Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи

Гаражи

«БР» уже писал о проекте закона об оформлении гаражей. Но как дело обстоит на практике?

Предполагается, что с принятием закона у граждан, не имеющих документов на гаражи, появится возможность оформить их в собственность и приобрести участок под ними.

Легализация – это, конечно, хорошо. На практике, похоже, все будет происходить не так гладко и просто, как на бумаге. Во всяком случае в Бийске. Почему, поясним подробнее. Но сначала немного истории.

Как изначально в разных закутках города появились металлические коробки? Порой и невооруженным глазом видно, что там-то или там-то стоять гаражи не должны. Но ведь стоят, и стоят самовольно. Хотя не исключено, что самому первому владельцу гаража действительно выдавалось разрешение на его возведение. Как правило, навстречу шли ветеранам войны и инвалидам, которым сложно было добираться до кооператива. Им разрешали ставить гаражи непосредственно в жилых микрорайонах, почти во дворах. Вышел из дома –и рядом гараж. Однако в тех разрешениях, многие из которых выдавались еще в советское время, была оговорка: гараж подлежит демонтажу по первому требованию администрации.

 

Гаражи
Гаражи
Фото: архив "БР".

 

Сегодня многих первых владельцев уже нет. Гаражи их неоднократно наследовались и перепродавались. Затем рядом с этими изначально разрешенными гаражами вставали другие. В итоге к 90-м каждый ставил там, где хотел. Виктор Гусельников, замглавы Бийска по вопросам строительства с 1992 по 2001 год, говорил, что за Бийском даже закрепилось название «город гаражей».

Бороться с этим, конечно, пытались. То и дело на металлических гаражах появлялись уведомления о переносе. Но от перестановки гаражей их сумма не менялась.

Зато менялся законодательный подход к борьбе с самовольщиками. Категорией, которой всегда шли навстречу, так и оставались инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны. Если они обращались с запросом в отдел архитектуры, то проводилось обследование земельного участка, где находится гараж, и выдавалось разрешение. Всем остальным владельцам, если гараж не соответствовал нормам, например находился в радиусе 50 метров от больницы, детсада или школы, выдавали, а точнее просто наклеивали, предписание о добровольном сносе в течение 30 дней. Если этого не происходило, демонтаж гаража производился в судебном порядке, а все издержки ложились на владельца постройки.

 

Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"; архив "БР".

 

В 2014 году сносить и увозить незаконные гаражи стало законодательно проще - как ларьки, киоски и прочее. Усомниться в законности установки гаража теперь могли специалисты сразу нескольких ведомств – управления ЖКХ, управления муниципальным имуществом и отдела архитектуры. Далее сведения направлялись на рассмотрение рабочей группе, потом – обследование участка и решение о демонтаже, которое публиковалось на официальном сайте мэрии и направлялось владельцу заказным письмом. На снос давалось уже 10 дней.

Впрочем, и так понятно, что реагировали на такие предупреждения владельцы металлических гаражей слабо. Петр Ионенко, начальник отдела архитектуры Бийска, говорит, что это и неудивительно: если у человека тридцать лет на одном и том же месте стоял гараж, то едва ли он за один день решит его перенести. Суды, конечно, были. Но даже с решением на руках сносить гараж, который не заброшен, в отсутствие владельца могло бы выйти себе – то есть городскому бюджету – дороже. А если там внутри машина? А стоит она отнюдь не копейки. И потом, очевидно, что убрав гараж с одного места, владелец переставит его в другое.

 

Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"; архив "БР".

 

– Во всяком случае сегодня мы знаем, где гаражи расположены, есть ли под ними коммуникации, – говорит Петр Владимирович. – Рейды с последующим демонтажом тем не менее проводятся регулярно. Пожалуй, самый приметный участок – треугольник на пересечении улиц Красноармейской и Мерлина. При движении в сторону старого центра те гаражи, что тут стояли, закрывали водителям обзор, что было чревато ДТП. Сегодня этот участок свободен. Но проблема самовольно установленных гаражей по-прежнему остается для Бийска актуальной. Как, наверное, и для любого города. И каждый раз ее решение болезненно для владельцев.

Еще одна громкая история последнего года – гаражи на улице Короленко. В прошлом году владельцев предупредили: убирать придется, ведь здесь этим летом должны капитально отремонтировать дорогу по улице Короленко, а на месте гаражей должна появиться парковка для приезжающих в детскую больницу. Подсластили в мэрии горькую пилюлю тем, что пообещали подыскать в этом же районе территорию для переноса гаражей.

 

Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"; архив "БР".

 

Ну а как же легализация? В отделе архитектуры говорят, что самый простой путь у тех, чьи гаражи установлены на придомовой территории. Что там ставить, а от чего избавляться, решает общее собрание собственников жилья. Поэтому если соседи не против вашего гаража – спите спокойно. Определить границы придомовой территории можно на публичной кадастровой карте, она есть в интернете в открытом доступе. Вашего гаража, там, конечно не будет, но путем нехитрых сопоставлений можно примерно понять, относится ли он к придомовой территории.

 

Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Пакт о ненападении: почему бийчане не спешат легализовывать гаражи
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"; архив "БР".

Публичная кадастровая карта Алтайский край - 2019 года

Хуже дела обстоят, если гараж стоит на муниципальной земле. В этом случае потребуется пройти довольно долгий и, главное, затратный путь. Первое, что потребуется, – проект межевания территории, на которой установлен гараж, с последующим проведением публичных слушаний. Вот только подобные планы не составляются под участок в десяток квадратных метров, а захватывают до целого микрорайона. Цена – соответствующая. Мало кто из владельцев гаражей решится на такое предприятие.

Поэтому пока в Бийске негласно действует «пакт о ненападении». Борьба с теми гаражами, которые не стоят на коммуникациях или в зоне ожидаемого строительства, идет в вялотекущем режиме, который, в общем-то, устраивает всех. Чиновники говорят: сейчас главная задача не допустить появления новых самовольных гаражей. И это вроде бы работает. Транспорт в Бийске прирастает – примерно по тысяче машин в год. Ожидается, что через десять лет у бийчан будет около 65 тысяч автомобилей. И большая их часть уже сейчас сосредотачивается во дворах. Но это уже другая проблема.

Комментарии (2)

1000

Авторизоваться:

гость

На каком основании в статье дается ссылка на неофициальный источник (Публичная кадастровая карта Алтайский край - 2019 года)? По Вашей ссылке идет сайт индивидуального предпринимателя Деревянкина Дениса Вячеславовича, проживающего в Санкт-Петербурге. Он как-то связан с Росреестром?

Конрад Маюнов

Недавно в районе новостроек на АБ за Марией РА горела пара оставшихся деревянных домов... прямо рядом с ограждением новостроек. Даже не пытайтесь убеждать, что это не кем-то заказанный поджог... При чём тут гаражи? Конечно... ни при чём... Как и открытые несанкционированные рынки - "портят вид города"... ну или просто занимают кем-то облюбованную территорию. Примерно как окорочка были вполне полезны, пока Россия не поругалась с США, а вина Грузии - пока Россия не поругалась с оной. А мы наивнячки такие, ага.