Прибор, над которым сегодня работают на базе Бийского технологического института, создать попросили коллеги из Китая.
Применять его будут не только не в нашей стране, но и вообще не на Земле. До «места работы» ему еще предстоит преодолеть почти 400 тысяч километров.
Поднебесная уже давно устремилась в небеса, и даже дальше. Сегодня китайских исследователей все больше тянет Луна. Среди задач, которые ставят перед собой китайские исследователи, - взять образцы лунного грунта и проверить, есть ли на Луне вода. Если да – это открывает новые горизонты. Значит, вполне по силам создать на спутнике Земли лунный модуль – настоящую базу, ведь из воды можно получить кислород.
На помощь позвали бийчан. У лаборатории кафедры методов и средств измерений и автоматизаций бийского политеха опыт исследований и практики в области ультразвука – вот уже четверть века. Сегодня здесь работают над прибором, который мог бы функционировать за пределами нашей планеты. Работа идет в рамках гранта, который вуз получил от Российского фонда федеральных исследований в конце 2018 года. Научное исследование, которое рассчитано на два года – 2019 и 2020 - проводится совместно с Харбинским университетом. Тема с космическим уклоном: «Исследование и разработка физических принципов ультразвукового бурения поверхности внеземных объектов и планет».
В общем, бийские ученые помогут в освоении Луны. А еще можно вспомнить классику мировой фантастики – фильм «Армагеддон», про бурение астероидов. Ведь работать прибору из БТИ придется и в таких условиях, правда, скорее всего, без голливудского драматизма. Словом, от подобных новостей у людей непосвященных голова кругом, а бийские инженеры лишь скромно отмахиваются, мол, рядовая задача.
- Не могу сказать, что для меня, как ученого, это экстраоригинальное задание, - говорит доцент кафедры Сергей Цыганок. - Однако задача интересная с инженерной точки зрения, сложная. Принцип, в общем-то, давно известный. Но нам нужно все это реализовать аппаратно: в «железе», начинить электроникой. Когда мы только начали взаимодействие с китайскими коллегами, интересовались, что их в первую очередь интересует. Оказалось, именно ультразвуковая размерная обработка. То есть, по-простому, нужно пристыковаться к Луне или астероиду и произвести забор материалов. Важно при этом не нагреть сам грунт или прибор – иначе от высоких температур вода может испариться. Вот почему нельзя сверлить – будет перегревание. Кроме того, при работе в космосе нужно учитывать и третий закон Ньютона, если мы сосредоточимся на ударной технике, то аппараты просто оттолкнутся от рабочей поверхности. В общем, учесть нужно много моментов.
А вот тем, что предстоит этой технике работать в космосе, Сергей Николаевич «заманивает» в проект новых помощников – студентов, аспирантов, молодых инженеров. Говорит, они потом могут отшучиваться, почему Луна похожа на сыр. Это все «проделки» бийских ученых, научившихся забирать лунный грунт.
Пока же пробы образцов проходят на пенобетоне. Ориентироваться приходится вслепую. По предварительным исследованиям, лунный грунт – это спрессованный песок, но что там окажется на деле, на 100 процентов угадать нельзя, поэтому нужно быть готовым к любой поверхности.
Просим показать, как работает прибор, названия у которого пока нет. Десять минут на настройку, и лабораторию наполняет звук, напоминающий гул и жужжание одновременно. Очень громко.
- Вот это и есть тот уровень ультразвука, который дает нужный эффект, - поясняет Евгений Ильченко, инженер Центра ультразвуковых технологий. - Работа по принципу перфоратора, только с частотой 20 килогерц.
Для сравнения, это примерно в 300 раз больше, чем у бытовых электроинструментов. Кстати, как пояснили нам на кафедре, примерно по тому же принципу работают и чудо-машинки для стирки. Только чтобы от них был эффект, шум они должны издавать примерно такой же, как и аппарат бийских ученых.
Вопрос у меня к учёным только один - как в безвоздушном пространстве Луны будут распространяться эти ультразвуковые волны?