, решил проверить. На наши, одинцовские, прибор показывает: «норма». Решили сравнить с привозными арбузами, а тот сразу выводит – превышение нитратов.
Мед – для здоровья и для маркетинга
Проверять, сладким ли будет мед, и нужды-то собой нет. Тут, скорее, каждый ищет на свой вкус – с определенным ароматом, цветом или даже добавками.
Любовь Серебенникова, гостья ярмарки, говорит, что всякий раз приходит к одним и тем же пасечникам. У нее свой секрет выбора продавца: если люди каждый год приезжают на одно и то же место, значит, точно знают – нареканий к ним не будет.
– Я обычно покупаю поначалу маленькими баночками, – рассказывает Любовь. – Такую принес домой, попробовал, понравилось – сходил, купил еще. Сейчас меда хочется жиденького, чтобы на хлеб намазать. А вот на зиму предпочитаю покупать белый мед - липовый.
На прилавках меда – на любой вкус. И светлый, и темный с тяжелым, обволакивающим ароматом – дягилевый, и совсем белый, и даже цветной – с малиной, черникой, клубникой, клюквой. Кому-то такие новинки нравятся, другие предпочитают классику.
Светлана Коровина, представляющая на ярмарке семейную пасеку, говорит, что покупатели сегодня действительно засматриваются на разноцветные новинки, но сама уверена – мед хорош лишь в том случае, если это действительно мед, без примесей, без химии.
– Сегодня, к сожалению, даже лабораторные исследования не могут точно показать, мед перед вами или сахарный сироп с добавление меда, – говорит Светлана. – Конечно, купить мед можно сегодня и в гипермаркетах, но настоящий ли он там? Хотя сегодня многие стали проявлять большую заинтересованность в том, чтобы купить натуральный продукт. К нам, например, многие просятся приехать на пасеку, чтобы убедиться, что мы сами его качаем. Конечно, мы не против.
Медосбор в этом году начался рано. Коровины рассказывают: обычно качать мед они начинают в конце июля, а в этом году приступили к качке еще в первых числах месяца. Самый первый мед – с разнотравья: лугового, степного, горного. Зависит от того, где стоят стационарные пасеки. А вот чтобы получить мед однородный, такой еще называют монофлерный, пчел «собирают в дорогу». Улья вывозят на конкретное поле, где цветет то или иное растение. Но даже в этом случае нельзя говорить, что мед будет только с него. Пара пчел из улья все равно полетит «по своим делам», и принесет в улей другую пыльцу. Но монофлерным мед все равно будет считаться, ведь для этого достаточно чтобы он на 70 процентов был из пыльцовых зерен одной культуры.
Кстати, у пчел есть свои фавориты в мире флоры. К таким, например, относят дягиль, близкий родственник борщевика. Его соцветия открытые, и даже трудолюбивым пчелам не нужно лишний раз напрягаться, протискиваясь в цветок.
Пасечники Девяткины рассказывают, что дягилевый мед – один из самых популярных у бийчан.
– Вкус у него такой, таежный, – говорит Надежда Девяткина, наливая очередную баночку меда. – Мы его собираем в Солтонском районе, на границе с Ельцовкой. Там есть село Кедровка, где живут староверы. Наш мед – оттуда.
Над банками кружат осы – летят на запах. Зато не кусают, говорят продавцы, если их не трогать.
Есть на прилавках и меда привозные, например, белый липовый. Его везут из Башкирии, потому что на Алтае столько лип просто нет, чтобы качать мед чуть ли не в промышленных масштабах.
А вот разноцветные медовые смеси с ароматами различных ягод – продукт заводской. Как правило, мед в нем тот, что алтайские пасечники отдали на специальную переработку, а потом забрали для реализации.
Продавцы меда не скрывают – это скорее маркетинговый ход, ведь современный покупатель становится все более взыскательным и просит чего-нибудь эдакого. В общем, это то, что сегодня называется клиентоориентированностью. Если хочется меда для души и для здоровья, лучше смотреть на традиционные виды, тем более, цена не кусается – от 150-200 рублей за литр.
Девчонки, посмелее!
Рядом с медом и арбузами – картошка, помидоры, персики.
- Тоже алтайские? – спрашиваем продавца.
Лариса Гарнуша в ответ смеется. Чернослив с нектаринами, как и виноград, – лидеры потребительского спроса среди «иностранцев» в алтайском климате пока не приживаются, зато овощи почти все из региона. Главный поставщик – Рубцовск. Помидоры «стаканчики», перец болгарский и чили, огурцы, прикрытые влажной марлей от солнца, баклажаны, кукуруза и капуста – все наше.
А вот лук – из Казахстана. Наш, алтайский, почти не хранится.
– Лук в зиму еще рановато закупать, но вот такой уже вполне можно, – рассказывает Лариса Гарнуша, крутя в руках луковую головку. – Видите, золотистая шелуха, и чем больше такой «одежки», тем дольше лук будет храниться. Еще нужно обращать внимание на хвостик. Он обязательно должен быть сухим, а не торчать будулыгой.
– А мне бы картошечки, – подходит к палатке Надежда Васильевна, строго давая продавцу наказ, какие корнеплоды отправлять на весы, а какие – обратно в ящик.
- Все-таки рынок – это вам не магазин: тут можно прийти, повыбирать, – рассказывает Надежда Васильевна. – И общение тут совершенно другое. Я люблю девчонок за прилавком, которые тебя не отпустят: то одно предложат, то другое. К такому продавцу хочется приходить. Я всегда им говорю: девчонки, посмелее!
Фоторепортаж смахивает на скрытую рекламу. Такое впечатление, что тебя буквально тычут харей в это изобилие. Остается только умиляться.