Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Александр Пузиков: У нас вся страна поёт, пляшет, только не работает

С Александром Пузиковым говорим о взлетах и падениях дополнительного образования.

На минувшей неделе мы много писали о бийском клубе ракетомоделирования. Совсем еще юные ребята запускают в небо модели настоящих ракет. За этим – долгие часы в мастерской, надежды родителей и, конечно, бесценные советы педагога.

С Александром Пузиковым мы говорим о том, какие взлеты, но чаще всего падения, переживает дополнительное образование, о том, чем шнурки лучше липучек, о толерантности и месте девочек.

- Ко дню космонавтики все желающие могли стать зрителями «полетов», которые состоялись благодаря вам и вашим воспитанникам. Многие после таких представлений хотят попасть в ваш кружок?

- Попасть к нам легко, у нас остаться трудно.  Дело в том, что техническое творчество, в том числе и моделирование, отличается тем, что тут нужно именно работать, трудиться. А сейчас дети почти не занимаются созидательным трудом. Скажу больше, сейчас всевозможные гаджеты – смартфоны, планшеты – отняли всякое желание у детей что-то делать руками, шевелиться, стремиться к чему-то. А тут - включил игру на телефоне, и через 15 минут ты – чемпион, красавчик, и жизнь удалась. Раньше, чтобы добиться такого же, ребенок должен был приложить немалые усилия.

- Может быть, причина в том, что родители просто отдают не в те кружки, в соответствии со своим «чувством прекрасного»?  А у ребенка склонность к другому?

- Чем хорошо дополнительное образование – ребенок может попробовать себя в нем. Пришел, посмотрел,  не понравилось – ушел искать себя в другой области. Так что ребят, занимающихся каким-то конкретным направлением, не может быть много, тем более тех, кто занимается им увлеченно, с высокими результатами. Поэтому если мы приводим на запуски человек десять – это уже очень хорошо.

- Почему идет такой отсев?

- Причин много. Меняются сами дети, меняется то, чему их учат. В современном образовании все шиворот-навыворот. Ребенок только пришел, еще ничего не знает, а от него просят что-то спроектировать, написать проект. А у него еще базы никакой нет. Как можно работать, не зная основ? Сначала надо изучить материалы, их свойства, освоить технологии и тогда из этого пасьянса уже можно сложить что-то свое. Детей сегодня заставляют сразу замахиваться на что-то грандиозное. Вот, приходит мальчишка, который готов построить самую красивую, самую сложную ракету. Говорю ему: давай начнем с самой простой. Начинаем, и уже через какое-то время он говорит: я, наверное, пришел не туда, мне тут сложно.

У меня - не школа. В школе тебе задали тему, ты ее не подготовил – получил двойку, и все. А я двойки не ставлю, я помогаю ребенку собрать его модель.  И пока он с этим не справится, к «следующей теме» он не перейдет. Но скорость у каждого своя, и рассогласования по времени начинаются тут же. Кто-то «убегает»  вперед, а с кем-то нужно позаниматься подольше. Потому что важно не только рассказать, но и правильно «поставить руки». Возможно это, когда в группе по десять ребят? Нет, конечно.

- А наполняемость групп – это такое требование?

- Да. Я был на финале конкурса «Учитель года», который проводился в Петербурге. И все мы в один голос говорили: больше шести человек на занятиях быть не должно. Но те нормативы, на которые сегодня ориентируется дополнительное образование, были приняты еще в 1956 году. С тех пор они не поменялись, а поколения изменились, техника изменилась, ритм жизни изменился. А нас заставляют жить по нормативам полувековой давности.

- А сами дети поменялись? Эра компьютеров как-то отразилась на них?

- Меняется все - скорость реакции, умения, навыки – и совсем не в лучшую сторону. Все знают, что мелкая моторика напрямую связана с мозговой деятельностью. Даже людям, перенесшим инсульт, советуют собирать мозаики, нанизывать бисер и прочее, чтобы кончики пальцев постоянно работали. Что такое компьютер? По его клавиатуре можно тыкать хоть копытами. В итоге мы видим, что сегодня к нам приходят дети, у которых руки не развиты вообще. Они не могут завязать простой узел, потому что у половины из них обувь не на шнурках, а на липучках.  Причем, это умные дети, у них работает голова, а моторики нет. Это значит, что его мозг не настроен на то, чтобы вникать в какие-то тонкости.

- Девчонки-то среди воспитанников бывают?

- (после глубокого вздоха) Бывают. Я одно время даже целенаправленно пытался культивировать ракетомоделирование среди девчонок, но не вышло.

Я убежден, что люди, которые говорят о феминизме, о равенстве, на самом деле «не в теме». Мы все разные, и зачем нас выравнивать? Вот приняли в Америке закон: на десять человек в коллективе обязательно хотя бы по одному должны быть негр, «радужный» и женщина. А почему? А они отвечают требованиям предприятия к квалификации работника?

У нас приходят все – мальчики, девочки. Кстати, ракетомодельный спорт не делится на женский и мужской. И среди чемпионов России есть женщины. Но это скорее исключения, в основном в ракетомоделировании – мальчишки.

- Наверняка и какую-то социальную функцию такие кружки несли?

- У нас много неполных семей, где женщины воспитывают мальчиков. А пацаны должны расти в мужской среде и технические кружки этому способствовали. 

Я всегда вспоминаю, как в то время, когда работал в школе, на родительских собраниях мне говорили: у вас сложные уроки. А я ничего такого особенного не требовал  - исполнительности, добросовестности, порядочности.  Приходилось отвечать: «Мамочки, а кто бы из вас хотел видеть дома мужика, который поет, танцует, а гвоздь забить или кран починить  не может?».

Сегодня ситуация такая, что мужчин в системе образования, особенно дополнительном, почти нет.  Причины разные: уровень зарплат, требования, отчеты, наполняемость групп. Но логика в этом почти отсутствует. Почему, когда ребенка учат играть на пианино, педагог занимается с ним одним, а если это работа на токарном станке, то считается, что можно одновременно учить десять человек?

На смену пришел другой набор допобразования: английский, танцы, плавание и прочее…  Вот и получается, что у нас вся страна поет, пляшет, только не работает.

- Но, казалось бы, сегодня выбор дополнительного образования – да, часто уже на коммерческой основе, а не в комнатах школьника или домах творчества, – но велик.

- То, что он есть, – это иллюзия. Выбора уже почти нет. Например, ракетомодельных кружков в Бийске в 90-е было четыре, сейчас – только один, наш, и, возможно, скоро он перестанет работать. С судомодельными кружками, радиокружками также.  А откуда у нас возьмутся технические мастера, если у ребенка с детства нет навыков работы с тем же паяльником? Раньше на техкружки был госзаказ: за них платили, их снабжали. Сейчас это услуга: хотите – ходите, хотите – нет. Человек труда не котируется, только «креатив».

- Тем, кто хочет, чтобы ребенок все-таки попробовал себя в техническом направлении, ракетомоделировании, куда обращаться?

- Сейчас  мы занимается в Бийском технологическом институте, в главном здании. На вахте подскажут, как к нам пройти. Занятия бесплатные, за свой счет приобретаются только материалы.

Комментарии (22)

1000

Авторизоваться:

Гость

а ещё ракетки запускает

Конрад Маюнов

Все верно сказал. Дополнительного образования нет. Все эти пения, музыка, танцы, гимнастика и прочий футбол - это просто хобби, формы досуга, в практической жизни бесполезные.

Гость
Конрад Маюнов, Ну вот как можна!!! Ты посмотри на депутатов ГД!!! Ведь сплошь - певцы ртом, ведущие всяких реалити-шоу, футболисты и прочие фигуристки с гимнастками!!!
Ответить
Конрад Маюнов
Гость, вот они и кормят народ песнями... Не потому ли страна в жж?
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, нет не поэтому, а потому что этим песням верят из раза в раз, как в первый раз, вот настоящие виновники - те кто верит.
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, ракетомоделирование - тоже хобби, в практической жизни бесполезное.
Ответить
Гость
Гость, да не такое уж и бесполезное. Там присутствуют и слесарное дело, и металлообработка, и прикладная химия вмс, и электронная схемотехника. Плюс конструирование, черчение, физико-математические расчеты.
Ответить
гость

Молодец Александр Пузиков .Первый раз с ним судьба свела в 1988 году .Он работал пионервожатым в лагере "Ракета ".А мой сын попал к нему в отряд ..

Гвоздь

Слушайте, прочитал всю статью, навернулась скупая мужская слеза после таких слов. И ведь каждое слово истина! Пока живы такие воспитатели нового поколения ещё не всё пропало в России. Хотя, судя по кричащему заголовку хотелось захейтить и написать какой ни будь бред в комментах. Здоровья товарищу, и долгих лет работы на благо детей и страны!

Андрей
Гвоздь, Согласен... А то сейчас*страна ждёт героев, п... рождает дураков*
Ответить
Гвоздь
Андрей , хочешь победить врага воспитай его детей. Наших детей сейчас воспитывает ютюб и всякие пидоблогеры, вместо героя статьи. Надо что то менять! Если ещё не поздно!
Ответить
Ляля
Гвоздь, да уже поздно... Поколение NEXT уже своих плодит....
Ответить
Спасибо учителю

Спасибо вам, Александр! За то, что как последний из могикан бесплатно учите ребят хорошему, доброму, вечному. Очень грустно звучат слова о том, что ваш кружок, возможно, тоже уйдет в небытие. Надеюсь, этого не произойдет и всегда будут ребята, для которых жизнь шире смартфона)

Гость
Спасибо учителю, вовсе не бесплатно, он за это зарплату получает. А то, что плату с детей не берут, так это же муниципальное учреждение, а не частная лавочка. В этом его заслуги нет.
Ответить
Гость
Гость, его заслуга в том, что вообще с нашими детьми работает, а не с американскими или китайскими. Там большой спрос на наших педагогов, которые с малышней работают, интерес к науке и технике прививают. А по поводу муниципального - так политех к таким не относится, а из Родины моделистов "попросили". У нас же все для детей.
Ответить
Гость
Гость, да сто лет наши моделисты и вообще более никто китаю не нужны, они уже всё что им было нужно переняли и скупили и сейчас даже пилотов наших всех уволили и отправили обратно потому как на этом опыте своих обучили. Теперь китайцы всех и всё снабжают уже, даже в японской оригинальной технике уже более 50% компонентов китайских, а про нас вообще молчу, своего ничего нет всё китайское а наши только наклейки.
Ответить
Гость
Гость, вы это в интернете прочитали или на личном примере видели? Я - на личном. Половина педагогов в элитных школах и допобразовании в Поднебесной - из Европы и России.
Ответить
Гость
Гость, уже нет
Ответить
гость

Тронут. Проникся уважением. Вот у таких людей зарплата должна быть как у губернатора.

Губернатор
гость, не дам!
Ответить
Гость

Статья правильная но название не очень.Даже не хотел читать.

Гость

Не знаю его, но какой же классный мужик. Посмотрите как на видео у него горят глаза! Это же настоящий педагог которому точно не всеравно на детей. Их надо на вес золота ценить.