Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как вернуть непонравившиеся подарки и обналичить сертификат в магазин

Как купить подарки и угощения к новогоднему столу так, чтобы они были в радость.

Разобраться, что делать с товарами по акции, подарочными сертификатами и просроченными продуктами, нам помогает независимый эксперт Елена МАКЕЕВА.

Перед праздниками почти все магазины объявляют акции со сниженными ценами. Если товар по такой акции не подойдет или окажется некачественным, можно ли его вернуть?

Нужно обращать внимание, какая именно акция проводится.

Если магазин сообщает, что снижение цен на товар связанно именно с праздником, то товары по этой акции ничем не будут отличаться от товаров, купленных в обычное время. Все правила, предусмотренные законом о защите прав потребителей – обмен или возврат – будут на него распространяться.

Может быть и так, что акция связана, например, со снижением качества товара. Однако, в этом случае продавец обязан указывать причину снижения цены – каким дефектом это обосновано, например, пятна на вещах. В этом случае покупатель приобретает товар с заведомо сниженным качеством, и он уже не имеет права обратиться в магазин за возвратом, ссылаясь именно на этот дефект. Другое дело, если на тех же «пятнистых» туфлях отклеилась подошва или разошелся шов на рубашке.

Обычно магазины идут навстречу и принимают товар назад?

Да, в том числе и «акционные» вещи. При этом должен быть соблюден рад условий. Так, если возвращается товар без брака, а просто потому, что он не подошел – по размеру, цвету или фасону, он не должен быть в употреблении. Также нужно сохранить ярлычки и упаковку.

Что делать, если хочется вернуть товар, но чек от покупки не сохранился?

На самом деле, в законе о защите прав потребителей говорится, что для обращения в магазин, где была совершена покупка, не обязательно наличие чека. Вернуть товар или обменять его можно и без чека. Это в теории. К сожалению, на практике сделать это сложнее, ведь нужно доказать, что товар приобрели именно в этом магазине. Доказательством может служить упаковка, ценник с оттиском магазина или свидетельские показания. Поэтому совершать крупные дорогостоящие покупки лучше не в одиночку. На всякий случай возьмите с собой родственников или знакомых.

А то, что в магазине продают точно такой же товар, считается доказательством?

Нет, при условии, что это не какой-то уникальный, эксклюзивный товар. Вещи, выпускаемые одним производителем, в одной и той же упаковке, могут быть в наличии в разных магазинах. Поэтому то, что товар той же марки и модели присутствует на прилавке, доказательством покупки именно в этом месте не является.

Сейчас многие дарят сертификаты на покупку. В принципе, удобно. Но что делать, если у него есть срок использования, а в этот период покупка так и не совершена?

Сертификаты – это действительно универсальный товар. Многие выбирают его в качестве подарка как раз потому, что боятся не угадать, что именно выбрать, и дают возможность совершить покупку самостоятельно. Сам сертификат,по сути, это документ, который подтверждает обязательство магазина предоставить предъявителю товар на определенную сумму. А сумма, за которую он был куплен, не что иное, как аванс, переданный магазину.

Если товар по сертификату так и не был куплен – причины могут быть разными (не было времени, нет нужного товара в наличии) – обладатель сертификата может обратиться в магазин с просьбой вернуть стоимость сертификата. Это вполне возможно, ссылайтесь на то, что закон о защите прав потребителей предусматривает, что условия продажи не должны ущемлять права покупателя. Магазин не имеет права не возвращать эти деньги, потому что иначе это можно будет считать необоснованным обогащением.

Часто при оплате товара сертификатом, если его номинал выше стоимости товара, продавцы говорят, что нужно выбрать что-то еще, чтобы израсходовать всю сумму. В итоге выбираешь что-то еще, и приходится даже доплачивать сверху. Насколько это обосновано?

Мы должны исходить из того, о чем говорили выше: сертификат конкретного торгового отдела является документом на оплату. То есть, сертификат на сумму в 5 тысяч рублей  ничем не отличается от купюры номиналом в те же 5 тысяч. Если бы вы совершали покупку на 4 тысячи и расплачивались денежной банкнотой, как бы отреагировали на отказ магазина давать вам сдачу? В случае с сертификатом – то же самое. Вас не могут обязать потратить всю сумму целиком. Требуйте сдачу.

Многие не любят дарить товар с чеками, бирками или ценой, не желая, что одариваемый знал, сколько стоит подарок. Насколько это правильно?

Каждый, конечно, решает сам. Если вы уверены, что ваш подарок точно понравится и пригодится, можно обойтись и без чеков, ценников и прочего. Но если не вы уверены, что своим подарком сможете угодить близким, есть сомнения, что вещь будут использовать, и она не будет лежать без дела, приложить чек и прочие атрибуты магазинной покупки будет не лишним. Не стоит этого стесняться. Таким образом вы, напротив, проявите заботу об одариваемом, и дадите ему возможность обменять товар на более подходящий и полезный для него.

Какие категории товаров нельзя вернуть?

Их много, они перечислены в законе о защите прав потребителей. Обратите внимание, эти товары нельзя вернуть, если они не подошли вам или не понравились. А вот если вы обнаружили брак – то это совсем иное дело. Вот примеры товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату, но часто используются в качестве подарков:

  • предметы личной гигиены (расчески, заколки, бигуди, маникюрные ножницы и др.);
  • лекарства и медицинские приборы;
  • товары по уходу за детьми (соски, пеленки, бутылочки и т. д.);
  • нательное и постельное белье;
  • парфюмерия и косметика;
  • бытовая мебель (хотя некоторые магазины дают покупателям возможность возвращать мебель, по закону они этого делать не обязаны);
  • ювелирные изделия;
  • животные и растения;
  • сложная бытовая техника.

Не секрет, что в канун больших праздников, таких, как Новый год, на прилавках продуктовых магазинов могут появиться товары не очень хорошего качества – чуть подпорченные или с почти истекшим сроком годности. В пылу масштабных закупок не все обращают на это внимание, а потом покупателя ждет разочарование. Что делать в таком случае?

Разумеется, лучше обращать внимание на тот же срок годности или внешний вид при покупке. Но если уж приобрели некачественные продукты, нужно идти и возвращать их в магазин. При этом сам товар выбрасывать нельзя – его обязательно нужно будет предъявить продавцу «лицом». Другие доказательства, например, фото и видеофиксация – не принимаются. 

Обратите внимание, что не всякая причина будет являться основанием для возврата денег за продукты. Просроченный срок годности, несоответствие информации на упаковке действительности, посторонние предметы в продукте (насекомые, например), нарушение упаковки по вине магазина (это еще нужно доказать) – все это говорит о том, что продукт некачественный. А вот если вы ссылаетесь на то, что у продукта несвойственный запах или вкус (например, отдает горечью), то магазин может и отказать в возврате, так как эти суждения оценочные и субъективные. Однако, вы можете доказать свою правоту, обратившись за экспертизой. Особенно это может пригодиться, если товар был дорогостоящим – икра или алкоголь, например.

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: